13:00, 31 июля 2017Интервью4784
Начальник главного управления информационной политики (ГУИП) Станислав Сумароков год назад приступил к исполнению своих обязанностей. «СуперОмск» поговорил с главным пиарщиком правительства Омской области о первых итогах работы, перспективах региональных СМИ и намерении пробежать марафон.
- Станислав Валерьевич, 26 июля 2016 года было подписано распоряжение губернатора Омской области о назначении Вас на должность начальника главного управления информационной политики. Как Вас поздравили подчиненные с первым годом работы в региональном правительстве?
- Подарили бутылку шампанского и копию распоряжения в рамке. Было неожиданно и приятно. Подарок вручили после моего возвращения из командировки в Краснодар.
- Там Вы участвовали в семинаре Минстроя РФ по проекту «Городская среда». Казалось бы, где благоустройство и где информационная политика?
- Людям стало мало просто хорошего асфальта, теплой воды и света. Нужна комфортная городская среда. ГУИП освещает действия власти, а они разносторонние. Делаются хорошие вещи, но не всегда они освещаются должным образом. Семинар получился полезным. Например, мы часто забываем, что горячая вода в домах появилась всего 50 лет назад. Сейчас мало уже обеспечить людей коммунальными благами, нужно и рассказать об этом.
Кстати, необходимо учитывать неплохой советский опыт. Все, что мы делаем сейчас, это хорошо забытое старое. Вместе с реконструкцией домов проводят благоустройство близлежащих территорий. Нам показали краснодарский опыт – набережные и стадион. Есть интересные решения, которые влияют на настроения горожан.
- И тут уже должно вступить Ваше ведомство при формировании настроения?
- Я всегда говорил, что СМИ не должны мазать все только черными красками. Выступал за позитивный подход, но за год работы пришел к выводу, что хотя бы должно быть объективное освещение происходящего. Могу сказать, что в других городах не лучше, чем в Омске. В том же Краснодаре международный аэропорт выглядит грустнее, чем наш. Одноэтажное здание с башенкой, покрашенное коричневой краской. Наш аэропорт выглядит современней и стильней. Почему мы об этом не говорим?
- В этом заключается работа ГУИП?
- Главное управление необходимо для наведения информационных мостов между властью и населением. Кто-то считает, что мосты надо наводить со СМИ, но мне кажется, что СМИ являются информационным фильтром. Редакции в любом случае интерпретируют информацию со своей точки зрения. Задача ГУИП состоит в том, чтобы это отражение событий произошло адекватно.
Например, кого-то возмущают вскрытые крыши домов при проведении капремонта в зимний период. Но такова технология, в этом нет ничего страшного. Наше ведомство и пресс-секретари должны снимать непонимание населения. Заниматься разъяснительной и просветительской работой. Да, не всегда получается действовать оперативно. Уточнение цифр требует, к сожалению, больше часа.
- Пресс-секретари министерств Вам подчиняются?
- Они подчиняются и мне, и своему министру. Наша единая информационная политика базируется на трех основных принципах – открытость, доступность и информированность. ГУИП распространяет объективную информацию, поэтому не надо говорить, что мы что-то приукрашиваем. Дай бог нам добиться адекватного отражения! Всегда говорю пресс-секретарям и специалистам, что не нужно уходить в дебри. Делайте проще, оперативней и отдавайте информацию. Журналисты все равно сами будут ее доделывать.
- Вы довольны тем, как выстроена эта работа в областных СМИ?
- Вы помните, какой поднялся крик, когда я только коснулся темы «Омской правды» и районных газет. Там еще предстоит много работы. Проблема в том, что колесики государственной машины крутятся медленно. В коммерческих структурах некоторые вопросы решаются намного быстрее и эффективней. Моя мечта, реформирование областных СМИ – долгосрочный процесс.
- Насколько долгий? На год, два или три?
- Думаю, что этот процесс будет длиться до 2020 года.
- Реформа «Омской правды» уже запущена. Что уже сделано и что предстоит сделать?
- Мы ищем новое концептуальное наполнение для «Омской правды». Газета должна иметь свою таргетированную аудиторию. Сейчас это издание для всех и ни о чем. Если это газета для тех, кому за 50, то должна быть тематика ЗОЖ и садово-огородные советы. Открытие общественной приемной, рубрика «Точка на карте», возможность написать письмо губернатору – приближают «Омскую правду» к населению. Все это наполняет газету новым смыслом.
Не скрою, что сначала я был настроен радикально, но затем стал больше погружаться в дела. Некоторые вещи трансформировались. Теперь видишь конкретных людей, которые представляют целые вселенные. Реформа бюджетного учреждения теперь будет проводиться по более мягкому сценарию, но совершенно точно «Омская правда» изменится.
- Как и «Омский вестник»? Говорят, что у этого издания не останется печатной версии.
- «Вестник» выделен в отдельное бюджетное учреждение, чтобы на него не влияла конъюнктура. В бумажном виде он останется. Это необходимо для соблюдения традиции. Любят различные ведомства иметь бумажный вариант. Могу сказать, что до 2023 года «Омский вестник» сохранится в бумажном виде однозначно. Дальше - посмотрим.
- Почему в «Омской правде» Антона Медведева, который перешел в «Омский вестник», заменил Евгений Гервальд?
- Гервальд как кризисный менеджер необходим «Омской правде» на переходный период. Надо поднимать тираж минимум в два раза. Хотя бы до 20 тыс. экземпляров, а в перспективе - до 40-50 тыс. У нас 350 тыс. пенсионеров, до которых нужно донести эту газету. Пока на этой территории, скажем честно, топчатся другие издания, которые не всегда адекватно отражают информацию. В «Омскую правду» мы добавим свежую кровь и, возможно, переведем редакцию в региональный центр по связям с общественностью (РЦСО), где у них будет отдельный вход. В Дом печати могут заехать другие структуры. Надо приблизить газету к населению. В РЦСО это сделать проще.
- В РЦСО «Омская правда» будет, скорее, поближе к правительству Омской области.
- (Смеется) И это тоже. Что касается Антона Медведева, то он моими предшественниками загонялся в жесткие рамки. Ему предстоит решать новые задачи не только с «Омским вестником», но и с «Омскрегионом», который нуждается в ребрендинге. Теперь информационное агентство будет приписано к «Омскому вестнику». У «Правды» появится свой сайт, где будут активно пиариться районные газеты. Консолидация вокруг главной газеты – разумный процесс. Медведев же как журналист освежит «Омскрегион», который воспринимается как официальный печатный орган правительства, но он таковым не является. Информационному агентству нужно сбросить с себя официоз и стать более живым. Думаю, что с 1 сентября это все уже заработает. Мечтаю, что удастся сделать редизайн и порталу «Омская губерния».
- Как будут реформироваться районные газеты?
- Мы будем усиливать это направление. Если когда-нибудь у меня появится заместитель, то он займется именно районными газетами. Не везде там хороший профессиональный уровень. Кадровые решения были приняты. Хотя они назрели давно. Например, в Большеречье люди просто проворовались. Там бывший редактор сейчас возвращает выведенные деньги, которые будут направлены на покупку автомобиля для редакции. Правоохранительные органы доказали мою правоту.
Районки сделали большой шаг вперед. Они готовы меняться, хотя раньше просто говорили: «Дайте денег и отойдите». В качестве примера могу сказать, что очень сложно заходила инфографика. В районных газетах перед дизайнерами никто даже задачи такой не ставил. Эти редакции находятся на земле и должны писать о людях, местных жителях. Настаиваю на том, чтобы при минимуме текста было много фотографий. Людям приятно прочитать о себе и увидеть собственное изображение в печати. У десяти районок до сих пор нет сайтов. И это в 21 веке! К редакторскому корпусу есть вопросы, но теперь уже я не машу шашкой, а больше разговариваю с людьми. Профессионалы готовы меняться.
- Как и у других членов правительства Омской области, у Вас эффективный контракт с ключевыми показателями эффективности (KPI). Удается выполнять эти показатели?
- Мне кажется, что за этот год чуть светлее стало на нашем информационном небосклоне. Надеюсь, что в этом есть и моя заслуга. Этот главный KPI, который позволяет мне быть уверенным, что начатую работу продолжить удастся.
- Раньше перед начальником главного управления информационной политики ставили задачу по усилению позиций губернатора Виктора Назарова в «Медиалогии». Сейчас такая задача есть?
- Нет. Передо мной стоит задача по усилению позиций правительства Омской области. Чисто пиаром губернатора я не занимаюсь.
- Будет ли в ближайшее время модернизирован 12 канал?
- Это жемчужина в нашей короне областных СМИ. Конечно, модернизация там нужна. Есть задумка присоединить невостребованные корпункты областного телеканала к районным газетам. У нас позитивный опыт стриминга. Возможно, на новом сайте 12 канала появится стрим-канал из районов Омской области. Это дешево и сердито, но даст возможность смотреть новости с мест. В редакциях районных газет может появиться должность штатного стримера, почему нет?! Мультипликативный эффект в организации должен быть.
- Вы строите планы до 2020, 2023 года, но статистика – вещь упрямая. Ваши предшественники в должности работали в среднем год с небольшим.
- Я год отработал. Первым делом сегодня [27 июля] позвонил руководству. Уточнил, все ли нормально и продолжаем ли работать (смеется). У меня в кабинете висят портреты предшественников. Глядя на них, я вспоминаю те ошибки, которые были допущены прежними начальниками главного управления. Надеюсь, что их опыт удастся синтезировать и положить задел на то, что будет реализовано уже моим преемником. Я настроен работать хотя бы до 2020 года. Многие вещи требуют личного участия. За год работы нам удалось только начать большие преобразования.
- Будет ли продолжен курс на сокращение бюджетного финансирования СМИ?
- Ежегодно финансирование продолжит сокращаться на 10 %. В этом году выделено 247 млн рублей. В ближайшие годы эта сумма станет еще меньше, хотя денег и так не хватает. Финансирование районок на уровне 50 % от необходимого. В ГУИПе пришлось сократить трех человек. Сгоревших штатных единиц потом уже не восстановишь.
- Практика ежедневных докладов губернатору о том, что пишут СМИ, сохранилась?
- Данные по мониторингу направляются главе региона трижды в неделю – в понедельник, среду и пятницу. Стараюсь обратить внимание Виктора Ивановича на болевые точки, которые существуют. Журналисты иногда справедливо замечают те вещи, которые мы недоработали. У губернатора есть черный блокнот, в который он выписывает животрепещущие темы, требующие решения. На аппаратных совещаниях затем задаются вопросы профильным министрам, которые порой и не знают, о чем пишут СМИ.
- Излюбленная тема – контракты на освещение деятельности органов власти в СМИ. Ваша позиция какая, нужно давать крупные суммы «своим» СМИ или понемногу, но всем?
- По 44-му федеральному закону ограничение конкуренции прямо запрещено. Выигрывает на торгах тот, кто предложит лучшие условия. На «своих» и «чужих» СМИ никто не делит. «Своими» я могу назвать «Омскую правду» и «Омскрегион», но они в конкурсах не участвуют. Все остальные СМИ могут принимать участие в торгах, на которых порой побеждают не те, на которых я рассчитываю. От победителей конкурсов мы не требуем восхвалений. Достаточно адекватного отражения действительности.
- Порой после очередного конкурса приходится читать: «Исангазин продался Сумарокову за полмиллиона…»
- Это бред. Представьте, прихожу я к глубоко уважаемому Марату Фаукатовичу и говорю: «Продайся». Да он меня сразу пошлет. Никогда такие издания не меняют своей редакционной политики даже в угоду крупному рекламодателю. Люди годами создавали свой имидж и бренд. СМИ издательского дома «ТРИЭС» делают всегда недвусмысленные намеки – вы дайте денег, и мы вас кусать не будем. Поначалу Сергею Сусликову я отвечал, но потом перестал.
- А эти СМИ заявлялись на торги?
- Нет, ни разу. Это как в анекдоте - хотите выиграть в лотерею, так хоть билет купите. Зачастую у нас конкурсы не проводятся из-за того, что заявился всего один участник. Даже были случаи, когда всех сделала красноярская фирма. Так вы сами участвуйте, чтобы этого не происходило. А я не могу таких злых акул ограничить. Таков закон. У меня каждый год трясут документы прокуратура и Следственный комитет.
- Работу в должности Вы начинали еще и с работы над собой. Публично начался процесс похудения и тренировок. Как с этим дело обстоит сейчас? Выйдете ли вы на марафон 5 августа?
- Если честно, то сложно, потому что прихожу домой порой в восьмом часу. О тренировках тогда думаешь с трудом. На силовых упражнениях я начал накачивать себе мышечную массу. Вместо похудения начал распухать, поэтому с тренером мы решили ограничиться бегом и плаванием. К силовым тренировкам мы вернемся после марафона. Сильного похудения, к сожалению, не получилось. Сбросил всего 10 килограммов, больше пока не получилось. По поручению губернатора побегу на Сибирском международном марафоне дистанцию в пять километров. Иного варианта нет.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Интервью»Читать все новости Омска и Омской области
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!