Столь ожидаемая многими отставка мэра Вячеслава Двораковского состоялась, но оставила двойственные ощущения. По форме было все верно, а по сути, превратилось в некоторое издевательство.
Сначала вроде бы все шло гладко, но тут депутаты засомневались, надо ли увольнять градоначальника. Нависла угроза того, что прошение не удовлетворят. В этом случае, учитывая, что сами депутаты не стали продлять летнюю сессию, Двораковский оставался бы на посту еще 30 дней и получал диктаторские полномочия по распределению бюджета. А что было бы по истечении и этого месяца, похоже, точно не знал никто.
Затем оказалось, что и заявления нет, но спикер ОГС Галина Горст уверила депутатов, что видела бумагу своими глазами. Свидетельских показаний оказалось недостаточно, и мэру пришлось нести заявление в канцелярию – все как положено.
«11 июля закончились мои полномочия как мэра Омска. Этому дню предшествовали обсуждения в правительстве Омской области и с представителями администрации президента РФ. Сначала была высказана просьба остаться работать до выборов нового мэра. Все это происходило в июле. Затем было высказано требование подать в отставку по окончании срока полномочий. В обоих случаях принимала участие администрация президента.
Вот мое заявление об отставке. Если уважаемый Совет считает, что уставная работа до выборов нового мэра нецелесообразна, о чем я настоятельно прошу проголосовать, то я передаю заявление. Если горсовет считает правильным игнорировать норму устава, то я заявление не передаю», - выступил Двораковский.
После полудня депутаты спорить устали и проголосовали за сложение полномочий – 19 голосов «за», 12 «против». Отныне исполнять обязанности главного городского чиновника будет Сергей Фролов, пока в ноябре не определится новый мэр.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Действительно, по поступающей с разных сторон информации, некий советник из Кремля к Двораковскому приезжал и ухода его добивался. На фоне подобных событий позиция экс-мэра на горсовете, конечно, была чисто демонстративной. Судя по всему, в глубине души он до последнего надеялся на поддержку депутатов, но тут уже, очевидно, недоработала фракция «Единой России». Эффективного и действенного контроля над ее деятельностью поначалу партбоссы так и не установили. С другой стороны, сделать хотя бы минимальные усилия, договорившись с той же абсолютно лояльной к нему Галиной Горст, экс-мэру, судя по всему, попросту не пришло в голову.
Явно сбылся прогноз от 13 июля, согласно которому Двораковский заявление написал, но о документе не знало даже его ближайшее окружение. Это лишний раз продемонстрировало всю ту степень «командности» в администрации ушедшего мэра на протяжении всех пяти лет.
От ухода Двораковского, прежде всего, явно выигрывает политический блок областного правительства, который сделал данный вопрос для себя чуть ли не делом чести. Выигрывает «Единая Россия», которая вместе с уходом непопулярного мэра сбрасывает с себя и его катастрофический антирейтинг. Губернатор получает бОльшую управляемость процессов через Фролова.
В свою очередь, проигрывает от ухода Вячеслава Викторовича, прежде всего, его ближайшее окружение. Сергей Фролов «жестко стелет» и чьей отставки он может потребовать в любой момент – неизвестно. Это же, кстати, может стать и некой «дубиной», которая заставит шевелиться функционеров в пользу решения тех или иных оргвопросов в ходе политической кампании.
Проигрывают и главные оппозиционные силы – коммунисты и справедливороссы. И тем, и другим куда выгоднее была ситуация «имитационного» и административно-командного стиля «управления выборами» экс-мэра. Им же наиболее выгодны все накопившиеся нерешаемые проблемы Омска и мэр, с этими проблемами ассоциирующийся в глазах электората и прочно связанный с главным претендентом на победу в горсовет – «Единой Россией». Теперь же, учитывая, что временное руководство города будет искать эффективных политических союзов и решений, а, возможно, и начнет действовать в пользу тех или иных групп влияния, у реальной оппозиции явно спутаны карты. Именно этим объясняется простейшее желание коммунистов на горсовете «приостановить» уход бывшего градоначальника. Оказалось, что сегодня Двораковский в кресле мэра был нужен только КПРФ и оппозиционным карликовым партиям.
Сразу же после отставки мэра понемногу стартовали кадровые перемены. Начали с Тетянникова – он покинул пост замглавы Омского района, чтобы стать заместителем мэра Омска (эту должность он уже занимал в 2004-2005 годах). Остальных вице-мэров Сергей Фролов переназначил – исключением стал Алексей Меньшов, руководитель управления делами администрации города.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Прежде всего, речь идет о техническом «приведении в соответствие»: работая в Омском районе, было бы резоннее и партсписок возглавлять, скажем, на выборах районного совета депутатов. Для горожан же подобные несоответствия пусть незначительно, но портят политическую «легенду». Во-вторых, сам Меньшов приходил явно под Двораковского, и с ним же ушел.
Восстановление отношений мэрии с губернатором сейчас для Сергея Фролова – вопрос номер один. Можно было бы ожидать отставки тех чиновников, которые вызывали в последнее время наибольшую идиосинкразию у областных коллег. А это и госпожа Парыгина, которая пикировалась с областным Минфином и даже обвиняла его в «подставах» по «майским указам», и ряд других, не менее неосторожных, «исполнительниц». За Двораковским они себя чувствовали как за каменной стеной. С учетом как опыта работы Тетянникова, так и потребностей предвыборной кампании, ему явно было бы удобнее в кресле не Алексея Меньшова, а Ирины Касьяновой. Возможно, поэтому она и стала приглядываться к смежному креслу за столом совещаний мэра.
В то же время любые «чистки» на данном этапе – уж точно не в интересах Сергея Фролова. В таком случае Тетянников получал бы возможность привести в мэрию своих людей, что постепенно поставило бы крест на мэрских амбициях самого исполняющего обязанности. Видимо, главным образом по этой причине он и зафиксировал «статус кво», продлив трудовые договоры с Ириной Касьяновой, Инной Парыгиной, Андреем Подгорбунских и Евгением Асташовым.
В Омской области продолжается эпидемия африканской чумы свиней. Власти ввели режим чрезвычайной ситуации. Первый очаг заболевания был выявлен 13 июля в Саргатском районе, причем владелец неделю молчал. Новые очаги и свалки зараженных трупов затем обнаружились в поселениях Любинского, Омского и Саргатского районов.
Министр сельского хозяйства Омской области Максим Чекусов заявил, что АЧС попала в Омскую область с поросятами, которых завозили из других регионов без документов, или через корма животного происхождения. А глава регионального Россельхознадзора Олег Подкорытов полагает – всему виной и человеческий фактор – сельчане не слушают предупреждений и угроз, продолжая попытки вывезти и продать больное мясо.
Сейчас в местах вспышек массово уничтожают свиней, компенсируя сельчанам стоимость животных. Если же фермеры будут скрывать болезнь, их подвергнут штрафу или даже могут завести уголовное дело. Естественно, сельчане опасаются, что в конце концов значительную часть поголовья в мелких подворьях попросту уничтожат.
Ограничения на ввоз омской свинины уже ввели в Белоруссии, Казахстане, из российских регионов - в Югре. А руководство Новосибирской области всерьез раздумывает над истреблением диких кабанов, чтобы они не могли нести заразу дальше, и принимает конкретные меры для упреждения, а не организует учения.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: С точки зрения эпизоотической, распространение АЧС шло в последние годы с запада на восток примерно одними и теми же темпами, один регион за другим. С точки зрения специалистов, именно в этом году заболевание и могло дойти до Омской области. Вопрос – «прозевали» ли этот момент специалисты Подкорытова и Харина или же, наоборот, ждали его и оперативно отреагировали на первый же случай?
Если событие было ожидаемым – почему не предупредили население заранее: боялись паники и вывоза животных за пределы региона? Но ведь, по сути, никаких мер по предотвращению подобного вывоза так и не было предпринято, а те же Белоруссия и Казахстан все равно введут на омскую свинину эмбарго быстрее и надежнее.
Что касается версий по намеренному заражению хозяйств региона, то в случае их подтверждения это было бы крупнейшей диверсией в истории региона, но, скорее всего, они не имеют никаких оснований и являются попросту чьим-то бредом, удобно используемым в политических играх.
Никаким чиновникам «на откате» такая проблема даром не нужна. Для крупнейших производителей это, помимо проблем в виде эмбарго, – еще и колоссальные издержки на дополнительное обеспечение безопасности. Переносчиком может послужить случайно залетевшая птица, мельчайшее насекомое, и никакие меры, даже в свиноводческих хозяйствах IV-го зоосанитарного статуса, никогда не смогут на 100 процентов предотвратить заболевание, которое и само ведь тоже мутирует и делается все более устойчивым к любому противодействию. Кстати, наиболее защищенный статус против него в регионе имеют только предприятия «РУСКОМа», а предприятия «Омского бекона», попавшие в гущу событий – судя по публикациям, вообще защищены по самому низкому, I статусу.
Вообще, ситуация с зоозащитой на подавляющем большинстве омских свиноводческих предприятий – удручающая. По данным (правда, за 2011 год), к «не защищенным от угроз хозяйствам» были отнесены:
К «хозяйствам низкого уровня защиты» отнесли:
Следовательно, почти все крупные свинофермы региона уязвимы для вируса и рискуют по действующим нормативам потерять все поголовье, ведь АЧС не лечится и сдержать ее можно только физическим уничтожением животных.
Правда, начальник областной станции по борьбе с болезнями животных Борис Гуринов заявил, что «у крупных омских свинокомплексов биозащита от третьего до четвертого компартмента. Даже если вокруг будет африканская чума, комплексы смогут не допустить заражения». Однако какие именно из перечисленных выше свинокомплексов за прошедшие годы сумели усилить свою биозащиту, не экономя на данном виде издержек, совершенно не понятно.
Само заболевание фиксируется в современной России с 2007 года. В 2011 году с подачи Геннадия Онищенко тема замелькала в центральных СМИ. Тогда ее тоже пытались политизировать, ведь Онищенко в присущем ему стиле объявил, что события стали результатом грузинской «экономической диверсии». В то время главный областной ветеринарный врач с «говорящей» фамилией Владимир Околелов публично заявлял, что в Омской области заболевание удается предотвратить путем массовой вакцинации. Сейчас официальные лица полностью отрицают ее эффективность, что само по себе вызывает вопросы как к ним, так и к Околелову.
Уже в 2014 году пришлось сжечь около 250 тыс. свиней в Псковской, Орловской, Тульской и Воронежской областях. В 2015 году на свинокомплексах «Черкизово» ликвидировали свыше 50 тысяч свиней. В 2016 году в России произошло около 300 вспышек АЧС – 298, вирус был диагностирован на 13 свиноводческих комплексах с поголовьем в 246 тысяч животных. Всех пришлось уничтожить.
Есть сведения о том, что более двадцати лет назад и на «Омском Беконе» эпизоотия была ликвидирована лишь ценой огромных издержек. АЧС попала в СССР еще в 1978 году, и тогда ее удалось централизованно ликвидировать, но с тех пор она периодически возвращается в Россию.
Следовательно, разговоры о том, что крупные комплексы хоть как-то могут быть заинтересованы в появлении в регионе АЧС, попросту безумны. Да, их сотрудникам запрещено содержать дома свиней и вообще контактировать с ними за пределами работы (в т.ч. охотиться на любую дичь), их поголовье в большой степени застраховано.
Проблема страхования в омском аграрном секторе, кстати, вообще – отдельная недоработка областного Минсельхоза последних десятилетий, но в крупных частных комплексах за это все же отвечают серьезные специалисты. Однако предотвратить попадание вируса на производство на 100 % все равно нереально, и никакая страховка не окупит проблему ликвидации всего поголовья, включая племенное, и обработку помещений свинокомплексов, где содержать животных после вспышки заболевания нельзя в течение года.
Интерес представляет схема распространения заболевания. В омском случае это явно передача «из рук в руки», по частным подсобным хозяйствам, где животные никак не защищены от контакта с окружающей средой. Еще одна вероятность – заражение через не прошедшие термическую обработку корма, ее компетентным органам также следовало бы изучить.
Возможно, как и в половине случаев в России и Восточной Европе последних лет, вирус в регион занесли кочующие дикие кабаны. Их поголовье у нас контролируется не особенно эффективно. В последнее время в Омской области активно раздавались разрешения на отстрел медведей и лосей, но о диких кабанах Минприроды словно забыло. А ведь еще в прошлом году якобы для забора проб на чуму разрешался их отстрел даже на особо охраняемых территориях (это тоже по-своему очень ярко характеризует системность профилактики заболевания «по-омски»).
Нельзя омские власти и голословно обвинять в том, что они не знали о проблеме или к ней вовсе не готовились. Еще 22 февраля министр сельского хозяйства и продовольствия Максим Чекусов заявлял «Омской правде»: «Мы можем даже не заметить, как эта болезнь придет к нам в Сибирь. Поэтому надо быть бдительными, оценить свои слабые стороны и принять предупредительные меры. Многие регионы, только потеряв значительное поголовье, начинают задумываться, где недоглядели, допустили халатность. Необходимо обезопасить наше сельхозпроизводство от подобных проблем».
Как видим, пока не удается. Даже несмотря на то, что в мае в регионе состоялись «командно-штабные учения по ликвидации очага африканской чумы свиней». По факту же никакой разъяснительной работы с населением до последнего времени не велось. В упомянутом материале «Омской правды» директор «РУСКОМа» Валерий Гоман честно рассказывает – всю разъяснительную работу с населением Кормиловского района, включая публикации по теме в районной газете, вынуждено вести само же предприятие. Этот маленький пример ярко демонстрирует, что система профилактики заболевания со стороны властей не ушла дальше разговоров.
Проблема, к сожалению, еще очень далека от своего апогея. В других регионах уничтожили сотни тысяч голов, в Омской области на 25 июля – более 3,5 тыс. свиней. Но успокаивает это слабо. Во-первых, у многих владельцев уничтожен единственный источник доходов, а компенсации в любом случае всех потерь не покроют. Во-вторых, если вирус попадет на крупные промышленные фермы, то счет пойдет уже на десятки тысяч голов, и на ценах на региональном рынке это уже точно и очень сильно скажется.