Сегодня вся Россия празднует 1 июня – Международный день защиты детей. Этот день был учрежден в 1949 году в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин.
В честь праздника «СуперОмск» решил рассказать о детях, которых общество предпочитает не замечать, чье появление становится для родителей не только радостью, но и непростой ношей. Речь идет о детях, имеющих синдром Дауна. Такие диагнозы не приговор. Ребята могут развиваться и расти. Конечно, не без помощи. И тут дело не только в любящих родителях, но и в силе искусства.
Накануне корреспондент «СуперОмска» посетила очередную премьеру театра-студии «Параллельный мир». Особенность этого театра в том, что в спектаклях задействованы не простые актеры, а ребята с синдромом Дауна. Ими занимается известная в городе чета профессиональных актеров Омского ТЮЗа – Лариса и Олег Чичко.
Воспитанников студии всего пятнадцать. С кем-то Чичко работают пять лет, с кем-то три года, а кто-то буквально недавно пополнил необычную труппу. 10 человек – это дети до 14 лет. 5 человек – люди взрослые, кому-то 20, кому-то уже 28 лет.
На этот раз «Параллельный мир» выиграл президентский грант. Над постановкой под названием «Ангелы живут среди нас» начали работать с декабря 2016 года и по настоящее время. Задумка стала амбициозной – в спектакле заняты не только особые дети студии, но и приглашенные коллективы – театр-студия «Артист», вокальная группа «Гармония», Академия детского мюзикла, ансамбль «Непоседы».
Возникает сразу вопрос, как обычные дети сработались с особыми артистами. По словам художественного руководителя проекта Ларисы Чичко, знакомство и работа проходили без проблем. Дети из приглашенных коллективов стали настоящими помощниками.
Сюжет постановки слегка пугающий. В спектакле использованы письма детей-самоубийц – тех, кто не смог справиться с отсутствием родительской любви, с угнетением со стороны сверстников и учителей, с самой юностью. Строки отчаяния искал Олег Чичко – идейный вдохновитель спектакля. Ведь многие дети не хотят жить и многие действительно уходят из нашего мира. Не говорить об этом нельзя, считает Лариса Чичко.
Главная героиня – Ника, ее играет Вероника Кузьмина, артистка с ментальными нарушениями. Ника в белом платье, ее обидела мама, ее обижают в школе, она стоит за прозрачным занавесом. Она олицетворяет сразу всех детей, которые добровольно ушли из жизни. «Почему меня никто не любит?», «Моя мама меня ненавидит», «Почему я не такая как все?», «Лучше не быть» – эти страшные фразы камнями летят в зал. Кульминацией становится песня со словами «Нас бьют – улетаем», которую исполняет совсем юный коллектив.
Затем нашу героиню встречает Душа (Маргарита Гайдт). Девушка в голубом платье становится не только проводником к ангелам для Ники, но и помощником по сцене для Вероники. Девочки вместе танцуют, Маргарита улыбается своей подруге, в итоге, вместе у них все получается. А дальше начинается путешествие по миру ангелов. Красочное, яркое, разное. Чтобы проникнуться – нужно смотреть эту волшебную постановку.
В спектакле используется видеоряд рисования на воде. Техника называется эбру. Для создания видео использовались рисунки самой Вероники Кузьминой.
«Сначала мама показала нам рисунки Вероники, и когда Олег (Чичко – прим. ред.) увидел, ему пришла идея создать такой спектакль. А у меня пришла идея развития театра – арт-терапия. Это и живопись, и эбру, и батик. Костюмы, в которых играли артисты, расписывали сами дети и их родители», – пояснила нам Лариса Чичко.
Кроме этого, артисты сами делали украшения на музыкальный номер – бусы и браслеты. Такое увлечение, как известно, помогает развивать мелкую моторику. Плюс, ребят объединяет общее занятие. А потом – постановка музыкальных и танцевальных номеров – такая красота не оставляет равнодушными ни зрителей, ни самих особенных актеров.
Интересный момент. На прошлой премьере студии «Параллельный мир» – «Мастерская глупостей» – была заметна одна деталь. На сцене артисты произносили много текста, шутили, возмущались согласно сценарию. Но уже после спектакля в репетиционном зале ребята общались уже на своем языке, без такой понятной нам речи. Сложилось ощущение, что на сцене они играли в жизнь обычного человека, а потом уходили в свою реальность.
Лариса Чичко: Может быть и такое. Говорить на сцене они кропотливо учатся. Мы акцентируем разговаривать медленно и четко. В нашей же жизни они общаются так, как они привыкли. Но родители видят прогресс. Вот приходит ребенок, который вообще не говорил, и он начинает говорить. Если он сидел под столом, то потом выходит и играет роль.
Лариса Чичко: Наверно, потому, что это просто игра. Мы с этими детьми играем. Мы создаем условия игры, в которых они не боятся играть. Они не боятся делать что-то неправильно. Пока ребенок играет и получает от этого удовольствие – он будет развиваться. Вот и весь секрет. Что такое театр? Это игра. Мы все дети. Все актеры, если взять нас, профессиональных, мы тоже дети. Если не будет вот этого детского восприятия, человек не сможет быть актером. А наши дети – вечные дети и если общество готово их принять, они готовы.
Для кого все это? Для детей или для их родителей. Ведь детям вроде хорошо в своей реальности, а вот родителям необходима их социализация.
Лариса Чичко: Я своим родителям, когда они пришли в первый раз, сказала: «Меня ваши амбиции не интересуют, меня интересуют ваши дети». А детям это действительно нужно. Потому что, например, Саша Камбалин у нас играет главные роли – для него это смысл жизни, он живет этим. Или, например, Женька Беляков. Он сначала, когда приходил на репетиции, просто на ходу засыпал. Потом у него что-то щелкнуло, он дома репетирует, он живет этим.
Коллектив «Параллельный мир» был создан в 2012 году. С февраля 2016 года театр-студия работает на базе Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин».