Чего вы не знали: Как фильмы попадают на большой экран?

«СуперОмск» продолжает серию масштабных спецпроектов под названием «Чего вы не знали». В этой рубрике мы рассказываем о том, как зритель получает уже готовый продукт – картину в музее или спектакль на сцене. Предыдущий материал вы можете прочитать здесь, а на этот раз мы обратились к кинематографу.

В советское время кино использовалось в качестве орудия пропаганды. Но мало-помалу оно трансформировалось в отдельный вид искусства. Киномания захватила весь мир. Сначала в нем появился звук, потом цвет, а во второй половине двадцатого века стали активно внедряться технологии. И уже сегодня кино прочно осело в нашей жизни. Мы публикуем мемы с известными актерами, встречаем очередной «Форсаж» и ищем режиссерские версии фильмов Ларса фон Триера. Но самое главное – мы ждем премьер, проверяя, когда же долгожданная лента выйдет на большой экран.

«СуперОмск» задался вопросом – кто выбирает, что зритель будет смотреть в кинотеатрах? И почему некоторые фильмы раньше снимаются с проката, некоторые не собирают залы, а на другие всегда очередь? Разобраться в интересных нюансах кинозакулисья нам помогла Елена Михеева – руководитель отдела кинопоказа и рекламы ЗАО «Атриум Кино».

 

Как выбирается фильм?

Все гениальное просто. Есть такая вещь – называется кинорынок. Он приходит четыре раза в год. Два раза в Москве, один раз в Сочи и один раз в Санкт-Петербурге. На этих кинорынках собираются все прокатчики, которые в Российской Федерации представляют фильмы – они же производят дубляж и занимаются рекламной кампанией лент. Также на эти мероприятия прибывают представители всех кинотеатров страны.

Затем начинается презентация. Некоторые компании показывают полностью фильмы, которым предстоит выйти в прокат. Некоторые показывают лишь отрывки. Не трейлеры, где всё-таки чаще всего остается загадка о сюжете, а наоборот – самые «вкусные» куски, чтобы представители кинотеатров могли оценить новинку и пожелали ее принять в свои стены для проката. Это только часть презентации, прокатчики также рассказывают про создателей фильма, его актерский состав. Не забывают пояснить и подробности рекламной кампании.

Представители кинотеатров впитывают информацию, и заодно наблюдают за реакцией зала при просмотре фильмов. Ведь представители кинотеатров – те же зрители.

«В апреле, в Москве была презентация компании «Дисней». Нам показали «Пиратов Карибского моря» и «Стражей галактики» [на фото]. Это потрясающее зрелище, когда много людей аплодирует, смеется. В таких случаях не возникает сомнений насчет фильма – работать с ним или нет. Только вопрос – сколько ставить сеансов», ­– рассказывает Елена Михеева

Тщательность выбора фильма, кроме всего прочего, зависит от количества залов в кинотеатрах. Если их всего два, то ошибиться нельзя. Специалисты смотрят с кассовой точки зрения, какой именно фильм  будет выбран для показа.

К слову, перед кинорынком кинотеатры самостоятельно расписывают фильмы на квартал, на 3-4 месяца вперед. Выписываются все картины, которые должны выйти в прокат. Списки в кинотеатры присылают сами прокатчики, указывая точные даты релизов. Бывает, что даты меняются, бывают, что фильм попросту не выходит в прокат. Но это редкое явление.

 
Рекламная кампания

Когда фильмы выбраны, заключается договор, в котором прописывается количество сеансов. Это происходит за месяц до выхода фильмов. На каждый фильм формируется заявка для отправления прокатчику – даты и формат проката.

«Мы давно в этой сфере и очень давно работаем с прокатчиками. И они знают, что мы 100 % придем к общему мнению, к общему выводу. Остаются только вопросы формальностей. И они могут прислать рекламу за несколько месяцев, мы запускаем эту рекламу, а потом уже подписываем договор», – говорит Елена Михеева.

В анимации «Босс-молокосос» [на фото], компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» начала подогревать интерес за полгода до премьеры. И они присылали рекламу заранее, не потому что в нем сомневались, а потому что были в нем уверены. Вложения оправдались. Тем более, что зачастую на большом экране бывает нехватка анимации. Вплоть до того, что мамы звонят в кинотеатр и интересуются ближайшей датой релизов мультов.

А в случае с Marvel  (американская компания, издающая комиксы) бывает, что фильм от этого производителя настолько ожидаем, что в первые недели фанаты заполняют залы на 100 %. Но на 3-4 неделе фильм идет слабее.

Интересный факт: самые провальные месяцы по кассовым сборам – сентябрь и февраль. Февраль – потому что после праздников, сентябрь – после летних месяцев. А вот самый посещаемый месяц – январь.

 

Почему один фильм идет по 20 раз в день, а другой – раз в сутки?

После того как решено, что фильм в прокат берется, кинотеатры в черновую прописывают количество сеансов. Затем данные отправляются прокатчику, и начинается согласование. Задача одних – убедить кинотеатры взять как можно больше сеансов. Задача «оппонентов» – реально оценить ситуацию, чтобы залы не пустовали. Бывают ситуации, когда фильм заранее гарантирует кассу, тогда вопрос о количество сеансов решается быстро.

При выборе фильма учитывается все. Например, в Америке показы стартуют раньше. Кинотеатры читают отзывы, смотрят – провалился фильм или нет, как он стартовал по кассовым сборам. Хотя и это не показатель. Бывает, что в Америке картина стала проходной, а в России произвела фурор.

Две недели – это самый минимальный формат, который может взять кинотеатр. Варьируется количество сеансов, но не продолжительность проката фильма. Время проката может продлеваться по факту работы. Например, российская лента «Экипаж» шла около восьми недель.

К примеру, фильм «Охотник с Уолл-стрит» (реж.: Марк Уильямс, в главной роли – Джерард Батлер) – картина [на фото] неплохая, но на бешеную популярность можно было не рассчитывать. Заранее ясно, что у него будет средняя касса. Такой фильм идет две недели.

А вот последней премьере культового английского режиссера Гая Ричи – «Меч короля Артура» [на фото] отдали максимальное количество сеансов, потому что люди гарантированно пойдут на эту картину.

Многие знают, что четверг – день кинопремьер. Практически на каждой выпускающей дате есть крупный фильм, который тянет за собой все остальные. Очень редко бывает, когда в день кинопремьер не выходит ни одной ведущей картины.

К примеру, 18 мая вышло пять фильмов. Основной – «Чужой: Завет» (реж.: Ридли Скотт, в главной роли – Майкл Фассбендер), остальные – так сказать сопровождающие. Для конкретики – «Чужой» шел по 20 сеансов в день. То есть из восьми залов того же «Атриум-кино», ~4,5 зала работали только на картину Скотта.

Каждый день кинотеатры формируют отчеты по сеансам и по сборам, отправляют их прокатчикам. Если заранее был оговорен срок проката четыре недели, то по истечению трех недель анализируются данные на предмет продления времени показа. Бывает и такие случаи, когда приходится сокращать срок проката. Вроде и ожиданий было много, а по факту что-то идет не так  и зритель не заполняет зал.

 «Мы равные партнеры с прокатными компаниями. И им, и нам интересно, чтобы фильм заработал. Мы работаем 50/50, абсолютно с каждого проданного билета половина уходит прокатчику. Но за сам фильм мы ничего не платим. Он нами не покупается, а отдается прокатной компанией», - делится Елена Михеева

 

Российское производство кинокартин

Ни для кого не секрет, что российское кино догнать зарубежное пока не может. Например, фильм «Защитники» (реж.: Сарик Андреасян) – большой намек на Голливуд, но слишком много вопросов к фильму. А зрителей не обманешь. Несмотря на плакаты, трейлеры, афиши, самая большая реклама для фильмов – сарафанное радио. Какое бы количество сеансов не потребовал прокатчик и не поставили кинотеатры, зритель сам проголосует рублем.

Или другая картина с Сергеем Безруковым в главной роли – «После тебя» – отработала весьма скромно. Но на него и не было больших надежд. Зато фильм «Большой» [на фото] надежды оправдывает. Во-первых, режиссер Валерий Тодоровский, во-вторых, роскошная история, в-третьих – картину прокатывает компания «Дисней».

«Среди российских фильмов зритель выбирает драму. Умеем мы зацепить за живое, умеем проронить слезу. Мне очень понравился в этом плане фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее». Когда выходишь, и эмоции переполняют, гордость берет. Вообще фильмы про спортсменов очень хорошо идут. За некоторые картины обидно. Почему-то не удалось донести до людей, что это хорошее кино. Смотришь на эти цифры посещаемости и не можешь понять – что не так», - говорит Елена Михеева.

К слову, отлично на большом экране прошли «Легенда 17», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Экипаж».

Но все-таки чаще всего люди выбирают экшн. Людям больше хочется посмотреть кино, отвлечься, не думать о проблемах. К примеру, недавно выходил «Рай» Андрея Кончаловского. Это очень тяжелое кино, на которое не придешь с попкорном, чтобы посмеяться. У картины был ограниченный прокат, и шла она всего в двух кинотеатрах Омска. Рекламы у этого фильма практически не было, но прокат прошел хорошо. Скорее всего, пиар «Раю» сделало попадание его в лонг-лист премии «Оскар» и громкое имя режиссера.

«Для российских фильмов точно такие же условия. Раньше шла речь о квотировании заполнять процент залов российскими фильмами, но это осталось на уровне переговоров», –комментирует Елена Михеева

 

Как все-таки кино попадает на большой экран?

А это интересный технический вопрос.

Раньше фильмы существовали на пленках. Ее объем составлял примерно 10 километров на картину. Но сразу гигантскую катушку в кинотеатры не отправляли. Ленту резали на несколько частей, что-то прилетало самолетами, что-то – поездами. Схема работала во избежание пиратства.

Затем уже на местах механики вручную склеивали весь фильм. После окончания проката пленка отправлялась обратно, ведь законными владельцами копий являются прокатчики.

Потом фильмы стали записывать на жесткие диски. Формат стал более компактным и также путешествовал на самолете. После окончания проката диск также отправлялся обратно. В некоторых компаниях такая практика до сих пор используется.

Тем не менее новые технологии завоевывают свое, и  80 % фильмов скачивается через спутник. Фильм весит порядка 200 Гб и уходит сразу на кинопроектор. Хотя даже если кинотеатры заранее получили фильмы, запустить  его не получится. Для этого потребуется специальный электронный ключ. Их тоже присылает прокатчик, и они действуют определенный срок. После окончания проката ключ автоматически перестает действовать. При условии составления допсоглашения на продление проката, продлевается и сам ключ.

А пока крутится эта карусель выбора, согласований, показов и соглашений, рядовой зритель может заглянуть на «Кинопоиск», выбрать картину по душе и дождаться ее выхода в свет. К счастью, омские кинотеатры предоставляют нам выбор – мы можем посмотреть и экшн и арт-хаус, а не ждать редкое кино на сайтах скачивания или онлайн-просмотра.

 

Интересности:

Май считается  началом сезона блокбастеров.

Фильм «Доспехи бога» с Джеки Чаном в главной роли был расписан по среднему количеству сеансов и в основном ориентирован на фанатскую базу известного актера.

Фильмом, который удивил и прокатчиков и кинотеатры, стала российская комедия «Гуляй, Вася». Картина получила оглушительный успех, было продлено время проката еще на две недели, добавлялись сеансы. Сработало то самое сарафанное радио.

Фильмом, относительно которого были завышенные ожидания, а он провалился, стала картина «Время первых». Фильм признан качественным, Хабенским восхищались критики, была запущена качественная рекламная кампания. Но спустя две недели пришлось наблюдать очень скромную посещаемость. 

Перейти на полную версию сайта