ИТОГИ НЕДЕЛИ: школьная реформа, премии мэра и спасательная операция единороссов

Скандал с мэрскими премиями

Как стало известно на минувшей неделе, мэр Омска Вячеслав Двораковский получает многомиллионные премии, размер которых достигает его заработной платы. Что интересно, их градоначальнику выписывают заместители в то время, пока он сам находится в отпуске. Прокуратура усмотрела в этом коррупционную составляющую, поскольку размер премий достигал 40-60 % от оклада. Так, в 2014 году Двораковский получил 2,3 млн премии при общем доходе в 5,5 млн, в 2017 году – 1 млн премии при аналогичной зарплате.

Депутаты горсовета, которым было внесено представление прокуратуры, запросили подробную информацию о вознаграждениях топ-чиновников, а также рекомендовали мэрии приостановить выплаты на период разбирательства. За данными нарушениями может последовать не только административная, но и уголовная ответственность.

Администрация города в официальном комментарии посчитала ситуацию нормальной. Как заявили чиновники, указанная практика премирования непосредственно руководителя города существует в муниципалитете более 10 лет и ни разу до этого не вызывала вопросы у контрольно-надзорных органов. Более того, известно, что такая практика существует не только в органах местного самоуправления, но и на региональном и федеральном уровнях.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Двораковский, который начал делать вид, что не собирается уходить 11 июля, может тянуть неделю или несколько, уехать в отпуск, но долго эта игра продолжаться не сможет – и дело о премиях всего лишь первое явное и недвусмысленное на этот счет предупреждение. Очевидно, что желание «переизбрать» Двораковского, явно выраженное через СМИ, мало кто в регионе разделяет, но оно используется как крайняя форма торга – мол, не согласны на переизбрание, может, согласятся хоть на продление полномочий до ноября.

«Обратка» от прокуратуры в данном случае – явно выраженный метод «сдерживания» и «постановки на место» мэра, который явно нарушил предварительные договоренности. Очевидно, ждать итогов выборов для решения его судьбы никто уже не будет, более того: в условиях недееспособности мэрского политико-информационного блока вообще не ясно, по каким критериям «спрашивать» с самого градоначальника за выборы.

То, что дело касается премий, – вообще еще очень мягкий вариант развития событий: на фоне куда более жесткого «усекновения голов» по вопросам собственности в Германии, за последние недели коснувшегося не только экс-вице-спикера Василия Мамонтова, но и некоторых других высокопоставленных персон. В том, что и у мэра в случае недейственности «премиального дела» могут обнаружиться либо европейские авуары, либо другой подобный компромат, можно почти не сомневаться – вопрос в том, насколько, а главное, какой ценой, он готов будет «держать удар».

В общем и целом, мы имеем дело с неожиданным, пусть и не столь крупным, но все же – политическим кризисом. Владимиру Компанейщикову на прошлой неделе удалось решить вопрос с непокорным Борисом Ротбергом, если удастся нивелировать и проблему с и.о. мэра – можно будет говорить о неком постепенном усилении заместителя председателя областного правительства.

 

Корбут будет спасать рейтинг единороссов


В ходе форума «Единой России» в библиотеке им. Пушкина начальник ГУ МЧС России по Омской области Владимир Корбут официально был выдвинут в тройку лидеров общегородского списка кандидатов в депутаты Омского городского Совета. В случае избрания Корбут выразил готовность оставить службу в МЧС. По данным «СуперОмска», его кандидатура была принята по рекомендации федерального руководства партии.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Корбут известен как давний друг Денисенко, и на выборах были признаки их взаимодействия. Очевидно, что если Корбут теперь пройдет в ОГС и перед ним встанет дилемма – либо бороться за пост спикера, либо за продолжение собственного контракта в МЧС, ведь совмещение данных позиций совершенно исключено. То, что областные власти не видят рисков в усилении влияния в регионе Олега Денисенко, в этой ситуации несколько удивляет, но, видимо, лицам, принимающим решения, «виднее».

Что получится в случае выдвижения Корбута, Студеникиной и Тетянникова, соответствующего требованиям федерального центра о назначении в тройку партсписка одного «героя», одной женщины и одного главы регионального отделения, в целом, можно представить.

Например, следует говорить о том, что госпожа Студеникина делает поразительные успехи – сперва обыграв заигравшегося в виртуальные игры вроде голосования по кандидатурам мэра Игоря Зугу и его кандидатов в ОГС, а теперь и вообще выйдя на позиции, на которые прежде могли претендовать только куда более известные и «ресурсно обеспеченные» Мамонтов и Федотов.

А то, что Федотова не согласовала Москва, говорит о том, что теперь либо его единороссы должны срочно пристроить в проходной список на округ, либо он внезапно заявится как самовыдвиженец на чей-то округ. При этом будет понятно, кого под Федотова решили разменять.

Справедливости ради следует сказать, что особой влиятельности тройка ЕР в новом составе автоматически не набирает, но появление в ее рекламе человека в мундире генерал-майора (хоть и внутренней службы), с большим количеством наград может дать партии определенные преимущества.

 

Омск избежит реформы школ


На заседании думского комитета по образованию и науке глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявила, что школы будут переданы от муниципальных властей к региональным. Пилотный проект будет запущен в 16 регионах. По мнению Васильевой, после реализации реформы можно будет говорить о возвращении России к системе «государственных школ». В числе пилотных регионов не оказалось Омской области. Как пояснили «СуперОмску» в министерстве образования региона, этот вопрос пока даже не обсуждается.

В свою очередь, заместитель думского комитета по образованию и науки Олег Смолин считает, что к финансированию школ должен подключиться федеральный бюджет. По его мнению, российские школы сейчас и так фактически финансируются из региональных бюджетов. Как отметил депутат Госдумы, «это тот случай, когда лучше посмотреть на результат со стороны».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: В случае если реформу решат распространить на всю страну, прежде всего это дико понизит городскую бюджетную обеспеченность на душу населения. Омск и так по ней на предпоследнем месте в стране, хуже показатель только в Волгограде.

Образование – самая емкая статья расходов бюджета (в 2017 году - 8 343,5 из 14 389,04 млрд рублей, или 58 %, на 2018 год планируется 8 144,22 из 13 201,39 млрд руб., или почти 62 %). Если бюджет города сократится на соответствующую или почти соответствующую (за вычетом дошкольного образования) величину, муниципальный долг при этом никак не сократится, стало быть, его предельный размер автоматически попадет в неуправляемую зону, а чем все может обернуться – совершенно не ясно.

При этом в случае если эти расходы уйдут в региональный бюджет, по большому счету, никто не выиграет. Регионалам все равно не позволят расширить министерский штат, как в свое время не позволили министерству здравоохранения, т.е. нагрузка в пересчете на одного чиновника кратно увеличится при сохранении размера фонда зарплаты.

Еще одна негативная прогнозная характеристика – из обсуждения будет исключен депобразования как важный поборник семейного, а стало быть, косвенно – и вообще, частного, образования: церковного, диаспорального и так далее. Многие из них в условиях крайне низких доходов омичей и выживают-то лишь благодаря дополнительным образовательным услугам, средства на которые в бюджеты домохозяйств попадают из того самого «семейного» фонда. Это одна из очень немногих действительно разумных социальных инноваций, выгодно отличающих Омскую область.

Сейчас по факту люди получают для всех этих форм образования компенсации из бюджета во многом лишь благодаря позиции профильного городского департамента. В случае если он будет из дискуссии устранен, область немедленно эти компенсации отменит, а это лишит средств для развития все дополнительные механизмы, уберет с рынка многих репетиторов и пр. Централизация в данном случае, безусловно, несколько снизит расходы бюджета, но на деле крайне негативно скажется на конкретном качестве образования, которое во многом вновь будет загнано в «стойло».

Еще одна проблема – риск закрытия «не особо нужных» региону сельских школ, о котором уже заявил Олег Смолин. В общем и целом, Омской области, похоже, действительно повезло не участвовать в данном эксперименте.

Перейти на полную версию сайта