Муфтий Духовного управления мусульман Сибири (Омский муфтият) Зулькарнай Шакирзянов после длительного молчания дал эксклюзивное интервью «СуперОмску». Духовный лидер, которого называют советским муллой, рассказал о бытовых трудностях мусульман в Омской области, деструктурных течениях ислама в регионе и своих светских увлечениях.
- Зулькарнай Шакирзянович, первым делом хотелось бы спросить в целом о положении дел Духовного управления. Строятся ли мечети?
- Конечно, строительство мечетей ведется. В частности, наше духовное управление заканчивает строительство в Павлоградском, Москаленском районах. В ближайшее время планируется открытие.
- А строится по инициативе местных жителей или Духовного управления?
- Я и сейчас говорю, если местные жители финансово не собирают, зачем я буду строить. Сначала народ должен сам инициировать строительство и собрать деньги. Вот свежий случай. Меня позвали в Новосибирскую область, место осмотреть. Сход собрался - пенсионеры, молодые, бизнесмены. Мне говорят - помоги финансово построить мечеть. Я сразу сказал - что с таким подходом помогать не буду.
- С чем связана такая позиция?
- Привожу пример стоявшей там бабушке - вот ты килограмм масла съедаешь. Теперь еще 600 грамм, а разницу отдавай на строительство. Вот как под крышу подведете - можете обратиться ко мне. На отделку или купить коня на открытие - я помогу. А если вы сами не будете строить мечеть - зачем я вам буду строить? Цены-то не будет вашей перед этой мечетью. Вот если народ спит - то зачем мечеть нужна. Вот один бизнесмен поставил мечеть в деревне. Назвал именем отца. Мечеть красивая, но никто туда не ходит. Мечеть пустая.
- А как насчет строительства мечетей на территории Омска?
- В городе у нас шесть мечетей и этого достаточно. Единственное, что я хотел бы сделать, конечно, если будут финансы, восстановить разрушенную мечеть на месте нынешнего «Топаза» или поставить ее рядом, как историческую память.
- Вы сказали о шести мечетях, во всех ли проповедуют традиционный, привычный нам ислам?
- Есть примеры, да. А мечеть на Гусарова превратили в салафитскую мечеть. Священнослужителя этой мечети, гражданина из Казахстана, осудили за его деятельность, мечеть работает. Я обращал внимание правоохранительных органов на происходящее там. Но ситуация не изменялась.
- Скажите, а чем чревато развитие подобных течений ислама?
- Тот ислам противоречит тем ценностям, которые нам прививали с детства. Людей учат за границей по 5-6 лет, а потом они приезжают сюда с чуждыми для нас мыслями. Вот уже внуки моих друзей ходят с бородами. Страшно смотреть. Вот чего нужно бояться. Их гипнотизируют в своих интересах, и потому их последующие действия убивают наши ценности, доставшиеся от предков.
- Есть ли возможность вернуть таких людей обратно в традиционный ислам?
- Скажу так, сколько волка не корми, а он все равно в лес смотрит. В нашей воскресной школе учился студент, русский парень. Залез в Интернет, заразился этими идеями и уехал на Кавказ. Обманом женился здесь на русской девушке, представившись беженцем. В конце концов, его поймали, осудили и посадили. Я предупреждал родителей. Они не верили. Когда поверили, уже было поздно.
- А к Вам обращались такие представители?
- Ко мне также обращались из Саудовской Аравии с предложением отдать половину земли им в обмен на финансовую помощь. Я, естественно, отказался. Не надо нас учить. Наши предки сохранили при коммунистах язык, культуру, и наш долг сохранить эту преемственность поколений, которую гарантирует наш президент Владимир Владимирович Путин.
- Я правильно понимаю - одна из основных целей тех ценностей - убить обычаи предков?
- Да, салафизм, бутахреизм направлены, как вы сказали, на убийство ценностей, которые нам завещали предки. Что в христианстве, что в иудаизме, что в исламе - везде есть происки таких сект.
- Вы говорили о ценностях, могли бы раскрыть это понятие?
- Это очень интересный вопрос. Мне самому говорят, что ты мулла-коммунист. Потому что воспитан любовью к своей родине. У меня две матери - та, что меня родила и Родина. В медресе (семинарии) в Бухаре, где я 7 лет учился, нам прививали любовь к родной стране, к продолжению традиций наших предков. Это бы истинный ислам - чистый. Ведь кто мы без прошлого? Животные только если, а животными легко управлять.
- Скажите, а есть примеры, когда в ислам приходили из других конфессий? И о чем Вы первым делом с ними говорите?
- Да, есть примеры. У меня в мечети есть пришедшие из христианства. Несколько человек. Когда они приходят сюда и хотят принять ислам, первое, о чем я спрашиваю, - кто вас вынудил прийти из христианства в ислам, кто вас заставил, искренне ли вы это делаете? Ведь если вы примите ислам, что вам помешает переметнуться обратно, предав свою религию? Есть женщина, которая пришла из Омско-Тарской епархии. Иконы писала несколько лет. Приняла ислам, и теперь она вышивает мусульманские изречения на картинах. Она в возрасте.
- У нее были конфликты внутри семьи из-за такого решения?
- Нет. Она вышла замуж за мусульманина здесь и сейчас с семьей живет в районе. Но муж оказался ревнивый. Не пускает в мечеть. Много таких примеров, да.
- Уже более трех лет Вы ратуете за расширение Центральной мечети. Как обстоят дела с реализацией задуманного?
- Очень трудно. На территории располагаются частные владения, на их выкуп нужно порядка 30 млн рублей. Таких денег у нас нет, как нет и помощи со стороны властей. Конечно, сказывается и финансовое положение региона. Но ведь в других регионах помогают, а у нас почему-то нет. Но могли бы помочь убрать гаражи по улице 19-я Линия, но остаются обещания.
- С кем Вы еще общались по расширению территории мечети?
- Я куда только не обращался. Писал Рамзану Кадырову, писал президенту Казахстана, президенту Башкортостана, Алишеру Усманову, президенту Дагестана, Татарстана. В массе своей получил отказ. Помогли лишь в правительстве Татарстана. Выделили 5 млн рублей. Мы выкупили земли и немного расширили территорию.
- Что Вы планируете сделать на новом участке, в случае если найдутся деньги и получится выкупить оставшуюся часть земли.
- Мыслей много. Часть мы выделим под нужды мечети. Построили бы здания, где будет дом ритуальных услуг, халяльная столовая, где каждый сможет покушать. Бесплатно мы будем кормить студентов и малообеспеченных. Где будет комната для свадебных обрядов. И новое помещение решит все проблемы обрядовые. На второй части земли мы обустроим парк с фонтаном со свободным доступом, где можно проводить досуг. Думаю, новый сквер не будет лишним и дополнительно украсит город.
- Вы упомянули сложности с выполнением обрядов из-за отсутствия необходимых помещений. Есть ли еще бытовые трудности, с которыми приходится сталкиваться мусульманам в светском государстве.
- Самый обыденный пример. Вот умирает человек. Могилу ему должны копать родственники. У нас это запрещено. Требуют, чтобы люди нанимали специальных копателей. Это, разумеется, приводит к возмущению. Я, конечно, успокаиваю людей. Проблему можно было бы решить коллективным обращением к властям. Но у нас нет единства. Столько мечетей в городе, а все они ведут себя как лебедь, рак и щука.
- Предлагаю перейти к проблеме современного общества - алкоголизму.
- Спиртные, азартные игры категорически запрещены в Исламе в любой дозе. Даже кумыс, если там есть алкоголь. Мы против алкоголизма. Мать всех преступлений - алкоголизм, наркомания. Трезвый этого не будет делать. Мы против алкоголизма. В государстве прибыль алкоголь берет. Алкоголя нет - прибыли нет. Из-за этого умышленно спаивают российский народ. Если ты выпил и с женой поспал - то сперма у тебя отравленная, то ребенок у тебя будет в чем-то неполноценный. У нас напиваются, спят, не зная с кем, и посмотрите, каких только уродов нет на свете. Это все от алкоголя.
- На Вашем опыте были те, кто придерживался ислама и начал либо бросил пить.
- Бросивших много. Начинающих пить тоже много. Сам молился. Я их называю двуличными предателями. Узбеки, таджики насвай кладут. Было бы хорошо, если запретят насвай, сделав его равноценным с наркотиками.
- Знаете, все знают Вас как духовного лидера. Но есть ли у Вас светские интересы?
- Люблю смотреть бои без правил. Долго сижу. Ночью проснусь, включаю телефон и смотрю. Особенно поединки с участием Федора Емельяненко. Много читаю о новостях мира, Омска и России. Гимнастикой занимаюсь каждое утро. Огород у нас, 14 соток. Всю консервацию для мечети делаем с женой. По 60 банок закатываем.
- А хоккей любите?
- Я, честно сказать, за «Ак Барс» болею и «Авангард». А когда «Ак Барс» и «Авангард» играет, болею за хорошую игру. Когда в семинарии учился, меня с уроков отпускали на матчи. Я не мог сидеть. Спорт - то, чем должна увлекаться молодежь. Спорт формирует силу духа и волю. Так что, пользуясь случаем, хотел бы призвать всех не употреблять алкоголь и вести целомудренный образ жизни.