Накануне «СуперОмск» встретился с новым главой регионального министерства культуры Омской области – Юрием Трофимовым. 5 июня уже бывший директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля возглавил главное культучреждение региона. Это назначение для многих было долгожданным. За шесть лет руководства музеем Юрий Викторович зарекомендовал себя как грамотный руководитель и горячо болеющий за культуру человек.
Мы обсудили с новым министром, на наш взгляд, самые важные вопросы культурной жизни региона, стараясь не упустить все ее направления. Как будут выстраиваться отношения с омской прессой, будут ли кадровые перестановки, как сохранить памятники архитектуры, нужно ли создавать единое информационное пространство, какова судьба омского ТЮЗа, стоит ли делать единый календарь для театров и как Юрий Трофимов планирует все успеть – ответы на эти и другие вопросы читайте в нашем интервью.
Юрий Викторович, уходя из музея, что Вы оставили своему преемнику? Ведь Вы проделали колоссальную работу по популяризации музейного искусства, как теперь сохранить и укрепить результат?
Была разработана концепция музея, она сформирована вплоть до 2024 года. Мы идем к столетию музея имени Врубеля, и оно состоится как раз через семь лет. Мы прописали развитие по всем направлениям деятельности. Концепция для того и разрабатывается, чтобы была и преемственность между руководителями, и преемственность во времени. Если перечислять крупные проекты, то в первую очередь – это центр «Эрмитаж-Сибирь». Программа его ввода в эксплуатацию и развития вложена в концепцию. Второе важное направление – это развитие центра реставрации. Масштабные семинары по обмену опытом в этой области традиционно проходят раз в год. В июне – семинар по изучению западноевропейской живописи. А осенью – семинар по реставрации совместно с Эрмитажем. Далее – работа по фандрайзингу. Мы создали первый среди региональных музеев России фонд целевого капитала. Было собрано три миллиона рублей, проценты с этой суммы в следующем году поступят на развитие музея. Капитал несгораемый, проценты – используются. И совсем свежая новость – Благотворительный фонд имени Потанина – известный фонд, который очень много делает для развития культуры, – принял решение передать нашему фонду целевого капитала в качестве поддержки пять миллионов рублей. В итоге, в этом году мы собрали больше 8 миллионов рублей. Также мы осенью проведем семинар для музеев Урало-Сибирского региона, он называется «Фандрайзинг в музеях. Восток».
Омский музей будет рассказывать о своем опыте?
Да, будет создана информационная площадка по обмену опытом, где мы расскажем, как привлекать финансирование в музейную сеть. Не секрет, что наиболее яркие проекты получаются при постороннем содействии – государства, меценатов и посетителей.
Дальше – продолжат работать и детские музейные программы. Первая – «Здравствуй, музей!» – для детских садов и первых классов. В школы раздаются специально разработанные рабочие тетради, где размещены изображения памятников культуры, иллюстрации произведений искусства, в том числе те, которые хранятся в нашем музее. Затем ребята приходят в музей и познают прекрасное. Около 5000 ребят участвуют в этой программе. И в этом году программа станет еще шире, благодаря спонсорам.
Также есть программа «Песок помнит солнце». Она направлена на работу с особыми детьми с особенностями развития. Это сложная программа, но мы ее активно развиваем. Все больше ребят и учреждений подключаются к ней.
Когда Вы были молодым руководителем крупного музея, в нем появились интересные выставки, ретро-вечеринки, уникальный подход к молодежи. Ведь не секрет, что омская молодежь начала ходить в музей. Не угаснет ли это направление с Вашим уходом?
В заданном векторе есть программы, которые нужно продолжать. Работа с молодежью сложна, да, но это очень интересная и перспективная аудитория. У нас есть ряд проектов, в том числе с культурой участия. Это когда посетитель участвует в создании музейного проекта, чувствуя свою принадлежность. В первую очередь этот опыт направлен на молодежь. Плюс проекты, которые связаны с яркими личностями, современными художниками. Секрет в том, чтобы работать для определенной аудитории. Знать для кого, что и как делать.
Пока мы ждем назначения на пост директора «врубелевцев», как обстоят дела с другими подведомственными учреждениями? Требуются ли где-то кадровые перестановки?
Конечно, какие-то перестановки возможны. Но это не будет повальное движение.
То есть не «пришел, снял всех, поставил новых»?
Нет. Я совсем не сторонник такого рода решений. И все, кто знает мою работу по музею имени Врубеля, это подтвердят. Вообще в культуре Омской области очень профессиональные кадры, чрезвычайно достойные кадры.
Возьмем Омский ТЮЗ. Недавно его возглавил Михаил Мальцев. Теперь ведутся поиски на должность главного режиссера. Министерство будет участвовать в этом вопросе, или он отдается полностью на поруки Михаила Николаевича?
Михаил Николаевич настроен на работу. Мы подсказываем, помогаем, и есть несколько вариантов, но решение принимает директор.
Мы знаем, что в Омске очень мало самостоятельных режиссеров, не привязанных крепко к какому-либо театру, поэтому можно предположить, что снова придет человек из другого региона?
Это возможно, но решение, повторюсь, примет Михаил Мальцев.
Продолжу тему ТЮЗа. В следующем году предполагается запуск федеральной программы по финансированию региональных ТЮЗов. Омская область будет принимать участие в ней?
Мы будем участвовать во всех программах, которые проходят в России по поддержке культуры. Эта программа – не исключение. Как только будут известны подробности, будем готовить соответствующую заявку.
Вы активно общаетесь в социальных сетях. Сохранится ли эта активность ввиду Вашего нового статуса?
Более того – она усилится.
Вы будете пиарить культуру или работу министерства?
Я буду заниматься продвижением учреждений культуры Омской области и их проектов всеми доступными способами, в том числе с помощью социальных сетей. Я уже на брифинге высказывался, что хочу создать единое культурное информационное пространство, чтобы было активное продвижение всех проектов, а их очень много. Если мы объединим усилия учреждений культуры, активных людей и, прежде всего, журналистов, то возникнет волна, которая позволит лучше разбираться в культурном пространстве нашего региона.
Это очень масштабная идея, я предполагаю, что она у Вас зрела уже давно?
Да. И кое-какие шаги предпринимались уже в музее. Последние два года мы начали активно заниматься продвижением через социальные сети, через любые возможные современные каналы.
На культурном форуме ЕР был поднят вопрос, что министры редко посещают премьеры своих театров, открытия выставок, культурные мероприятия. Чиновники редко идут на такого рода события по зову сердца, а не для того, чтобы выступить на сцене. Какая у Вас политика в этом вопросе?
У меня твердая точка зрения – надо чаще посещать учреждения культуры и смотреть их проекты. Кроме того, если есть министр – есть повышенное внимание к мероприятию. Это тоже надо использовать в хорошем смысле для продвижения проекта.
Вернусь к брифингу. Вы очень большой комплимент сделали прессе, поблагодарив за активное освещение культурной жизни. С другой стороны, один из гостей Национального кинофестиваля дебютов «Движение» совсем нелестно высказался о нашей работе. Что для Вас омская пресса?
Я отвечу, как чувствую. Для меня те, кто пишет о культуре, они априори… молодцы. Это по-настоящему увлеченные люди. Потому что это особое направление, требующее особых качеств, понимания культуры и искусства. Я знаю всех, кто пишет о культуре, и я готов делать все, чтобы помогать вам. На это я настраиваю и учреждения. Я не берусь оценивать каждую конкретную статью, заметку, репортаж, фотографию, но в целом у нас очень достойная культурная журналистика. В прошлом году Омск участвовал во Всероссийском конкурсе для журналистов, пишущих о культуре – «Искусный глагол». Идея его такова – развивать культурную журналистику, подчеркивать ее необходимость, важность, исключительность, дать журналистам возможность выехать в культурную столицу нашей родины – Санкт-Петербург, пообщаться с известными деятелями, подняться на новый угол обозрения в своем деле. Этот конкурс будет продолжаться и в этом году.
Вы объявили журналистам, что готовы к встречам и интервью – но в вечернее время и выходные дни.
Сейчас всего лишь полвосьмого, самое время для работы (смеется). Дел очень много, днем сложно встречаться. Работа с журналистами – важная сторона работы, но очень мало времени в сутках и, в частности, по согласованию со СМИ, мы решили, что оставим диалоги на нерабочие часы.
Как Ваши близкие переживают такую нахлынувшую занятость главы семьи?
Семья – это очень важно, я стараюсь быть с ней чаще. Я обязательно каждый вечер читаю детям книжки на ночь. У нас дома очень много книг, мы с женой читаем – дети это видят. В выходные у меня есть по несколько часов каждый день, чтобы выехать из квартиры, погулять в парке, побыть с семьей. Старшему сыну – 7,5 лет, младшему – около полутора лет. Книжки у них, конечно, разные (смеется).
В этот раз будут насыщенные выходные – Городской пикник, День молодежи, «Молодая музыка Сибири». Это не минкультовские мероприятия, будете ли Вы уделять им внимание?
Безусловно, прежде всего, я буду посещать то, что организовано нашими подведомственными учреждениями. Но это не означает, что больше никуда ходить не буду. Пикник мне очень интересен, если по времени получится – то, конечно, приду.
Как будут складываться отношения с Омским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
У нас уже состоялся диалог с председателем ВООПИиК Никитой Шалминым. Мы с ним поговорили и мы друг друга понимаем. Я, кстати, тоже являюсь членом сообщества. У нас есть много общих дел. Например, по поводу разработки положения для выполнения закона о льготной аренде памятников культуры. Нужно выработать правильную систему, когда можно сохранять памятники с помощью льготных условий для бизнеса. Когда мы это сделаем – памятники удастся спасти. А их большое количество поставленных на учет – тех, которые нуждаются в реконструкции.
То есть сейчас предпринимателю невыгодно брать здание в аренду, платить непомерные деньги за нее, реставрировать, восстанавливать и ждать, пока вложения окупятся?
Совершенно верно. Положение будет готово в ближайшие месяцы, и возможности для инвесторов расширятся. Не во всех регионах это движение идет, в нашем – работа кипит.
Как мне кажется, наши театры живут очень разрозненно. Каждый своей жизнью. Что обидно для нас, журналистов, – нам порой приходится выбирать, на чью премьеру сходить. В плане объединения театров были какие-то мысли?
Не только театры, но и почти все учреждения живут особняком. И действительно некоторые события происходят в один день. Если создать один календарь, то гораздо легче будет и самим учреждениям, и тем, кто хочет прийти на мероприятия, и, конечно, журналистам.
Вы будет сотрудничать с Омским отделением Союза театральных деятелей РФ (СТД) в этом направлении?
Да, мы уже встречались с председателем СТД Станиславом Дубковым как раз на тему объединения усилий в направлении единения театров.
Омское отделение Союза художников обычно остается в стороне от властей. С ними будет вестись какая-то работа?
В последние годы я с ними, разумеется, общался чаще всего. Я знаю проблемы омского Союза художников, я знаю, чем им помогать. Мы встречались с их председателем Андреем Машановым. Конкретные проекты будем обсуждать в ближайшее время.
Вы встречались с министром культуры РФ Владимиром Мединским. Дал ли он Вам напутствие в работе?
Это была важная встреча. Я очень благодарен министру за ту поддержку, которую он оказывал и будет оказывать Омской области. Мы на встрече подтвердили финансирование всех объектов-долгостроев. Очень много сейчас делается для села – дома культуры и кинотеатры. Эта программа идет в серьезном объеме. Я почувствовал эту поддержку, она очень важна.
Я думаю, что не менее важной поддержкой стала реакция общественности на Ваше назначение. Я не прочла ни одного отрицательного комментария на это событие. Если посмотреть социальные сети, очень многие радуются тому, что именно Вы стали министром культуры.
Признаюсь, я смотрел комментарии, мне было интересно. Я очень благодарен всем, кто меня поддерживает. Это придает сил.