По версии следствия, в 2006 году мэрия предоставила ООО «Трафик» в аренду землю в районе «МЕГИ» - более 26 гектаров под строительство авторынка. В 2007 году договор перезаключили с ГУЗР.
Владельцами ООО были известные омские бизнесмены Дмитрий Коган и Виктор Агарков. Они же учредили ООО «Автоград», которому и передали участок. На земле предприниматели построили небольшое административное здание в 32 «квадрата», затем зарегистрировали право собственности на него. И уже затем в феврале 2013 года «Автоград» как владелец постройки смог подать документы в ГУЗР, чтобы купить в собственность сам участок.
Таким образом, считают силовики, коммерсантам незаконно отошел участок стоимостью более 100 млн рублей, хотя по закону им полагалось не более 176 кв. метров. Соловьева, подписавшего документы, обвинили в превышении должностных полномочий и нанесении ущерба бюджету на 73 млн рублей. В скором времени он был уволен с поста замминистра имущественных отношений.
Сегодня, 15 августа, Соловьев зачитал свою позицию, заявив, что суть обвинений ему непонятна до сих пор. Выступление бывшего чиновника изобиловало ссылками на Земельный кодекс, другие законы, областные нормативные акты, судебную практику.
«В материалах уголовного дела нет даже моей должностной инструкции. Тогда какие мои действия вышли за пределы каких полномочий?» - задал Соловьев риторический вопрос.
Обвиняемый отметил, что потерпевшая сторона была представлена только мэрией, позиция же областного правительства не изучалась. Не признал он и ущерб от своих действий – участок в итоге был возвращен администрации Омска.
– Существует регламент, в соответствии с которым Главное управление земельных ресурсов не имело никаких оснований отказывать, поскольку обоснованно были представлены документы по площади занимаемого участка. Каждый из свидетелей не мог ответить на вопрос – в чем произошло нарушение со стороны руководителя Главного управления, - поддержал своего подзащитного адвокат Александр Деревянко и добавил, что в деле очевидно существует административный ресурс, а следственные органы изначально отказывали в возбуждении уголовного дела.
Защитник отметил – ни мэрия, ни Дмитрий Коган об ущербе речи не вели, сумма его ничем не обоснована, экспертиза не проводилась.
Речь опытного гособвинителя Антона Рябухи (на его счету – дела Гамбурга и Шушубаева) была экспрессивной. В своей реплике он заявил, что обвиняемый прикрывался формальностями, чтобы скрыть преступление:
– Формальность по предоставлению участка в соответствии с регламентом была соблюдена. Но, позвольте, это соблюдение формальной процедуры является ширмой совершения преступления. Ну как можно представить, что под объект недвижимости площадью 31 кв. метр может быть предоставлен громадный участок земли на льготных основаниях, за 15 процентов стоимости? Я соглашусь, если бы Соловьев выставил этот участок на торги, как того требует закон, тогда нарушения бы закона не было.
Отмел прокурор и утверждения защиты об отсутствии ущерба:
– Давайте рассмотрим ситуацию: происходит банальное хищение тех же самых денежных средств, преступник задержан, на стадии расследования денежные средства изымаются и передаются потерпевшему. Фактически тоже денежные средства возвращены, но ущерб есть, и в данной ситуации ущерб так же есть. Это те денежные средства, которые бюджет города Омска недополучил в результате незаконного отчуждения земли.
По мнению Рябухи, легко объяснить и позицию свидетелей, бывших подчиненных обвиняемого, которые не подтвердили, что Соловьев виноват. Они так или иначе были причастны к сделке с участком, поэтому не в их интересах признавать свои собственные ошибки.
Адвокат парировал – если бы можно было продать участок на аукционе, то ГУЗР отказал бы «Автограду». Кроме того, бесконечно продлять договор аренды было невозможно, и с появлением первого здания появилось основание, чтобы «Автоград» мог обратиться за приобретением участка.
Судья Сергей Бучаков определил, что процесс продолжится в конце августа – ориентировочно 29 числа.