В пятницу завершился «полуфинал» выборов мэра Омска. Пред очами конкурсной комиссии предстали 16 человек из 23, заявившихся изначально. Со своими программами перед выборщиками выступали абсолютно разношерстные кандидаты – от чиновников облправительства, депутатов до директоров заводов и водителей. Из них комиссия, состоящая из 12 выборщиков, определила двоих, за которых будет 19 апреля голосовать горсовет.
Победителями третьего этапа и главными претендентами на пост мэра стали министр труда и соцразвития Омской области Владимир Куприянов и молодой предприниматель Андрей Ерошевич. Кто из них станет мэром Омска, станет известно 19 апреля по итогам голосования депутатов омского горсовета.
Безусловно, фаворитом по любым оценкам выступает Куприянов, против которого у 30-летнего Ерошевича, не имеющего аппаратного опыта, казалось бы, никаких шансов. Из послужного списка известно лишь о его занятиях бизнесом, участии в студенческих организациях и различных непарламентских политических партиях. Впрочем, при более внимательном рассмотрении он оказывается не совсем так прост, и ряд предприятий, связанных с ним, выводят на одного из руководителей областных министерств. Поэтому 100-процентную гарантию победы отдавать Куприянову, наверное, все же не стоит.
Интересно, что в СМИ сразу после оглашения вердикта комиссии появились инсайды о том, что якобы 19 апреля мэра не выберут, поскольку ни один из кандидатов не наберет нужное число голосов. В таком случае исполняющим обязанности мэра временно станет первый заместитель Сергей Фролов, который по совпадению в понедельник, 17 апреля, даст пресс-конференцию.
Прогноз экспертного совета «СуперОмска»:
Ерошевич не будет избран при любом раскладе, хотя бы потому, что слишком молодого политика, сотрудничавшего с «Родиной» и даже возглавлявшего аппарат регионального отделения фракции, ни одна горсоветовская фракция явно не поддержит. В то же время явные связи с указанным областным министром и простая зависимость от его поддержки в бизнес-сфере и закупках делает его не только политически слабым, но и зависимым кандидатом - причем зависимым не от губернатора и даже не от сопоставимой фигуры, а от игрока административного «третьего эшелона», чего никто из реальной омской элиты, разумеется, не допустит.
Куда интереснее ситуация с Владимиром Куприяновым. Он опытнейший аппаратчик и на фоне пытающегося помпезно уйти Вячеслава Двораковского, безусловно, выглядит значительно адекватнее, сильнее и сдержаннее. Другое дело, что и хронические провалы Двораковского главным образом были вызваны не какой-то его злой волей, а формализмом и отсутствием ресурсов - но ведь и у Куприянова ресурсам взяться в общем-то неоткуда. Правда, команду он может собрать куда более компетентную и точно не будет цепляться и выгораживать подчинённых за допущенные провалы, что всегда стимулирует их шевелиться.
Наиболее вероятны два сценария развития ситуации. Первый – избирают Куприянова, который работает до появления другого – более сильного кандидата и передаёт ему пост. Второй вариант – оба кандидата не проходят через горсовет, и выборы смещаются на сентябрь. Наиболее вероятен второй вариант развития событий.
Законодательное собрание Омской области проведёт очередное пленарное заседание. В повестке – 13 вопросов.
В том числе будет рассматриваться законопроект «Об отдельных вопросах установления налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения».
Документ включает в себя перечень видов деятельности предпринимателей, которым могут быть предоставлены такие льготы.
На самом деле подобная система внедряется уже более четырех лет, и на первых этапах она вела к тому, что на каждые сто миллионов рублей налогов, выпадавших из областного бюджета, городской бюджет получал дополнительно в виде платежей за патенты десять. Больше всего от системы могли бы выиграть мелкие предприниматели в сельских районах области, но там как раз разъяснительная работа велась слабо, в итоге, в том числе это стало одной из причин стремительного закрытия массы юрлиц в последние годы.
Расширение и конкретизация видов деятельности с нулевой ставкой налогообложения на этом фоне - мера очень полезная, но ее одной мало, нужно проводить информационную работу, работать с конкретными производителями по отраслям, повышать правовую грамотность предпринимателей.
Также депутаты проголосуют по поводу законопроекта «Об объектах культурного наследия», в котором предусматривается, что собственник зданий – исторических памятников - может получить компенсацию из бюджета за ремонт этих объектов. В случае принятия закона исторические здания могут стать гораздо более привлекательнее для предпринимателей, которые пока не очень охотно берут их в аренду как раз по причине затрат на содержание и реставрацию.
С одной стороны, чтобы компенсировать подобные затраты, их нужно еще обосновать применительно к бюджету следующего года и заложить подобные компенсации. Проделает ли даже теоретически минкульт в оставшиеся полгода данную работу с широким привлечением самих предпринимателей и общественности или так и будет работать в качестве одного из ресурсов пиар-активности господина Голушко - большой вопрос. И, если не проведет, хорошая идея так и останется не обеспеченной финансово еще на один год.
С другой стороны, само направление мыслей законодателя крайне радует - хотя оно и вынужденное. Вспомним, как в последнее время выставлялись на торги как в городе, так и в области даже уникальные объекты культурного наследия, вплоть до одного из зданий Либеров-центра. Судя по всему, хозяйственный подход не оправдал себя - никто из мыслящих предпринимателей не оказался настолько тщеславен, чтобы взять на себя расходную часть объектов с сохранением профиля да еще и отвечать собственным рублем за их сохранность. Возможно, изменения региональной законодательной базы все же позволят и объектам остаться «целыми», и предпринимателям «сытыми».
Кроме того, парламентарии обсудят законопроект о реализации ФЗ «О Добровольной пожарной охране». Изменения незначительные – предусматривается компенсация таким добровольцам затрат на проезд до места пожара на личном или общественном транспорте, а также бесплатное питание в период исполнения обязанностей.
Еще один хороший закон в сфере частно-государственного партнерства, в которой Омская область вынужденно, по причине дефицита бюджетных средств, поступательно движется (вспомним реализованные инициативы по развитию семейного образования, семейных детских домов и семейных «домов престарелых»).
В наибольшей степени новое законодательство о добровольных «пожарных дружинах» касается сельской местности, где МЧС, как бы эффективно оно ни работало, не в состоянии локализовать малые очаги пожаров и мониторить такие их массовые источники, как сельскохозяйственные палы, которые как раз сейчас начнутся (мало того, по заявлениям Корбута, с середины следующей недели в регионе объявлено начало пожароопасного периода). Одним словом, инициатива хороша с любой точки зрения - правда, непонятно, на сколько ставок хватит компенсаций из бюджета, но сколько бы их ни создали, все они явно окупятся в виде сохранения областных ресурсов и имущества.
Наконец, вниманию депутатов представят поправки, касающиеся их самих, – в законы о выборах депутатов ЗС, об их статусе и комитетах областного парламента. В свою очередь, в областном законе о капремонте изменения предусматривают, что за счёт средств на капремонт можно будет профинансировать замену или восстановление несущих строительных конструкций и инженерных сетей.
Что касается капремонта, то от поправок выигрывают строители, которые просто не могли законным образом получить средства на то же усиление каркаса зданий, и ресурсоснабжающие организации, которые до этого момента включали все подобные затраты в тарифы. С другой стороны, не возникнет ли в итоге вновь вопрос о повышении и так далеко не самого низкого в регионе тарифа на капитальный ремонт - это даст для него дополнительное обоснование.
Городской совет решил не нагружать депутатов перед ответственным голосованием за нового мэрра и запланировал всего два заседания. Первое – комитета по бюджетной политике и финансовым вопросам, где обсудят поправки в бюджет Омска. На втором рассмотрят правила этики в ОГС, правовую практику по судебным решениям, отменяющим нормативные акты ОГС и признающим незаконными действия или бездействие должностных лиц
Вопросы никак не связаны с обсуждающимися в публичном пространстве. Однако то, что они так дежурно выглядят, наводит на мысль, что между ними может быть спрятан какой-то неоднозначный проект решения, которое за общей нейтральностью и выборами мэра кто-нибудь лоббирует – такое уже было не раз.
Также на этой неделе внимание редакции привлекли следующие события:
- Управление федеральной антимонопольной службы рассмотрит вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков фирмы, выигравшей скандальный тендер на авиационную противопожарную охрану лесов. Ранее «СуперОмск» публиковал собственное расследование о неоднозначной ситуации, сложившейся на этих торгах;
- в департаменте архитектуры и градостроительства пройдут публичные слушания по проектам межевания большого количества земельных участков. В том числе – в целях строительства ЛЭП для ТЭЦ-3 возведение зданий в исторической части города, Октябрьском и Центральном округах;
- подведут итоги торгов по реконструкции автомобильной дороги Калинино – Новая – Евтушенко, участок км 0 – км 5 в Омском муниципальном районе Омской области. Начальная цена контркта - 144 628 046 рублей. Вероятнее всего, выиграет тендер одно из областных ДРСУ, но возможны и неожиданности, как на недавнем аукционе по ремонту трассы «Омск - Одесское граница Казахстана», в котором победила калининградская компания;
- в арбитражном суде продолжится длительная тяжба между Сергеем Сусликовым и предпринимателем Анатолием Курило. Ранее суды нескольких инстанций признали недостоверной статью о бизнесмене в журнале «Бизнес-курс», но затем по причине формальных нарушений дело вернули на новое рассмотрение.