Прошедшая неделя ознаменовалась целой чередой отставок в областном правительстве. Сначала об уходе с должности заявил министр культуры Виктор Лапухин, временно исполнять обязанности руководителя будет первый зам Иван Шеин. По словам самого Лапухина, проработавшего в должности пять лет, решение было не сиюминутное, а взвешенное и хорошо обдуманное.
Затем состоялось увольнение главы минстроя Александра Бирюкова по собственному желанию. Официальная причина «желание отдохнуть». Штурвал управления передали пока Дмитрию Шикалову.
Наконец, в пятницу стало известно, что пост покидает даже не министр, а зампред омского правительства Станислав Гребенщиков. Чиновник лично попросил Виктора Назарова об отставке, подробные причины этого решения не сообщаются.
Сразу же в СМИ начала циркулировать версия, что череда отставок связана с изменениями в пенсионном законодательстве. В том числе реформа касается выплат по выслуге лет, которая и дает самую весомую прибавку для экс-чиновников. Поэтому якобы выгоднее уйти сейчас, поскольку затем такую доплату будет получить значительно сложнее. Впрочем, в этом варианте есть определенные пробелы – закон о повышении пенсионного возраста для чиновников хоть и вступил в силу с 1 января 2017 года, но в нем прописано повышение этого возраста каждый год на полгода, что займет 10 лет для мужчин и 16 лет – для женщин. Все трое «отставников» исходя из этого, по сути, ничем не рисковали, поэтому объяснять их уход только такой причиной не совсем логично.
Скорее всего, имеет место ползучая отставка кабинета министров, которая была условием продолжения полномочий губернатора в Омской области и в ряде других регионов. Например, в Хакасии, где Зимин не стал рисковать затягиванием схемы и объявил локаут, вызвав аплодисменты полпреда. В Омске так, «по живому», отрезать не удалось. Сказался и тот фактор, что ряд членов кабмина по тем или иным причинам затруднительно отправить в отставку, и то, что кадровая скамейка запасных практически пуста. Растянутый во времени процесс внезапно конкретизировался на одной неделе устранением целого ряда ключевых фигур, что явно обусловлено проблемами с выборами мэра, привлекшими к омскому губернатору «недремлющее око» Кремля.
Экспертный совет «СуперОмска» рассмотрел ситуацию каждого из трех чиновников детально.
Во-первых, факторов накопившегося недовольства Лапухиным на самом деле множество. Как бы ни отвечали за «Галерку», здание филиала Эрмитажа и комплекс зданий «Омской крепости» строители, реально координировал процессы именно минкульт. Можно вспомнить и давние скандалы вокруг сына и невестки министра, в бытность его директором «Драмы» устроившим бизнес в театре (подробнее в материале «СуперОмска»).
На ум приходит и бесконечно затянувшийся конфликт в ТЮЗе – от попыток отдать здание в развлекательную концессию до провала назначения Золотаря. Памятник Михаилу Ульянову, который обещали открыть к кинофестивалю «Движение-2017», теперь, вероятно, не будет открыт уже никогда. На сладкое – скандал с нецензурной лексикой на охоте и проверки прокуратурой Большереченского зоопарка с подачи блогеров.
На самом деле главной причиной отставки министра может считаться именно всем известная принадлежность Лапухина к клану не только Голушко, но и Калинина, что подтверждается, например, назначением директором Омской филармонии Екатерины Лущ, пиарщицы по образованию, которую в СМИ называют племянницей Голушко. Во-первых, имеет место процесс в целом зачистки областных структур от «людей Голушко». Вспомним уход под тем же надуманным основанием и в столь же неудачно выбранное время господина Канунникова. Во-вторых, видимо, сыграл свою роль и визит в Омск Дмитрия Медведева – ведь набитый «активом» Концертный зал никак не мог бы произвести на премьера впечатления реального обсуждения проблем сферы культуры. Их и не произошло, все прошло как нельзя более официозно и бессмысленно.
Что касается кандидатуры – то, скорее всего, достаточно долго может исполнять обязанности Шеин, известный своим конформизмом, а это качество сегодня в облправительстве чуть ли не главное достоинство. Насчет назначения Юрия Трофимова – это был бы неплохой вариант, но только при условии, что произойдет обновление кадрового состава правительства в целом. Судя по назначению Дерновой, новая команда будет состоять в основном из молодых «технократов», которые могут быть представлены «пакетно» под закрытие политического сезона. Набор этих «молодых генералов» в омских условиях – процедура архисложная, но, судя по всему, она идет, и права на ошибку в ее процессе губернатору уже не оставили.
Здесь стоит отметить, что отставка состоялась в начале активной фазы ремонтной кампании на дорогах области – часть тендеров уже проведены и работы уже должны проводиться, часть контрактов еще не отторговали. Теоретически можно было предположить, что к уходу министра могли приложить руку крупные бизнесмены в этой сфере, недовольные распределением подрядов.
Но, скорее, стоит вспомнить и срыв сроков по ключевым объектам, тому же зданию на Музейной, и проблемы при ремонте дорог. Поэтому не станем вдаваться в конспирологию: ровно месяц назад Назаров жестко спрашивал с Бирюкова за срыв освоения средств дорожного фонда, а именно эта тема была крайне жестко оценена Медведевым в ходе его визита и растиражирована федеральными СМИ. Похоже, у губернатора просто не было после этого другого варианта.
Как раз уход Гребенщикова и следовало бы объяснять критикой Медведева, но вина в итоге была возложена на Бирюкова, а Гребенщиков формально ушел на почетную пенсию. Сказалось и уголовное дело против зампреда. По негласному обычаю ушедшие в отставку чиновники уже не представляют той же степени следственного интереса и уже не рискуют отправиться под стражу, поскольку нет формального основания подозревать их в сокрытии улик и давлении на свидетелей из числа подчиненных.
Стоит припомнить и его странное поведение в ходе выборов мэра, и отставку его явных креатур – Рудюка из Фонда капитального ремонта и Бирюкова из минстроя. Фактически происходит смена всей строительной, дорожной и капремонтной «вертикали управления» в регионе. И, если найти временных функционеров на все направления в отдельности для губернатора особой проблемы не составит, то кто заменит «главного строителя» на месте Гребенщикова – совершенно не ясно.