SASHA, 16+
2017 9 мин.
Автор сценария, режиссер, художник, монтаж – Роберт Дэф, оператор – Алишер Хамидходжаев, продюсер – Рано Кубаева, звук – Алексей Бадыгов. В ролях: Николай Козак.
С первых кадров картинка приковывает внимание – чистотой, белизной, девственностью. На экране белая стена с белоснежной полкой. На полке – сплошь предметы высокого искусства, включая изящного сюжета картины. Особо в глаза бросается книга Владимира Набокова «Лолита» в потрепанной обложке. Потрепанность немного выбивается из общей канвы, книга зачитана и не зря на уверенное мгновение занимает центральное место в кадре, повернувшись к нам в анфас.
Черным пятном белой комнаты – с белым комодом, черно-белым покрывалом, белым подоконником, белым столом – становится кофр, судя по всему, для виолончели. За ним скромным черным пятнышком стоит бутылка.
Вторым крупным пятном становится младший сержант лет 50. Герой, не добившийся успеха ни в карьере, ни в семье. Мужчина приходит домой, и мы наслаждаемся потрясающим кадром сидящего его напротив черного кофра. К сожалению, молчаливый диалог человека и предмета быстро прерывается телефонным звонком. Разговор с матерью, которой герой обещает внуков, нежный, ласковый и предупредительный. Мужчина утешает престарелую женщину не впервые, уже без раздражения. Внуков она ждет уже много лет и вряд ли дождётся.
В следующей сцене мужчина мимикрирует под белое пространство, надев белоснежный халат. Комната контрастирует с коридором, куда он вскоре направится. Старые деревянные двери, темный закуток – по сравнению с белым квадратом. Этот квадрат – его территория, любовно обустроенная и ухоженная, его вышколенная нора, его аскетическая обитель. Николай Козак великолепен в своем моноспектакле. В ожидании таинственного для зрителя гостя он принимает позы перед зеркалом, стоя в белых тапочках. Музыкальным сопровождением становится скрип половиц. Его игра у зеркала снята в полный рост, мы наблюдаем за фигурой в длинном халате, которая с некоей жеманностью волнуется и… теряет бдительность.
«Мамочка, как же больно», – завершается фильм фразой героя. Выползая из белоснежной норы с желанием получить свою награду после трудового дня, он предан суровой реальностью.
Лента идёт гладко, без единой царапины и сколов. Монтаж не вызывает нареканий и приятно ублажает глаз. За 9 минут длительности картины мы узнали героя и приняли под свое зрительское крыло. Несмотря на недвусмысленную концовку и даже возможно неприязненное отношение к скрытой личине мужчины, сочувствие к этому маленькому человечку в позе эмбриона не проходит и после титров.