ИТОГИ НЕДЕЛИ: программы кандидатов в мэры, теракт в Петербурге и отставка омского министра промышленности

Взрыв в петербургском метро

3 апреля в 14:33 в метро Санкт-Петербурга на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошёл взрыв, почти сразу же выяснилось, что это террористический акт. В результате погибли 13 человек плюс сам террорист, пострадавших насчитывается более 50. Стоит отметить, что это первый в истории взрыв в петербургском метро с жертвами – ранее подобный инцидент случился в 1996 году, но тогда погибших не было. Исполнителем был назван уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Мощность взрывного устройства, замаскированного под огнетушитель, составила 1 килограмм в тротиловом эквиваленте.

Поздно вечером 3 апреля президент России Владимир Путин, проводивший в этот день переговоры с Александром Лукашенко, возложил цветы к входу станции «Технологический институт».

5 апреля в Петербурге задержали восьмерых предполагаемых пособников террористов (по версии следствия, вербовщиков в террористические организации на Востоке), 6 апреля – еще шестерых, а в Москве – двоих. Шесть подозреваемых сейчас находятся под арестом.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Вряд ли стоит считать состоятельными тиражируемые в соцсетях и телеграм-каналах утверждения о том, что принятые ранее антитеррористические программы и законы, в первую очередь «пакет Яровой», оказались несостоятельными. Во-первых, действительность свидетельствует об обратном: оперативно задержаны восемь организаторов, еще одна бомба была обезврежена, что без эффективной работы именно с базами телефонных переговоров было бы невозможно, и в европейских странах как раз это невозможно.

Во-вторых, исключить все методики терактов невозможно: буквально через несколько дней в мирном и далеком от всех этих процессов Стокгольме было задавлено грузовиком три человека. Возможны все новые и новые методики терактов – в ходе второй чеченской кампании, например, террористы готовили подрыв водохранилищ в Центральной России, но этот заговор был вовремя раскрыт.

Петербург был избран в качестве мишени во многом потому, что он всегда воспринимался как вторая столица, родина президента, в нем сконцентрировано количество центров принятия решений, сопоставимое с московским. Так или иначе, он всегда был под прицелом – можно вспомнить тот же взрыв в «Невском экспрессе» в 2009 году. Во многом теракт и был «приурочен» к визиту Путина, это должно было вызвать не только панику в массовом сознании, но и усиление «разборок» во властных структурах, что, по замыслу террористов, должно сказаться на общей эффективности государственного аппарата.

Многое в СМИ и тех же соцсетях писали и про организацию якобы по разнарядке митингов против терроризма, но стоит полагать, что главное в подобных мероприятиях – не их состав, а демонстрация консолидации населения.

Последствия теракта могут быть самые разнообразные: от повышения вероятности отставки губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и вплоть до усиления антитеррористического функционала Росгвардии. Сейчас эта силовая структура лишена права заниматься оперативно-розыскными действиями и вынуждена «маскировать» соответствующие собственные подразделения под информационно-аналитические. Очевидно, что теракты дают и дальнейшие обоснования для углубления проработок по «пакету Яровой», что скажется на всей информационно-коммуникационной инфраструктуре в сторону ее удорожания, роста тарифов для населения и организаций.

 

Кандидаты в мэры Омска огласили программы

Совсем скоро, 14 апреля, комиссия по выборам мэра определит двух (но есть предусмотренная регламентом вероятность, что и более) претендентов в градоначальники Омска. Из них депутаты горсовета уже выберут непосредственно мэра. В преддверии судьбоносных для мегаполиса событий на сайте ОГС опубликованы программы кандидатов. Они уже вызвали неподдельный интерес прессы, в том числе по федеральным СМИ прошла новость о Викторе Чередове, который зашифровал свою программу в пиктограммах.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: По большому счету, серьезная программа представлена только Станиславом Гребенщиковым – не только по объему, но и по проработанности. Так, зампред правительства, в частности, обещает заняться формированием идейного внешнего облика Омска по заданной концепции, обеспечить паритет между частными и муниципальными перевозчиками.

Кроме того, в программе указано, что Омск собирает 90 % всех налогов консолидированного бюджета, а город имеет только 13 млрд в год. Гребенщиков считает это несправедливым и предлагает изменить расклад – увеличив бюджет Омска и сделав омичей богаче в плане бюджетной обеспеченности. В целом, судя по предложениям, Гребенщиков намерен применять свой опыт работы в облправительстве на пользу городу через участие в федеральных программах финансирования. Для этого, по мнению кандидата, нужно перетрясти устоявшуюся систему управления городом.

Неплохо выглядит программа Куприянова, хотя такие тезисы любой специалист мог бы накидать за час. Остальные программы с их нелепыми тезисами, пиктограммами и т.п. элементами шоу, действительно, вызывают ощущение того, о чем заявил Жарков («представление программ превратилось в клоунаду»).

К слову, что касается ситуации с самим Жарковым, который принципиально отказался предоставить ряд документов при регистрации и готовится обжаловать отказ в суде, то можно отметить, что происходит сознательная «департизация» этих выборов. «Справедливая Россия» самоустранилась изначально, затем позицию на торпедирование процедуры заняла КПРФ. В свою очередь, ЛДПР сначала поддержала процедуру, затем Жириновский внезапно «передумал», а «Единая Россия» в отсутствие в списке выдвиженцев Голушко и Полежаева будет «думать» до последнего момента и оправдываться перед федеральным руководством тем, что якобы участвовать в таких выборах ей «не с руки».

Таким образом, ситуация накануне собеседования комиссии с кандидатами, на старте всего политического сезона, в Омске складывается непростая. «Единая Россия» заблокирована одной из региональных групп влияния и ответственности за создание новой схемы избрания главы города демонстративно избегает. Остальные парламентские партии перешли к консолидированной тактике обструкции данного процесса, что обычно имеет своим следствием убедительные изменения общественного мнения и оценок руководства страны.

В отсутствие участия партийных кандидатов, то есть без важнейшей политической составляющей, начинают действовать другие механизмы – например, в инсайдерских телеграм-каналах тиражируется вариант о назначении бывшего сотрудника ФСБ, ныне сотрудника Россотрудничества и якобы креатуры Сергея Кириенко – Игоря Рыбакова.

Кто станет новым министром промышленности Омской области?

В пятницу, 7 апреля, стало известно о скорой отставке 64-летнего министра транспорта и инновационных технологий Виктора Белова. Как заявила «СуперОмску» советник губернатора Юлия Соколенко, Белов покидает областное правительство по состоянию здоровья, а глава региона Виктор Назаров согласовал отставку с 17 апреля. Исполнять обязанности министра будет первый заместитель Михаил Дубровин.

Что интересно, об отставке Белова стало известно буквально через несколько часов после того как УФАС выпустил пресс-релиз с претензиями в адрес минпрома. Также на минувшей неделе стало известно, что минпром через суд отзывает 180 маршрутных карт на межмуниципальные перевозки у «Омскоблавтотранса».

В региональное правительство Виктор Белов пришел в 2009 году из представительства группы компаний «Ростехнологии», где временно исполнял обязанности руководителя. С 2009 года был первым заместителем министра промышленной политики, транспорта и связи, а в 2015 году назначен министром промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области. До этого почти год трудился заместителем министра экономики.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Все же совпадение отставки по времени с конфликтами вокруг региональных перевозок можно считать случайностью, вряд ли это могло каким-то образом повлиять на карьеру министра. Белову уже 64 года, он один из лучших сотрудников нынешнего состава правительства, но и он был все время заблокирован неоднозначным распределением обязанностей своего профильного министерства, которое громко называется, но фактически полномочно общаться только с малым и средним бизнесом и тащит нагрузку по организации межмуниципальных перевозок и выдаче лицензий таксистам.

После того как прекратилось финансирование метро, гидроузла и так и не открылось финансирование строительства «Омск-Федоровки», а по итогам 2016 года регион вошел в число самых проблемных по показателям промышленного производства, речь шла уже не столько о кадровом будущем самого министра, сколько о сохранении министерства как такового. То, что надзорные органы «атаковали» его согласованно, как раз и свидетельствует об ослаблении аппаратных возможностей министерства. Еще одна причина – по данным ряда источников, требование федерального центра немедленной и практически полной смены кабинета министров и назначения более работоспособной команды регионального правительства.

Сейчас реальных кандидатов на пост главы минпрома немного, и прежде всего это уже обсуждавшаяся ранее персона Алексея Ромахина, обладающего серьезными связями на федеральном уровне. Стоит вспомнить, что Ромахин – единственный из бывших представителей местной оппозиции, начинавший работать в тесном контакте с губернатором: он до настоящего момента остается его советником, взял на себя издание индустриального журнала и привлекал к развитию региона представителей знаменитой столичной «Бауманки».

Другой вопрос, что в нынешней ситуации становиться министром падающей омской промышленности, а по факту – «лезть в безнадежную петлю организации сельских перевозок», для любой карьеры «смерти подобно». Можно было бы ожидать данного назначения только в случае серьезного перераспределения обязанностей в региональном кабмине: наполнения должности министра промышленности реальным функционалом и ресурсами, а также знаковым повышением его должности до статуса заместителя председателя правительства. Все прочие варианты выглядят малоправдоподобными.

Перейти на полную версию сайта