В Омской области пациенты чаще всего обращаются к психотерапевту из-за суицидального поведения

- Светлана Юрьевна, существуют ли принципиальные отличия методов детской психотерапии от взрослой?

- Методы детской психотерапии существенно отличаются от психотерапии взрослых. Это объясняется незрелостью личности ребёнка, его возбудимостью, склонности к фантазированию, особенностями невротических реакций, отсутствием мудрости, ценности жизни и жизненного опыта, несовершенства механизмов рефлексии и наличие симбиотических связей между родителем и ребёнком.

В основном это игровая психотерапия. Через игру, образы дети перерабатывают негативные переживания. Через арт-терапию, песок, пластилин, модели животных, людей ребёнок отреагирует отрицательные переживания.

- С какими наиболее распространёнными психотерапевтическими проблемами чаще всего обращаются к вам пациенты? Обращаются ли самостоятельно?

- На первом месте нарушения поведения: неподчиняемость, непослушание, агрессивность дома, в школе, суицидальное поведение.

На втором месте обращения с соматическими жалобами (чувство нехватки воздуха, удушье, учащённое сердцебиение, перебои, боли в сердце, головные боли, потеря сознания, нарушения сна, тики, нарушения речи, энурез, энкопрез).

На третьем месте психотравмирующие обстоятельства (реакция горя, утраты на смерть родных, друзей, спортсменов, развод, измена партнера, роды, конфликты на работе, в школе, потеря работы, конфликт с тренером).

На четвёртом месте ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство (попал в ДТП, стрельба на дороге, потеря конечности, травма на соревнованиях, тяжелая операция, затяжная реакция горя, навязчивые воспоминания, образы).

На пятом месте фрустрационный стресс (крушение планов, проигрыш в крупных соревнованиях, мировых, разочарования в профессии, в себе, людях).

- На ваш взгляд, каковы основные причины патологических отклонений в психике ребенка?

Чрезмерная перегруженность современных детей (два вида спорта + музыкальная школа + дополнительный занятия по английскому языку и т.д.).

Снижена удовлетворённость жизнью (не чувствуют себя счастливыми, не хотят взрослеть, депрессивное отношение к жизни). Постоянная гонка жизни (за оценкой, за результатом, за местом, за доказательством собственной значимости, стрессор оценок, выставленный родительскими ожиданиями).

Недостаток отдыха и расслабления (в течение недели нет ни одного дня, свободного от спорта (художественная гимнастика), нет минимального неделимого 14-дневного отдыха летом у спортсмена (конькобежный, лыжный спорт).

Нет свободного времени для себя (30 минут – это необходимая норма побыть с самим собой, родители занимают всё время).

Не чувствуют себя свободными (гиперопека со стороны родителей, тотальный контроль, отсутствие доверия).

- Что нужно знать, в первую очередь, родителям, чтобы помочь избежать детям серьёзных психологических проблем (нарушений психики)?

- Заниматься одним спортом. Выходные дни должны быть свободными от спорта. Летний отдых минимум 14 дней. Нужно немного прислушиваться к жалобам детей. В затруднительных случаях обращаться за профессиональной помощью к врачам.

Хотелось бы особо отметить отношение к спортивной нагрузке у детей 1-х, 9-х, 11-х классов. Уровень стресса у этой группы выше, чем в популяции. Высокий уровень тревоги ведёт к эмоционально-мышечному напряжению. Возникает желание всё время заниматься физическими упражнениями. Поэтому ученики выпускных классов дополнительно и самостоятельно начинают усиленно заниматься дома по нескольку подходов в день и посещать тренажёрный зал.

РЕКОМЕНДУЮ только один вид спорта и один подход в день в виде утренней зарядки. С апреля необходимо сокращать спортивную нагрузку.

Перейти на полную версию сайта