Почему омским артистам сложно получить звание Заслуженных?

Больная тема для служителей культуры не так давно была поднята в Омске на форуме «Единой России», который посетил премьер-министр Дмитрий Медведев. Причем вопрос был озвучен сразу на двух площадках.

В частности, высказался директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок, который посетовал, что усложнилась процедура получения региональными актерами «Народного и Заслуженного артиста РФ».

«Регионального артиста, который трудится в течение многих десятилетий за более чем скромную зарплату, не знают столичные чиновники. Разве плохо, что в омской драме будут Заслуженные и Народные артисты?»  – бросил вопрос в зал Кирилл Крок.

На фото: Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок

Затем о Заслуженных заговорил артист и директор Губернского театра Сергей Безруков, который также считает, что региональных деятелей неоправданно часто обходят стороной и вниманием.

И снова поднялся этот вопрос – на этот раз на пресс-конференции, посвященной проведению фестиваля «Золотая маска» в Омске. Так, ситуацию шутливо прокомментировал сам президент премии: «Если бы от меня зависело, я бы всем давал». В свою очередь, нынешний директор омского драмтеатра Виктор Лапухин решил пояснить, почему наши замечательные и любимые зрителем актеры с таким трудом могут стать Заслуженными и Народными артистами РФ.

«Чтобы артисту получить звание нужно иметь общий стаж в театре 20 лет и отработать пять лет в одном учреждении. В последние годы артисты становятся оседлыми, а раньше профессия считалась миграционной и люди кочевали из театра в театр, не оставаясь на пять лет. Кроме того, надо получить почетную грамоту правительства региона, надо стать заслуженным деятелем культуры региона.  И только потом можно претендовать на заслуженного деятеля»,– рассказал Виктор Лапухин.

Культдеятель также пояснил, что вся беда в излишней бюрократии и, так сказать, круговерти документов на всех уровнях. К примеру, пару лет назад отправлялись с претензией на звания имена двух художников – председателя омского союза художников Андрея Машанова и известного на всю страну микроминиатюриста Анатолия Коненко. Однако документы вернулись назад. Слишком сложная процедура постоянно встречает все новые препятствия и на каком-то этапе приходится начинать все по-новому.

Другой пример – Михаил Окунев – заслуженный артист РФ и мэтр омской драмы. Окунева знают и как маэстро сцены и как лицо с экрана – в арсенале артиста, в частности, участие в фильме «Эйфория» Ивана Вырыпаева.

Кадр из фильма «Эйфория»

Теперь для Михаила Окунева хотят заполучить звание Народного артиста РФ. Но вот незадача – артист получил Орден Дружбы. Это, конечно, замечательно, но теперь надо снова ждать, чтобы вновь претендовать на Народного.

Другая проблема, о которой стараются не сильно распространяться, – это отношение к трудящимся провинциальных театров. Мол, не может быть маэстро сцены в региональных учреждениях.

«Началось это с наших мэтров. Когда один уважаемый в РФ человек на художественном совете сказал, что не может быть Народных артистов на периферии, они все в масштабах «золотого кольца». А, мол, там (в регионах - прим. ред.) какие артисты? Это культивировалось очень долго. Но сейчас я, например, с ходу могу назвать десять наших омских фамилий, которые достойны этого звания», ­– резюмировал Виктор Лапухин. 

Перейти на полную версию сайта