Вчера днем в Омске прошел круглый стол под интригующим названием «К чему приведет «женский бум» в российском кино?». Мероприятие было запланировано в рамках юбилейного кинофестиваля дебютов «Движение». Круглый стол также проходит ежегодно, например, в прошлом году достаточно бурно обсуждалось будущее российского кинематографа.
Модератором снова стал программный директор фестиваля Стас Тыркин. Стоит отметить, что под его руководством круглые столы проходят неизменно выдержанно, в соответствии с выделенным временем и без отступления от ведущей темы. Тыркин передает слово спикерам, формируя единую нить разговора.
Правда, на этот раз заданная тема некоторых участников, казалось бы, обескуражила. И текущий диалог слегка трансформировал вопрос: в итоге обсуждался не «женский» бум, а насколько имеет значение гендерность в кинематографе. Речь шла о женщинах, которые не только занимают режиссерские кресла, но и даже берут в руки камеры. Мы приводим краткое содержание диалога.
Стас Тыркин: Мы привезли много женского кино, и даже целый женский альманах. Оформился бум женского кино. Мужчины исчезают, а женщины берут власть в свои руки. Безусловно, идет феминизация мужчин. Мужчины не в тренде, они уже не могут отразить мир, не могут долго любоваться щетиной Цыганова (актер Евгений Цыганов).
Шутка дала зачин настроению, и присутствующие активно включились в обсуждение. Но на берегу киноделы отметили, что гендерность в таком вопросе скорее не логична, а скорее нужно оценивать режиссуру с точки зрения «плохая/хорошая», «сильная/слабая».
Стас Тыркин: Возможно, вы правы, но посмотрим вокруг. Каннский кинофестиваль, и говорят: «заявлено всего три женщины режиссера, ай-ай». Или гранты британского киноинститута – там указаны мужчины и женщины – 50/50 %. И казалось бы никого не интересует талантливы ли женщины. Главное процент. Мне кажется это плохо, так как это ведет к тому, что неужели если ты женщина, то ты имеешь право снимать плохое кино?
Участница «Движения»: Женщины интересуются бытовыми вещами, возможно этого и требует современное искусство.
Стас Тыркин: То есть мужчины – это демиурги, а женщины снимают кухонный реализм?
Участница «Движения»: Еще говорят, что если в какой-то сфере появилась женщина, значит, там появились деньги. Может мужчины не нашли денег в кино, и ушли, а на их место пришли женщины?
Алексей Попогребский (член жюри «Движения»): раньше в наборе в киноинститут было 40 % девушек, сейчас – 70%. Но не хотелось бы, чтобы было гендерное распределение. Мол мужчины – мужское, женщины – женское. Для меня самого нет такого понятия. Вот, например, мне кажется, что женское кино делал ранний Альмодовар (испанский кинорежиссер и сценарист,- прим.ред).
Также прозвучала мысль, что мужчина-режиссер любуется женщиной актрисой и наоборот. Затем Стас Тыркин передал слово актрисе Анне Михалковой, которая до этого скромно сидела в стороне.
Анна Михалкова: Проблемы, на мой взгляд, нет. Мне кажется интереснее поговорить о героях в кино. Сейчас роли, которые обычно отдавались мужчинам, исполняются женщинами. Я люблю мужчин, и женщин люблю. И странно, что мы так много об этом говорим.
Стас Тыркин: Да, но никогда не было такого количества женщин-режиссеров. Поэтому мы и говорим об этом.
Слово взял молодой артист Александр Паль.
Александр Паль: Я не так много работал с женщинами. Но вот, например, режиссер Оксана Бычкова. И знаете,… они была очень и очень внимательна к деталям, к каждой малейшей детали.
Участница «Движения»: Совершенно неважно – женщина или мужчина. Помните, раньше было странно, когда женщина водила трамвай. А сейчас это никого не удивляет. Время идет, все меняется.
Стас Тыркин: хочется обратиться к словам нашего дорогого Александра Сокурова, который как всегда дает самые точные определения. «Но если женщины хотят равных прав, то тогда пусть их берут с равной ответственностью. А то ведь у нас до сих пор при судебных разбирательствах ребенок всегда остается с матерью, у отцов в этой борьбе нет ни единого шанса. Затем муж должен оставить еще и жилье, а сам пусть живет, как знает. Если мы равны на бумаге, то пусть будет так и в житейской практике» (цитата всемирно известного режиссера Александра Сокурова,- прим.ред).
Участница «Движения»: Мы сейчас подписываем предвзятое отношение к женщинам-режиссерам. И именно этот факт не позволяет женщинам расслабится.
Алексей Попогребский: Когда на площадке девушка – ей приходится доказывать чуть больше. Если на площадке бывший актер – ему тоже надо доказывать. Человек без диплома – тоже надо доказывать.
Критик Лариса Малюкова: Стас прав насчет выбора темы. Если появляется какая-то тенденция, надо ее проанализировать.
Разговор пришел к теме феминистических настроений в обществе и прочих сферах жизни.
Участница «Движения»: Нам навязали феминизм, мы его не хотели. Это было законодательно условлено после Октябрьской революции. Это был не процесс, а приказ. Может кто-то не хотел работать, но их не спрашивали. Поэтому у нас нет запала на отстаивании этих прав.
Внезапно появился Артем Михалков. Разумеется, Стас Тыркин попытался включить его в диалог, спросив, как тому работалось с Валерией Гай Германикой.
Артем Михалков: С Германикой работать отлично. Она очень творческая, интересная, правда она может затянуть съемки на несколько месяцев. Не знаю, насколько это удобно продюсерам. Но с ней очень комфортно.
В итоге, Стас Тыркин дал заключительное слово продюсеру Валерию Федоровичу. Тот подвел итог собрания и высказал свою резолюцию.
Валерий Федорович: Я не делю мужчин и женщин. Со всеми ними я работал, потому что видел предыдущие работы. Только талант определяет желание работать.
На этом круглый стол был объявлен закрытым. Стас Тыркин поблагодарил всех за участие.