Омск находится в ожидании очередных выборов депутатов Омского городского Совета, которые должны состояться в сентябре 2017 года, поэтому ожидаемо, что инсайды и слухи о том, кто победит и проиграет, уже стали неотъемлемой частью региональной новостной повестки. Совсем скоро омская пресса получит массу информационных поводов и с удовольствием будет обсуждать сформированный политический курс региона, симпатии омского электората, альянсы потенциальных союзников, медиавойны, внутрипартийные интриги, политическую расторговку и все другие события, предвещающие скорые политические перемены.
Накануне, 25 марта, состоялся семинар известного омского политтехнолога Сергея Старовойтова по теме «Планирование успешной избирательной кампании». Узнать о секретах управления политическими процессами пришли представители омского избиркома, помощники депутатов Омского городского Совета, Законодательного собрания, Государственной думы, сотрудники пресс-службы омского нефтезавода, журналисты, сопредседатели общественной организации «Оплот».
Генерального директора федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергея Старовойтова можно назвать пионером политконсалтинга. О том, каковы азбучные истины, следование которым не гарантирует выигрыш в предвыборной гонки, но игнорирование коих влечет потерю политических очков, поделился гуру избирательных технологий – в репортаже «СуперОмска».
Семинар был посвящен важнейшим доминантам вхождения во власть – куда вкладывать силы и ресурсы, чтобы стать понятной для электората политической фигурой, в каком русле давать предвыборные обещания, как соответствовать ожиданиям избирателей и причинам того, почему одни побеждают на выборах, а другие - нет. Во главу угла успешной политической деятельности Сергей Старовойтов ставит уверенность кандидата в своей непременной победе. Но прежде чем выйти на старт предвыборной гонки, по мнению оратора, соискатель должен честно ответить самому себе на вопросы о том, что он получит и от чего нужно будет отказаться, попав на желаемую выборную должность.
Вопрос готовности отказа от чего-то далеко не праздный – к народным избранникам ожидаемо приковано внимание СМИ и общества, поэтому необходимость блюсти «облико морале», запрет покупать за границей недвижимость и ряд других ограничений идут вдобавок к любой заметной выборной должности. Кроме этого, по неписанным правилам политических процессов и явлений не дремлющие конкуренты и власти, имеющие другие планы на выбранный избирательный округ, могут доставить немало неприятных минут.
«Любая избирательная кампания – это алгоритм. В выборах больше математики, чем искусства, это всегда формулы, это всегда алгоритмы», – раскрыл Старовойтов первый секрет успешных избирательных кампаний.
Одна из ошибок, от которой предостерег пришедших на семинар спикер, – вставать в позицию просителя у кого бы то ни было, а также терять время в чиновничьих кабинетах. По его мнению, самые успешные политики ни у кого разрешения не спрашивают. А у тех, кто начинает борьбу за власть в позиции просителя, причем безотносительно предмета просьбы – участия в праймериз или выделения избирательного округа, где баллотируются соперники со слабым политическим и аппаратным весом, меньше шансов на победу, поэтому кандидат должен стремиться быть сильным, успешным и самостоятельным.
Вместе с тем, говоря о страхе политиков и общественных деятелей участвовать выборах, Старовойтов утверждает, что они просто руководствуются мифами, что попасть в большую политику могут только избранные и за немаленькие финансовые вложения. По его убеждению, эти мифы и созданы теми, кто находится у власти, и выгодны прежде всего политическим тяжеловесам и фигурам, кажущимся по многим фронтам незаменимыми и непотопляемыми. Таким незамысловатым образом последние «отсекают» конкурентов.
Во многом поэтому оратор призвал и к тому, чтобы больше людей не только начали штурм политических олимпов, но и мотивировали на это своих друзей, знакомых – любое оживление на политических фронтах положительно влияет на развитие региона в целом. Понятны и аргументы: «Чем больше будет активность политического общества, тем ответственнее будет власть, потому что конкуренция в политике рождает ответственность власти», – подчеркнул Старовойтов.
Говоря о планировании любой избирательной кампании, оратор ссылается на опыт китайского полководца Сунь-цзы и одну из его военных стратегий «ударить твердым по мягкому», что легко переводится в актуальный политический контекст как направление своих преимуществ против слабых моментов соперника, а также интенсивный мониторинг интересов и настроений тех социальных групп, на которые кандидат будет опираться.
«Стратегия – это то, на что вы делаете ставку в своей победе. Конкретно вы в конкретной ситуации. Стратегия не может быть «отвязана» от конкретной ситуации и не может быть одна на все случаи жизни. Стратегия должна опираться на исследования, а это должен делать штаб кандидата в самом начале. Безусловно, для этого нужно изучить соперника, изучить конкурентов, изучить электоральную среду и понять, что из себя представляет избирательный округ. Даже изучение электоральной истории, как голосовали люди на этой территории в течение последних трех-пяти выборов, позволит вам экстраполировать это на текущую ситуацию. Потому что совершенно очевидно, что, например, если это депрессивный коммунистический округ, то, наверное, не стоит туда выходить с либеральными инициативами», – раскрыл политтехнолог нюансы своей работы.
В начале любой предвыборной гонки Сергей Старовойтов предлагает выстраивать стратегию избирательной кампании из нескольких базовых блоков. Во-первых, это организационный этап, когда формируются штабы, проводятся исследования, необходимые для формирования стратегии, осуществляются GR-мероприятия (Ред. - взаимодействие с органами государственной власти), формируется команда и появляется понимание, как будет формироваться бюджет избирательной кампании. Второй этап включает в себя информирование, когда нужно сообщить избирателям, что кандидат заявил о своих политических амбициях, и начинать повышать его узнаваемость, которая в идеале должна достигнуть 70%.
Разумеется, извечным приоритетом в применении действенных политических технологий Старовойтов называет понимание электоральных ожиданий избирателя – насущных проблем и чаяний жителей конкретного избирательного округа. Говоря об этом, спикер сравнил эту довольно непростую задачу с соблазнением женщины: как мужчина обещает звезды и Луну, так и политик должен обещать избирателям выполнить их ожидания. «Электоральные ожидания должны быть четко понятны штабу кандидата. Без этого не стоит выходить в народ вообще», – подчеркнул спикер.
Как стало понятно из озвученных лайфхаков семинара, среди способов ведения избирательной кампании по эффективности превалирует адресная работа с избирателями, или микротаргетинг: когда с помощью агитаторов штаб имеет четкое понимание того, в какой квартире за кандидата готовы отдать голос, чтобы потом прийти к своим сторонникам и привести их на выборы. Говоря о ресурсах кандидата, таких как время, кадры и деньги, Сергей Старовойтов не без основания полагает, что самый весомый козырь – это время, потому что кандидат имеет возможность агитировать лично. Без грамотных кадровых, как и финансовых, вложений сложно заказывать музыку на выборах. Также искушенный в выборных войнах спикер упоминает и значение административного ресурса, который все другие возможности кандидата многократно усиливает.
Пришедшим на семинар была показана и формула победы. Например, есть условный округ в 100 тысяч избирателей с ожидаемой явкой в 30%, что составляет 30 тысяч избирателей, 15 тысяч которых должны проголосовать за конкретного кандидата. Соответственно, штаб должен работать таким образом, чтобы к концу избирательной кампании четко понимать, где эти избиратели, и таким образом формулировать свою стратегию.
Еще одним секретом политического маркетинга Сергей Старовойтов считает механизмы привлечения дополнительных избирателей, например, найти точки соприкосновения с руководством промышленных гигантов, которое может способствовать как явке, так и нужным голосам. При этом оратор предостерегает и от опасности стать жертвой обмана «торговцев голосами», которые встречаются среди лидеров национальных, спортивных и других объединений.
Получение политических дивидендов напрямую связано с эффективностью понимания тех вопросов, на которые команда кандидата должна иметь ответы в начале избирательной кампании: количество встреч с избирателями, пикетов, тиражей агитационной информации и многого другого.
Как показывает опыт и практика, у всех победителей выборной гонки был месседж (Ред. –послание кандидата к избирателям, его основное обращение к ним), который опять же создается из ожиданий избирателей и выражен в слогане - лозунге, из которого можно понять смысл месседжа.
«Месседж должен соответствовать ожиданиям избирателя. Есть электоральные ожидания, и месседж должен быть связан с электоральными ожиданиями. Например, люди хотят безопасности в своем районе, потому что там небезопасно возвращаться с остановок домой. Кандидат должен им обещать эту безопасность. Это говорит о том, что кандидат внимательно относится к ожиданиям избирателей», – подчеркивает политтехнолог.
Он также отметил, что месседж необходимо не только создать, но и обязательно донести до избирателя через каналы коммуникации – листовки, телевидение, социальные сети, встречи с жителями, колл-центры.
«Золотым сечением» политического мастерства и универсальным средством победить на выборах известный пиарщик назвал выстраивание специалистами по выборным технологиям в своей предвыборной платформе эффективных каналов коммуникации с избирателем.