Вчера, 20 мая, в рамках общемировой акции «Ночь музеев» в Омском государственном историко-краеведческом музее студия танцев «Галианта» организовала бал в стиле XIX века. Бал проходил с 15:00 до 17:00, в нем мог принять участие любой желающий, также не воспрещалось просто побыть зрителями, которых собралось немалое количество. Это и неудивительно, ведь где еще в Омске можно окунуться в атмосферу пушкинского времени, посмотреть на очаровательных дам в пышных платьях и галантных кавалеров во фраках и перчатках.
До начала бала можно было вести светские беседы в холле музея, чем участники бала и занимались, причем глядя на них сразу возникали ассоциации со сценами балов из романов, описывающих золотой век, тем же романом Льва Толстого «Война и мир» или «Евгением Онегиным» Александра Пушкина.
И вот объявили начало бала. Сначала один из организаторов бала Алексей Евсеев рассказал собравшимся о том, что за мероприятие сейчас будет, также он пояснил, что многие танцы будут проходить в формате мастер-классов, а значит, любой зритель, даже вовсе без танцевальной подготовки, может принять участие в бале.
Далее Алексей рассказал о правилах этикета, принятых на балу, например, кавалер приглашая даму на танец, должен подойти к ней и наклоном головы выразить желание с ней потанцевать; если дама согласна, она делает легкий реверанс, после чего партнер протягивает ей руку. Во время многих танцев в XIX веке принято было вести беседы. Это и неудивительно, ведь бал был единственным местом, где молодые люди и девушки могли познакомиться с представителями противоположного пола и узнать друг друга поближе. Поэтому в танце они не упускали этой возможности, конечно, если ритм танца это позволял. По окончании танца кавалер должен был проводить свою даму туда, куда она пожелает, а не туда, откуда он ее пригласил, как считают многие.
После небольшого экскурса начался сам бал, и начался он с самого простого и коммуникабельного танца – полонеза. По сути это, скорее, не танец, а прогулка, где пары ходят по определенному рисунку, соединяясь в четверки, потом снова разъединяясь, и при этом, конечно, беседуя.
Перед каждым танцем ведущий давал некую историческую справку о том, где зародился танец, как он пришел в Россию. Так, танец с необычным названием – контрданс – зародился в Англии и был настолько популярен, что вытеснил с танцевального Олимпа когда-то главный придворный танец – менуэт.
Существует несколько разновидностей контрданса. На балу в музее танцевали Сицилийский круг, Французский котильон, Прихоть мистера Бевериджа и Контрданс Романтика.
Танцевали на балу и всеми любимую задорную кадриль.
Конечно же, как и на любом балу, не обошлось без любимых всеми нежных вальсов. Вальс Людовика XV, Испанский вальс, Кембриджский вальс кружили головы кавалерам и дамам.
Но, пожалуй, самым запоминающимся танцем стал всем известный с детства ручеек. Это о вовсе не игра, как думают многие, это танец, поскольку в нем есть свой рисунок. Он действительно завораживает, потому что люди в нем образуют единый поток. Танцуя, кто-то пошутил: «У нас не ручеек, а целая река получается». К слову сказать, этот танец позволял и позволяет выразить свои симпатии тому или другому человеку, особенно это важно для девушек, ведь на других танцах они не могли выбрать себе кавалера. Судить о том, что танец всем очень понравился можно было по тому, что, когда музыка закончилась, все попросили поставить мелодию сначала, что и было сделано, и ручеек вновь «зажурчал».
Атмосфера бала была полна веселья, легкости, весны. Во время перерыва люди выходили на улицу, где прогуливались среди цветущих яблонь, вызывая восхищенное внимание прохожих.
«Бал, прошедший в Омском историко-краеведческом музее оставил невероятно положительный заряд эмоций! Организаторы сумели соединить сложные профессиональные танцы с любительскими, что позволило заинтересовать гостей мероприятия, принять участие в балу. Музыка, костюмы и наряды погрузили всех в таинственную атмосферу культуры Франции и всей Европы XIX века. Я был в неописуемом восторге!» – говорит один из участников бала Михаил Горелов.
«Мне нравится сама идея организации балов. Здорово, что возрождается танцевальная традиция в Омске. Это очень сближает людей, помогает подружиться, найти общие интересы. Такие танцы также позволяют женщинам показать свою настоящую красоту и грацию, мужчинам – почувствовать себя галантными кавалерами. Думаю, это хорошо, так как потом в повседневной жизни мы будем чаще вспоминать об этом», – делится своими впечатлениями одна из участниц бала Наталья Черемнова.
С корреспондентом «СуперОмска» поделилась своим мнением и организатор мероприятия Анна Евсеева.
«Открытые балы мы организуем с целью популяризации бального движения в Омске. Традиции балов в Европе не прерывались, в отличие от России, где во времена советской власти танцы сначала были запрещены вовсе, а потом появились новогодние елки, разрешили танцевать, но только не те танцы, что танцевались на придворных балах. В настоящее время по всей России бальное движение набирает обороты, к нам приезжают хореографы и историки танца со всего мира и учат нас тому, что было нами утеряно и забыто», – рассказывает Анна.
К слову сказать, студия «Галианта» существует уже 12 лет и регулярно проводит балы и фестивали. Ежегодно проводятся Рождественский бал в начале января, открытый бал на Ночь музеев и в конце июня закрытие танцевального сезона – фестиваль бальной культуры «Большой вальс».
Балы на «Ночь музеев» проводятся студией танца «Галиантой» с 2010 года. Сначала балы проводились в музее имени Врубеля, а теперь ребята сотрудничают и с другими музеями Омска: Омским государственным историко-краеведческим музеем, Омским музеем Кондратия Белова. В последнем, кстати, в этот день тоже был дан исторический бал, но уже в 20:00. Так что всех, кто не успел побывать на балу в Краеведческом музее, ждали в музее Кондратия Белова.