В воскресенье завершились выборы депутатов Омского городского Совета шестого созыва. В итоге, «Единая Россия» получила 26 мандатов, 9 достались КПРФ, из них соответственно 17 и 3 – по одномандатным округам (детальный список здесь). Отметим, общественная организация «Оплот» провела пять из пяти своих одномандатников, которые ранее выиграли праймериз ЕР.
По два мандата благодаря общегородскому списку добыли ЛДПР и «Справедливая Россия», а один сумели отбить «Коммунисты России». В целом, по спискам партии показали следующие результаты: ЕР – 38,68 %, КПРФ – 27,81 %, СР – 11,41 %, ЛДПР – 10,98 %, КР – 6,19 %. Явка составила 21,1 %.
Теперь партиям предстоит распределить мандаты, которые получены от голосования по спискам, это определится в течение пяти дней. В общегородской тройке ЕР, напомним, значились секретарь омского политсовета Юрий Тетянников, глава ГУ МЧС Владимир Корбут и предприниматель Андрей Никитин.
Коммунисты уже назвали свою шестерку: это экс-депутаты ЗС Сергей Жуков и Михаил Федотов, студент ОмГМУ Кирилл Курятников, учитель лицея № 145 Наталья Поршнева, секретарь омского обкома по идеологии Дмитрий Горбунов и помощник депутата Заксобрания Светлана Ивченко.
Известно, что от «эсеров» пройдут предприниматель и лидер регионального отделения Владимир Гуселетов и исполнительный директор Фонда развития Омской области имени С. И. Манякина Илья Гофман. Либерал-демократы будут представлены главой омского отделения Алексеем Ложкиным и, возможно, безработной Еленой Кокориной. Депутат от «Коммунистов России» определится после консультаций с Москвой, первым номером в списке шел журналист Владимир Казанин.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Консолидированный прогноз явки составлял 25-27 %, поэтому реальная, конечно, может считаться пониженной. Но следует учесть «самоустранение» от выборов коммунистов, которые не захотели брать на себя городскую проблематику и таким обходным маневром избавились от ответственности за управление городом (можно даже не сомневаться, что и в следующий раз их кандидат что-нибудь напутает в подаче документов).
Поэтому сложилась парадоксальная ситуация: оргработа (явка) федералами, скорее всего, будет поставлена в вину губернатору (поскольку обвинять и.о. мэра особого смысла и нет), а вот повышение удельного веса результатов голосования за «Единую Россию» Андрей Голушко, уже отправившийся отчитываться в Москву, скорее всего, будет приписывать не «Оплоту», а своим «креативным технологам». В четверг пройдет расширенное заседание президиума генсовета «Единой России», поэтому информация о поспешном утверждении омскими единороссами спикера уже во вторник, скорее всего, не подтвердится.
Падение результата КПРФ и рост у ЕР связано с тем, что коммунисты фактически не вели активной агитационной кампании. Впрочем, федеральные коммунисты как всегда заявили, что их не устраивают сроки проведения голосования и предложили перенести его на март. Но их итоги как раз активнее всего в Омске порушила не дата, когда многие горожане поехали «на картошку», а те самые 6 %, которые отъели «креативные» спойлеры Жукова-Казанина.
Конечно, от низкой явки в городе сильнее всего пострадала «Справедливая Россия», в меньшей степени – ЛДПР, но и та, и другая в итоге набрали много меньше, чем могли бы, начни они активно работать хотя бы в апреле-мае. Кстати, именно скомканная кампания либерал-демократов и справороссов в Омске, так же, как и отказ в регистрации «Партии Роста» и других внепарламентских сил, сказались на понижении явки в не меньшей степени, чем неудачная дата, саботаж коммунистов, чисто муниципальный уровень выборов и скандализация кампании поураганившими «креативщиками» от «Коммунистов России» (впрочем, они, скорее, отъели проценты у ЛДПР, чем у КПРФ).
У коммунистов победил Ивченко, серьезно раскрученный, в т.ч. известный личным знакомством с Зюгановым, ресурсный сын одного из богатейших застройщиков Петренко и известный скандальными заявлениями Федин.
У единороссов удивляет как раз победа коммуниста Федина на «кокоринском» округе № 1. Как мы уже отмечали, сильно сказались на проигрыше «кокоринцев» «перенарезка» территории и стабильно сильные позиции на ней КПРФ. Петренко, кстати, также победил ставленников Вячеслава Васильева на 4-м округе во многом по схожим причинам. Остальные округа, в общем-то, были спрогнозированы «СуперОмском» на 90 % еще 3 мая за небольшими исключениями вроде неожиданного выигрыша Ларисы Горностаевой у Юрия Филатова на праймериз «Единой России».
Повышение удельного веса голосов за «Единую Россию» во многом объясняется снижением уровня системных межвластных противоречий между городом и областью, которые просто «раздирали» выборы местного уровня на прошлом цикле. На предыдущих выборах депутатов ЗСОО городских бюджетников централизованно вывозили в сельские районы области, чтобы поставить низкий процент единороссов в вину Виктору Шрейдеру – один из многих инструментов политико-правовой войны против него.
На последовавших выборах депутатов ОГС агрессивная риторика, жесткая борьба примкнувших к «Омской весне» кандидатов против сторонников Шрейдера (использовались «черные технологии» вплоть до листовок, обвинявших женщин-кандидатов в алкоголизме), а также тесные ассоциации казавшихся безальтернативными кандидатов «Омской весны» с, мягко говоря, доставшим горожан Леонидом Полежаевым – все это ставило очень сильные ограничения на результативность «Единой России».
На этих выборах все эти факторы исчезли, но и высокой явки, помноженной на высокие результаты «партии власти», в условиях массового распространения депрессивных социальных настроений, тоже ждать не было смысла.
Впрочем, на фоне того же соседнего Барнаула, где итоги выборов ЦИК вообще может отменить по причине «перегибов» в досрочном голосовании, в Омске даже данная технология, также существенно повысившая итоги «Единой России», была задействована более-менее в приемлемых масштабах. В целом, омские выборы действительно прошли по относительно мягкому сценарию и больших неожиданностей в них, в общем-то, не произошло.
Пожалуй, интриг тут не так уж много – у тех же единороссов интрига не в мандатах, а в том, Корбут или Тетянников будет в итоге согласован Москвой, у коммунистов тоже все с мандатами понятно. Помимо Казанина, есть сложности у справороссов. Формально была избрана депутат ГД Елена Драпеко (никакой агитационной роли в выборах, кстати, так и не сыгравшая), фактически автоматом проходит в ОГС только сам Владимир Гуселетов, а второе место федеральное руководство партии по традиции выставит на «расторговку».
Причины успешной кампании общественной организации – системное выстраивание работы, жестко выстроенная обратная связь и система учета проблем, решение проблем обратившихся, общегородской бренд, позволяющий серьезно воздействовать на всех региональных акторов и органы власти всех уровней. Также можно записать в плюс боеспособность актива, наличие собственной программы, предусматривающей решение действительно актуальных проблем местного уровня. Сработала и отлаженная система информирования целевой электоральной группы о всех мероприятиях и планах общественного движения.
Фактически «на своем горбу» «Оплот» буквально вытянул во многом и голосование за ЕР. В ряде случаев – даже кандидатов, которые активно против него же всю дорогу и вредили. Сокин таким образом «выезжает» уже второй раз – в первый раз его избрали вообще только благодаря «Омской инициативе». Также за счет активного голосования на округе Ткачука место получит, скорее всего, списочник Юрий Федотов.
При этом кандидаты «Оплота» выиграли свои выборы с приличным запасом, показав результат 46-49 процентов, за исключением Рината Карымова на 11-м округе (36 %). Но тут стоит отметить, что против Карымова активно велась борьба с применением сомнительных политтехнологий. Ставленник Голушко переманил сеть агитаторов в двух КТОСах: в день выборов «оплотовцы» Ринат Карымов и Глеб Летягин вдруг обнаружили, что их агитаторы сменили предпочтения и надели бэйджи самовыдвиженца Андрея Денисова. В итоге победа могла достаться коммунисту Владимиру Петрову, но запас прочности «Оплота» был так велик, что даже эта технология не сработала.
Благодаря постоянной наступательной тактике «Оплоту», наверное, единственному, удалось системно пройти праймериз «Единой России», не позволить «замять» своих кандидатов – даже после их неуставной «перетасовки», выиграть не только «полевую кампанию», но и внутриэлитную, что также удавалось немногим и демонстрирует не только знание проблем города и населения, но и серьезный аппаратный опыт руководства движения. В целом, можно предполагать, что ему удастся не только занять активную позицию в городском парламенте, но и пройти дальнейшие ступени как аппаратной, так и публичной политической карьеры.
В руководстве муниципального предприятия «Тепловая компания» произошли изменения. Новым директором назначен Владимир Шебанков. В Омске он известен как руководитель ОАО «Энергосервис». До недавнего времени Шебанков занимал различные должности в ТГК-11. Как удалось выяснить «СуперОмску», с прежним директором «Тепловой компании» Владимиром Тухватулиным трудовые отношения были прекращены в связи с истечением срока контракта.
Новости появились и про «Омскэлектро». Как сообщил зампред правительства Андрей Новоселов, принадлежащее городу АО к 2018 году войдет вместе с МРСК-шным «Омскэнерго» в объединенную управляющую компанию, при этом активы сливаться не будут. Причем «Омскэлектро» должно перейти на стандарты управления ГК «Россети». Как заявил глава «МРСК Сибири» Виталий Иванов, это позволит на 3 года предоставить омичам так называемый «нулевой тариф», то есть не повышать тариф на услуги по передаче электроэнергии. Кроме того, для повышения эффективности «МРСК Сибири» планирует дополнительно привлечь более 1 млрд рублей от внешних инвесторов, то есть эти расходы не отразятся на тарифе для потребителей.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Можно выделить особенно интересный момент в пресс-релизе МРСК: «филиал «МРСК Сибири» – «Омскэнерго» продолжит системную работу по консолидации бесконтрольно-функционирующих энергообъектов на территории Омской области. Эксплуатация бесхозяйных, находящихся подчас в аварийном состоянии линий электропередачи и подстанций представляет не только серьезную проблему для эффективности энергообеспечения области, но и является прямой угрозой жизни людей. Передача таких объектов на баланс «Омскэнерго» позволит предприятию организовать единую систему оперативно-технологического управления и повысить качество электроснабжения потребителей».
По сути, речь идет о повышении капитализации компании и о возможном «перебивании» неучтенных объектов того же АО «Омскэлектро», который, работая «по стандартам МРСК», может лишиться даже возможности ставить данные объекты на собственный баланс. Мероприятие это недешевое, и провести его единовременно городская компания не в состоянии. А общая стоимость активов «Омскэлектро» может оцениваться в 9-10 млрд рублей, которых город может лишиться в результате вышеописанных манипуляций.
Также интересен пункт о замораживании транспортного тарифа на три года – т.е. и этой возможности компенсировать свой долг перед МРСК «Омскэлектро» лишится под благовидным предлогом моратория на эту составляющую тарифа, которую наверняка будут в коридорах власти обосновывать стартом президентской кампании.
Непонятно, в силу каких полномочий переговоры вел Новоселов – актив полностью муниципальный, и вся его деятельность регулируется администрацией города и горсоветом. Формально у зампреда правительства прав принимать какие-либо решения по «Омскэлектро» быть не может.
Можно прогнозировать очередную попытку взять городскую компанию под контроль МРСК по схеме, очень схожей со схемой перехвата «Тепловой компании» «ТГК-11». Ситуации жесткой конкуренции за активы, любые заявления о бескорыстных целях создания управляющей компании и о том, что «никто не стремится никого поглотить», выглядят, конечно, очень наивными.
Очевидно, что если у МРСК или любого регионального актора (прежде всего, на ум приходят Андрей Голушко и семья Антропенко) возникнет возможность поглотить городскую энергокомпанию, они это, безусловно, сделают. На этом фоне активность господина Новоселова может иметь три объяснения: во-первых, он сам выходец из структур МРСК и любые его приведенные выше заявления нужно воспринимать критично; во-вторых, он давний бизнес-партнер семьи Антропенко и явно будет лоббировать их интересы в этой и иных схемах; в-третьих, он выступал в лагере противников Андрея Голушко и будет действовать против последнего как на стороне МРСК, так и «по инерции».
Что до «Тепловой компании», то уже который год ведутся разговоры об объединении ее теплосетевых активов и «ТГК-11» (нынешней «ОмскРТС»). Поглощение муниципалов, таким образом, превращает структуру «Интер РАО» в доминирующую организацию на теплосбытовом рынке города. Возможно, именно для этого не так давно проводились переговоры между руководителем «Интер РАО» Борисом Ковальчуком, руководством «ТГК-11» и губернатором Виктором Назаровым.
Последние месяцы «Тепловая компания» постоянно находилась под угрозой банкротства по причине крупных долгов перед «Газпром межрегионгазом». При этом крупнейшим неплательщиком самой «Тепловой компании» выступала, как ни странно, «ОмскРТС» – 409 млн рублей. Этой суммы с лихвой хватало бы, чтобы погасить все долги за газ. Это дает почву для предположений, что «ОмскРТС» могла намеренно затягивать выплаты, чтобы сделать муниципалов более «сговорчивыми».
На этом фоне назначение выходца из «ТГК-11» директором муниципального предприятия может говорить о том, что договоренности о слиянии двух компаний достигнуты и Шебанков командирован для плавной организации этого процесса, особенно на фоне недавних заявлений руководства «Интер РАО» о готовности входить в концессии по теплоснабжению в регионах присутствия.
Начиная с ночи воскресенья, Омск охватила волна ложных звонков о якобы заложенных взрывных устройствах в крупнейших организациях и торгово-развлекательных центрах. Эвакуации в ночь выборов подвергся горизбирком, затем мэрию «заминировали» еще раз. Аналогичная судьба постигла «МЕГУ», «Миллениум», ряд омских школ, Пенсионный фонд.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Достаточно сложно анализировать этот вопрос, поскольку полной картиной владеют только соответствующие органы, но ситуация явно выходит за пределы Омска. Можно только сделать несколько предположений, и все они, к сожалению, очень настораживают.
Во-первых, серия звонков произведена сразу после единого дня голосования, как бы намекая на то, что она закладывает бомбу под день президентских выборов. Во-вторых, использованные «пранкерами-террористами» технологии и география действий далеко выходят за привычные пределы, что заставляет задуматься либо об активности по заказу ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России), либо о деятельности украинских спецслужб, действующих «по доверенности» США. В обоих случаях речь идет о дестабилизации обстановки в российской «глубинке» на старте подготовки к президентским выборам, а магическая цифра «11 сентября» явно рассчитана на то, что к ситуации будет привлечено внимание американских наблюдателей (а возможно, и заказчиков), ведь эта дата и все, что с ней связано, всегда попадает в топ новостей США.
Особенно тревожно то, что российские спецслужбы в этой ситуации оказались в положении фактически атакованных – если действительно на это же время готовились их плановые проверки эвакуационной готовности, следовательно, их кто-то «переиграл». Если подобные случаи будут повторяться, с одной стороны, это «задергает» сотрудников спецслужб, а с другой, может понизить бдительность граждан, многие из которых в случае реального теракта будут считать, что это очередные учения или «утка», а в итоге число жертв может существенно вырасти.