То и дело в омских СМИ проскальзывает информация об очередном амбициозном строительном проекте. Архитекторы демонстрируют яркие рендеры будущих эффектных зданий, а инвесторы обещают вложить миллионы и миллиарды в грандиозные стройки. Впрочем, затем оказывается, что подобный размах не по карману заказчику, и в лучшем случае вместо построек в стиле Захи Хадид появляются тысячные по счету коробки из бетона и стекла, а чаще всего эскизы попросту кладут под сукно до лучших времен.
В спецпроекте «300-летие Омска: крушение надежд» мы уже рассказывали о том, что должно было появиться к юбилею города – метро, гидроузел, Фёдоровка и так далее. Теперь же позволим себе немного расширить тему без привязки к определенным датам и вспомнить грандиозные задумки прошлых лет и современной эпохи.
Сначала – небольшое пояснение. Как отмечает архитектор Александр Бегун, нереализованная архитектура – это когда что-то было запроектировано, прошла какая-то оценочная стадия на уровне конкурсного проекта или даже дошло дело до рабочего проектирования, но по каким-то причинам проект не был реализован.
«Когда что-то было запроектировано с расчетом на постройку в конкретном месте, а потом на этом месте появилось что-то другое – это нормальная ситуация. Меняются приоритеты, заказчики, планы. И такие события относить к проблеме нереализованной архитектуры – не совсем корректно», – разъясняет архитектор.
Ну а далее – пятнадцать проектов, которые если и не превратили бы Омск в город-утопию, то могли бы внести яркие краски в его облик и стать достопримечательностями как для омичей, так и для туристов.
Огромный корпус задумывался еще до революции. Шестиэтажное здание с башней и стеклянным шаром, сходное с Домом Зингера в Петербурге, могло появиться на месте нынешнего Иртышского пароходства. Ему отводился целый квартал в границах современных улиц Почтовой-Стачечной-Маркса. Это должно было стать второй по размаху стройкой города после Управления омской железной дороги (нынешнего ОмГУПС).
В 1916 году у города был выкуплен участок земли и приглашен варшавский архитектор Яблонский, но тот после рекогносцировки местности осознал, что проект требует доработки. Из-за болотистого грунта приходилось убирать подвал и строить большой цокольный этаж, сокращать высоту с шести до трех этажей и так далее. Архитектор покинул Омск и чуть позже прислал новую документацию, однако Первая мировая, революция и гражданская война сделали проект достоянием истории.
История проектирования этого комплекса относится ко второй половине 1930-х годов и бесспорно связана с идеей возведения в Москве Дворца Советов, конкурс на проект которого проходил в 1931–1934 гг. и имел широкий общественный резонанс. Строительство омского Дома Советов должно было стать значительным архитектурным и политическим моментом в создании облика нового города. Сооружение своими торжественно-монументальными формами «отмечало» административный центр Омска и его главную площадь.
В здании предполагалось разместить структуры обкома и облисполкома, госарбитража, облплана, оргбюро Центрального комитета ВЛКСМ. Планировались помещения зала съездов, типографии, архивов, складов и пр. Местом для Дома Советов определили территорию рядом со взорванным в 1935 г. Успенским кафедральным собором – участок между улицами Герцена и Тарской, Ленина и Интернациональной.
Чтобы увеличить окружающее Дом Советов свободное пространство, предполагалось снести некоторые находившиеся рядом постройки – например здание автодорожного института (бывшего торгового корпуса). Фасады других домов (бывшего магазина товарищества «Братья Овсянниковы и А. Ганшин», мужской и женской гимназий) хотели надстроить и переделать в соответствии с новой архитектурой главного здания города. Как и в Москве, проект омского Дома Советов в жизнь воплощен не был.
По документам подробно описываются требования к зданию: внутри должен был быть буфет на 150 горячих завтраков, а отделка должна была поражать своей величественностью, но при этом быть достаточно скромной. Цветная штукатурка, натуральный камень, лепнина, скульптуры — стоимость строительства в довоенных советских рублях составляла 4 миллиона.
В районе улицы Баррикадной (сегодня это улица Щербанева) омский художник Виктор Десятов в 1986 году предлагал создать городок для омских художников и скульпторов-монументалистов — целый комплекс из малоэтажных блоков творческих мастерских.
Тогдашний глава горисполкома Юрий Глебов выделил землю, был найден подрядчик, но к 1990 году финансирование прекратилось и задумку «положили в стол».
В 2007 году Архитектурно-градостроительный совет Омска утвердил проект планировки исторической части города – по нему ядро города избавлялось от «белых пятен» и приобретало несколько новых градостроительных узлов. Журналисты тогда писали: «Размах настолько широк, что центр рискует превратиться в одну гигантскую стройплощадку на десяток лет».
Самыми важными работами архитекторы назвали приведение в порядок заброшенной ТЭЦ-1, застройку Старой крепости и улицы Бударина, создание нескольких площадей – в районе моста им. 60-летия Победы, Пушкинской (перед библиотекой им. Пушкина) и Соборной, обустройство берегов Иртыша и Оми.
Небоскребы должны были появиться вдоль улиц Фрунзе и Жукова, а также у Речного вокзала и Крестовоздвиженского собора – для «переклички» с будущими высотками Левобережья. Участок у собора превращался в Крестовоздвиженскую площадь и крупный общественно-деловой комплекс высотностью до 30 этажей.
Также предполагалось модернизировать пересечение улиц Орджоникидзе и Герцена с улицей Фрунзе. «Мостовик» выдвинул идею о строительстве эстакады через улицу Герцена, «Омскгражданпроект» – расширить дорожное полотно до 6-8 полос и в перспективе – «спрятать» участок Орджоникидзе – Герцена в тоннель, чтобы использовать освободившуюся площадь под парковки и скверы.
Проект крематория партерного типа по Русско-Полянскому тракту был разработан в 1993 году. Тема минорная, но актуальная до сих пор. Архитектор Александр Бегун планировал здание, своеобразно украшающее город. Когда был объявлен конкурс на разработку проекта, взять за образец чей-либо опыт было сложно. Архитектор нашел методичку, где были обозначены подобные объекты, а также изучил иностранную литературу.
Был продуман сам комплекс крематория и кладбище – как земельное, так и стена для хранения урн. Сам комплекс включал в себя два ритуальных зала, зал прощания, технологическую зону и небольшое здание для выдачи урн.
В 2009 году площадку на набережной Тухачевского арендовала московская компания «Корстон», намереваясь воздвигнуть два 25-этажных здания в виде огромных парусов. Начинаясь от метромоста, гигантское сооружение должно было протянуться до улицы Интернациональной, практически достигнув стадиона «Динамо».
Четырехэтажный торгово-развлекательный комплекс предполагал подземную автостоянку более чем на 400 машин, большой супермаркет, первый этаж заняли бы казино, боулинг, бильярд и кафе. На втором этаже архитекторы разместили торговые помещения и бутики, а также кафе и конференц-залы, на третьем — детские игровые помещения, а на четвертом — шесть небольших кинотеатров. В самом «парусе» площади с пятого этажа по десятый занимали бы офисы. На 10-25 этажах располагались 215 гостиничных номеров.
По другой версии, разработанной «Омскгражданпроектом», вместо парусов задумывались своего рода крылья.
До 2013 года участок у Иртыша оставался пустынным и лишь высокий бетонный забор напоминал о том, что эта территория занята. В августе 2013 года власти предложили построить здесь студенческий центр, затем забор был убран, участок облагородили и теперь здесь сквер, неофициально именуемый «губернаторским».
О былых временах напоминают лишь длящиеся годами суды, в которых застройщик пытается доказать незаконность расторжения с ним договоров аренды.
Согласно концепции, разработанной архитектурным ателье «РИМ», к юбилею Омска в 2016 году должна была быть обустроена центральная часть площади у вокзала со строительством подземного паркинга площадью 13 тыс. кв. метров и общественного комплекса площадью 11 тыс. кв. метров со сквером на кровле. К 2018 году предусматривалось закончить вторую часть проекта с оптимизацией площадей сортировочного центра «Почты России» и строительством на этом месте двухэтажного торгово-развлекательного комплекса площадью 10 тыс. кв. метров со своим паркингом, а также гостиницы и бизнес-центра.
В начале девяностых поступило задание на реконструкцию от собственника здания – ПО «ОМСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ». Проектом занялся архитектор Александр Бегун (ныне председатель Омского отделения Союза архитекторов России).
Само здание планировали практически не менять, но облагородить. Со стороны улицы Малунцева, согласно проекту, располагалась пристройка – там бы разместились танцевальный и репетиционные залы. С боков также были пристройки, разумеется, функциональные. Проще говоря, со всех сторон добавились бы элементы, работающие на общую идею.
Само здание, по словам Александра Бегуна, имеет хорошую основу. Раньше у него были колонны, но потом они были демонтированы. В ходе реализации Постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» на ДК им. Малунцева остались только сграффито, которые на фасаде здания с обеих сторон. Они имеют определенную культурную значимость, поэтому в проекте остались. Вернулись бы и колонны в качестве фасадного элемента. Однако проект так и не был воплощен в жизнь.
Таких в разные годы в Омске хотели строить три-четыре инвестора. В центре города гостиницу должен был построить «Основа Холдинг» еще к 300-летию города, участок был выкуплен в 2009 году. Проект комплекса включал в себя шестиэтажную гостиницу класса не ниже «4 звезды» ориентировочно на 180 номеров, блок с апартаментами и офисными помещениями, а также эвент-центр с выставочными помещениями и конференц-залами, под который планировалось приспособить дореволюционное здание бывшей обувной фабрики «Луч», являющееся памятником архитектуры. Однако финансовый кризис затормозил стройку на неопределенный срок.
Остальные дальше бумаги, по сути, не пошли. Так, под отель планировалось переделать так и не введенный в эксплуатацию гостинично-офисный центр на проспекте Мира, 1/1, стоимость реконструкции и завершения строительства оценивалась в 800 млн рублей.
Впервые же о «Хилтоне» заговорили в 2007-2008 годах. Инвестором многофункционального гостиничного комплекса у Речного вокзала выступил фонд London&Regional Properties, строительство должны были начать в 2011 году и закончить в 2013 году.
Помимо восьмиэтажного отеля уровнем в 4-5 звезд на Иртышской набережной, 9 планировалось построить апарт-отель, жилой корпус с квартирами, бизнес-центр, рестораны и торгово-развлекательный комплекс. Вложения оценивались в сумму от 40 до 100 млн долларов.
В 2007 году появилась идея возведения двух 24-этажных стометровых зданий по адресу: проспект Маркса, 73. Высотки, схожие со знаменитыми «башнями-близнецами» Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, планировали построить в Омске по особой технологии – без башенных кранов. Высотки должны были монтироваться из готовых блоков, привозимых с завода, причем весь процесс занимал несколько месяцев.
Фасад предполагаемых зданий должен быть идеально ровным из-за применения каленого стекла. По словам архитектора Игоря Вахитова, дома могли бы стать воротами города. Для расчистки участка необходимо было снести многочисленные гаражи и автомойку.
По мнению автора проекта, на исторической улице нужно работать в контексте, но по-современному. Нежелательно подстраиваться под среду и делать якобы историческим новое здание.
Эскиз был заказан одним из коммерсантов. Проект подразумевал откровенно современные материалы, много стекла, много навесных лестниц, чтобы был сочный контраст рядом с историческими соседями, которые в свою очередь приобретали визуальную ценность. Стоит отметить, что в таких проектах есть тонкая грань – нужно, чтобы не смотрелись дико рядом новодел и памятник архитектуры.
Согласно эскизу, вход во двор сохранялся, здание – двухэтажное, а крышу можно было бы использовать для летней веранды. К слову, этот проект еще может быть реализован при желании потенциального заказчика.
Радиозавод имени Попова, для работников которого был построен санаторий в 1980-х годах, хотел перестроить здание в гостиничный комплекс под названием Ramada Omsk, для чего подписал контракт с фирмой Wyndham Hotel Group International.
Как гласит описание проекта, преимуществами должны были стать обширная спа-зона, получившаяся при реорганизации спортивно-оздоровительной инфраструктуры предыдущего периода, а также большой ночной клуб в подземном этаже с отдельным входом в виде перевернутой медной плошки. На верхнем этаже комплекса – ресторан, с которого открывается вид на Иртыш и на центр города.
Проектируя интерьеры, архитекторы обратились к теме местных археологических находок – в центральном лобби отвели место для выставки артефактов. Открытие комплекса планировалось в 2014 году.
Английские архитекторы из «Уотермэн Интернэшнл Лимитед», участвовавшие в проектировании «Москва-сити», представили свои разработки по созданию комплекса «Птичья гавань» в 2008 году. На 400 гектарах англичане предложили расположить мини-город с жильем различного уровня, бизнес-центрами, гостиницами, множеством развлечений, торговли, спорта. Так, по проекту, на месте китайской оптовки появлялся крупный международный деловой центр – четыре башни высотой 40-45 этажей и офисные центры класса А+. Рядом с ним, на территории аэропорта – огромный жилой район, отличающийся свободной планировкой кварталов. В центре – большой торговый комплекс. Элитный жилой район с панорамным остеклением и видом на водоем расположили на побережье Иртыша, а в зоне заказника «Птичья гавань», а также на берегу реки была запланирована спортивно-развлекательная зона со стадионами.
Заказчиком омского проекта выступило Министерство экономического развития и торговли РФ.
Для проекта, обнародованного в 2013 году, инвесторы выбирали, кроме Омска, между Новосибирском, Тюменью и Екатеринбургом. Предполагалось, что колесо в Воскресенском сквере будет достигать высотой 56 метров и будет иметь 26 комфортабельных кабинок. В основании – здание в форме чаши с рестораном и искусственным садом. Сквер обещали реконструировать и построить фонтан. Объект, по словам архитекторов, стал бы уникальным даже по меркам страны и предназначался как старт туристического маршрута по городу.
Однако единым фронтом выступила общественность, недовольная планами вырубки деревьев и застройки парка. В итоге, вмешались городские и областные власти, заявив, что колеса на этой территории не будет.
В январе 2008 года был представлен доработанный проект комплекса из нескольких зданий высотой от 3 до 12 этажей. Основные площади его отводились под выставочные залы и галереи, также туда входила гостиница, кафе, ресторан, магазины, офисы и подземная парковка. Вдоль всего комплекса был запроектирован крытый пассаж шириной 12 метров, через который можно будет пройти от проспекта Карла Маркса до улицы Ленина. Проект вызвал волну недовольства у историков и краеведов, однако был одобрен Градостроительным советом при условии доработки.
Использованы источники: panteleich.livejournal.com, skyscrapercity.com, omskregion.info, omskrielt.com, fimafr.ru, stroiblog.info, kvnews.ru. «СуперОмск» выражает огромную благодарность председателю Омского отделения Союза архитекторов России Александру Бегуну и ТПИ «Омскгражданпроект» за помощь в подготовке материала.