В последние несколько месяцев Омск буквально заполонили самые возможные агитационные материалы. Объявления на столбах, листовки в почтовых ящиках, плакаты на стенах, билборды вдоль магистралей.
Задача будущих депутатов – на словах убедить избирателя выбрать именно его. А это сложная задача. Текст должен быть цепляющим, проникающим в самую душу гражданина. Получилось ли это у претендентов на кресла в горсовете – мы спросили у кандидата филологических наук, регионального координатора международной образовательной акции «Тотальный диктант» Сергея Демченкова.
Сергей Демченков:
В фольклористике есть понятие «общих мест». Это фрагменты текста (и сюжетные единицы), которые в неизменном виде или с несущественными изменениями кочуют из одного произведения в другое. Предвыборные агитационные листовки во многом строятся по законам фольклорного творчества, поскольку они рассчитаны на эксплуатацию архетипов, господствующих в нашем коллективном бессознательном, и стереотипов, во многом определяющих работу нашего сознания.
Если говорить об агитационных материалах так называемых оппозиционных парламентских партий, то в них устойчивым лейтмотивом являются обвинения конкурентов от «партии власти» в моральной нечистоплотности и воровских наклонностях:
«Большая просьба не путать реальных кандидатов от оппозиции ... с кандидатами-однодневками, которые будут лишь «лицом» ворующих бизнес-кланов»;
«Не покупайтесь на пустые обещания и приманки тех партий, которые включают в свои списки бывших бандитов, артистов и олигархов»;
«Начальники всех уровней требуют от своих подчинённых и членов их семей голосовать за партию жуликов и воров».
Противопоставляя себя «бизнесменам» и «олигархам», многие кандидаты подчёркивают своё происхождение «из народа», отмечают, что начинали карьеру как простые рабочие и только потом достигли руководящих постов:
«Родился в рабочей семье»;
«Я ... коренной сибиряк, русский».
Но в массе своей риторические обороты являются общими для большинства претендентов на депутатское кресло, независимо от их партийной принадлежности, - как для представителей «Единой России», так и для оппозиционеров.
Все единодушно призывают горожан ни в коем случае не игнорировать предстоящие выборы:
«Прошу Вас прийти 10 сентября на свой избирательный участок. Для меня очень важен Ваш голос и Ваша поддержка»;
«Тебе лгут, когда говорят, что от тебя ничего не зависит. Запомни, именно от тебя, от твоего голоса зависит то, будут ли в Омске и дальше ветшать жилье, разрушаться мосты, тротуары, дороги»;
«Просим вас прийти на избирательные участки».
Мантра с избиркомовских магнитиков - «В день выборов твой голос звучит громче» - кочует из одной агитки в другую, причём в куда как более оптимистических редакциях - услышан будет буквально-таки каждый голос:
«Сейчас готовится моя программа, с которой я ... пойду на выборы, и любой из Вас может дать свои предложения по улучшению нашей жизни. ... Всё, что законно, реально и может быть реализовано - обязательно войдет в мою программу...»;
«Прочтите на обороте мою программу и напишите, что в ней стоило бы добавить или изменить... Ваше мнение важно. Каждый будет услышан».
И, наконец, каждая партия отмечает, что она, и только она, располагает надёжной и безотказной программой, которая позволит в кратчайшие сроки изменить жизнь омичей к лучшему и решить все наболевшие проблемы нашего города:
«... является единственной партией, у которой есть реальная и четкая программа развития Омска»;
«У нас есть четкое понимание и программа решения актуальных проблем Омска»;
«... знает, как сделать Омск вновь чистым, комфортным и развивающимся городом, в котором каждому омичу хотелось бы жить и работать!»;
«... Если мы последовательно реализуем три этих меры, экономика города встанет на путь развития».
В заключение хотелось бы сказать, что предвыборные агитационные материалы, безусловно, представляют интерес для филолога. К сожалению, для избирателей эти обещания в большинстве своём никакой реальной ценности не представляют...