Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных бюджету Омской области, в том числе на мероприятия, посвященные 300-летию города.
Наиболее значительное недофинансирование сложилось по 4 крупным и стратегически важным для области объектам: международный аэропорт, гидроузел на реке Иртыш, Омский метрополитен и магистральный канализационный коллектор (финансирование не осуществлялось вовсе). При проверке реализации мероприятий Плана были выявлены многочисленные недостатки и нарушения.
В частности, по объекту «Красногорский гидроузел на реке Иртыш». Затраты на строительство составили 5,5 млрд руб., из них расходы областного бюджета – 1,8 млрд руб. Дополнительный объем средств для завершения работ оценочно составляет 5,2 млрд руб.
В результате банкротства подрядчика ООО «Мостовик» и отсутствия финансирования с 2014 года, строительство гидроузла было заморожено.
«В результате текущее техническое состояние гидроузла, отсутствие достоверности определения сметной стоимости объемов работ, необходимых для завершения его строительства, а также источников финансирования, может привести к невыполнению целей и задач, определенных Водной стратегией, и утрате построенных элементов гидроузла», - гласит отчет Счетной палаты.
Что касается Омского метрополитена. В рамках подготовки к 300-летию Омска объем финансирования работ по строительству метрополитена на 2008-2016 гг. был запланирован в размере 30,6 млрд рублей (24,5 млрд – бюджет региона, 6,1 млрд – федеральный бюджет). По факту на финансирование строительства объекта было направлено 6,6 млрд руб., из которых 3,8 млрд руб. - средства бюджета региона, 2,8 млрд руб. - средства федерального бюджета.
«В феврале 2014 г. Минфин России предоставил бюджету Омской области дотацию на цели строительства Омского метрополитена на сумму 1 млрд руб. Часть этих средств в размере 290 млн руб. была предоставлена в качестве аванса подрядчику – ООО «Мостовик», который в 2015 г. был объявлен банкротом. Просроченная дебиторская задолженность по выданному в 2014 г. авансу составляет 80 млн руб. Остаток дотации из федерального бюджета в размере 710 млн руб. до настоящего времени не использован и находится на лицевом счете Минфина Омской области», - написано в отчете.
С 2014 года строительство метрополитена не ведется. Степень готовности объекта составляет 36%.
Самое важное, что несвоевременное выполнение работ повлекло существенное увеличение стоимости строительства метро. Например, в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, связанных в основном с безопасностью объекта, стоимость строительства метро увеличилась с 11 до 19 млрд руб.
«Состояние объекта незавершенного строительства влечет риски возникновения аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями, в том числе: проседание грунтов под жилыми домами, деформация временных ограждающих конструкций, подтопление перегонных тоннелей. При этом бюджетом Омской области средства на Омский метрополитен в 2017 году не предусмотрены», - констатировал в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Валерий Богомолов.