10:01, 20 сентября 2017Интервью4271
Главный раввин СФО и Омской области Ошер Кричевский: «Гармоничная семья – решение проблем современного общества»
Ошер Кричевский родился 29 мая 1978 года в Израиле, город Беер-Шева. До 13 лет учился в хедре — общеобразовательной религиозной школе, затем в иешиве «Томхей-ТмимимЛюбавич» - высшей религиозной школе Иерусалима.
В 1996 году продолжил образование в Нью-Йорке, в 1997-1999 годах преподавал в иешиве Буэнос-Айреса, одновременно сам продолжал там обучение. В 1999-2000 годах был на практике в Берлине по специальной программе подготовки раввинов. Много ездил по еврейским общинам разных стран для оказания им духовной помощи.
13 сентября 2017 года – в этот день исполнилось ровно 16 лет с тех пор, как Ошер Кричевский прибыл в Омск. Кроме того, в 2015 году Ошер Кричевский стал Главным раввином Сибирского федерального округа при совете раввинов Федерации еврейских общин России. По данным еврейской газеты «Ахдут», назначение состоялось на VI съезде Федерации еврейских общин России, который проходил в конце февраля и собрал делегатов из 180 еврейских общин страны.
Мы встретились с раввином в преддверии еврейского Нового года – Роша-Шана – и заодно обсудили самые насущные проблемы.
Еврейский Новый год, как я понимаю, уже наступает.
Да, праздник Роша-Шана отмечается 21-22 сентября. Но начинается празднование (как любой еврейский праздник) накануне вечером, 20 сентября. Праздник отмечается на шестой день сотворения мира, день, когда 5778 лет назад был создан Адам, первый человек. Тем самым мы подчеркиваем, что мир был создан для человека.
Какие традиции соблюдаются в этот праздник?
В этот праздник как можно больше евреев должно услышать звук бараньего рога – шофара. Поэтому он звучит не только в синагоге, мы с шофаром ходим по домам. Вообще это время покаяния. Богослужения в Роша-Шана направляют мысли каждого человека на искреннюю исповедь перед Богом и самим собой.
Почему именно в праздник на этом делается акцент? Ведь обратиться к Богу можно в любое время?
Конечно, это можно и нужно делать каждый день. Для этого даже не нужно ходить к раввину, чтобы исповедоваться. Но мы верим, что в праздники Творец для нас, так сказать, более доступен. В это время до него проще достучаться. Также в дни Нового года евреи идут к реке или озеру, месту, где обитает рыба, и читают молитву, означающую полное раскаяние в совершенных грехах.
Есть какие-то особенности, что должно стоять на столе?
Обязательно мед, в который нужно обмакнуть яблоко и халы. Это тоже наша традиция. Чтобы весь год был сладким. Так как мы верим, что Всевышний делает только добро, но мы, увы, не всегда можем это заметить, мы желаем, чтобы год был «сладким», ибо сладость – она ощутима. Новый год – радостный праздник, семейный.
Семья – это, наверное, самое важное, что есть у людей. Но часто мы ее не ценим. Ежедневно в СМИ появляются криминальные истории, родители издеваются над детьми или отказываются от них.
Считаю, что самая большая проблема нашего поколения в том, что люди не дорожат институтом семьи: не торопятся ее создать и легко с ней расстаются. К сожалению, эта проблема касается всех людей, независимо от национальности и вероисповедания. Конечно, все мы должны стараться и прикладывать все усилия, чтобы уберечь уже созданные семьи, и делать так, чтобы как можно больше новых семей создавалось. Когда все дети будут расти в полных семьях, где царит гармония и любовь – это будет решением многих проблем современного общества.
В России Вы были когда-нибудь в детском доме?
Я помню первое свое посещение дома малютки. На меня это произвело тяжелое впечатление. Эти женщины, которые там работают, - они герои. Но, несмотря на то, что они и берут деток на руки, и ухаживают за ними, детям нужна любовь мамы и папы, родных людей. Наша еврейская община старается периодически оказывать помощь подобным учреждениям нашего города.
В Израиле нет детских домов и домов малютки. Это сложно представить – что родители отказываются от ребенка и он никому не нужен. В Израиле, если с родителями что-то произошло, ребенок остается в семье.
Мне кажется, родители часто несправедливы по отношению к своим детям. Например, ругая их за ошибки. Дети ведь познают мир, учатся жить и, естественно, спотыкаются.
Не бывает плохих детей – бывают дети, которым плохо. Наказание – это не способ воспитания. Нужно говорить, объяснять, сделать так, чтобы ребенок больше не ошибался, учился на ошибке. Самое главное в семье – это общение, родителей между собой и с детьми. Чем больше общения – тем меньше проблем.
Насколько вы и ваши дети близки к светской жизни? Театры, концертные залы?
Времени не хватает, ведь чаще всего мероприятия вечером, когда мы проводим его с семьей. Но если получается, то я рад посетить концертный зал, я очень люблю классическую музыку. Для нас важно, чтобы дети пошли в музыкальную школу. Они играют на разных музыкальных инструментах, у кого на чем лучше получается: на пианино, на скрипке, на флейте. Еще просили барабаны, но мы пока к этому не готовы.
То есть у вас дома целый семейный оркестр.
Так и есть (смеется).
А ваши дети говорят и на русском, и на иврите?
Дети говорят на русском лучше меня. Я говорю плохо, моя супруга тоже. А дети ведь ходят в школу, где все говорят на русском языке. Но дома мы все говорим на иврите, чтобы не забывать. Недавно я столкнулся с тем, что дети уже думают на русском языке и даже переводят некоторые фразы на иврит, которых в иврите на самом деле нет.
Встречаются семьи, где разные национальности и конфессии?
К сожалению, да. Объясню, почему. Во-первых, согласно еврейскому закону, еврей должен жениться только на еврейке, и, наоборот, еврейка должна выйти замуж только за еврея, и мы должны этого придерживаться. Во-вторых, любой брак – некий компромисс, у каждого свой подход к жизни, а когда у них еще и разная национальность и духовные ценности, то дети путаются, их сбивают с толку разные подходы и различные ценности, которые каждый из родителей приносит с собой в семью.
Например, Шаббат, мне кажется, сложен для разных конфессий в одной семье. У него же строгие правила?
Во-первых, Шаббат отличный день отдыха, духовный и семейный. Как мы говорим: если бы не было Шаббата, нужно было бы его придумать! Да, с ним связано много ограничений и правил. Например, моя трехлетняя дочка может в любой день попросить мой телефон посмотреть мультики. Но в субботу она точно знает, что это категорически запрещено и бесполезно даже просить об этом.
То есть вы приучаете к этому с раннего детства?
Да, конечно. Любое воспитание должно начинаться с рождения. Есть такая притча: однажды семейная пара пришла к раввину на девятом месяце беременности жены и просила совета, как им воспитывать будущего ребенка. На что раввин ответил: «Вы опоздали на 9 месяцев». Они знают, что Шаббат – это, прежде всего, день, когда мы посвящаем себя молитвам и общению в семье. Кроме того, в этот день ни в коем случае нельзя брать телефоны и пользоваться компьютерами. И не только. Еще нельзя ездить на автомобиле, включать что-то в сеть – создавать новый огонь.
Но гаджеты появились сравнительно недавно, значит и запретов становится больше?
Мы в этот день даже не работаем. И поэтому посвящаем его полностью семье. Но все запреты отменяются, когда под угрозой жизнь и здоровье человека. Один раз в жизни мне пришлось нарушить правила. Когда у супруги начались роды. Конечно, пришлось звонить, вызывать такси, ехать в роддом. Когда я взял в руки телефон, дети удивились – как так, нельзя же. Это как раз была возможность объяснить им, насколько Тора и заповеди гуманны практически по отношению к человеку. А если человек говорит, я очень верю и лучше умру, но не нарушу запреты – так нельзя, это грех.
Кстати о грехах, сейчас весь мир говорит о терроризме. Его называют и возмездием, и злом, и испытанием. Как вы его назовете?
Как это не назови, с этим нужно бороться. Только бороться. Эти люди (террористы - прим. ред.) могут сами называть это как угодно, но их это не оправдывает. Слава Богу, нас, в Омской области, пока это не сильно затрагивает, хотя география терроризма, к сожалению, очень широка.
Недавно по городу прокатились звонки с сообщениями о подозрительных предметах. Вас не коснулось?
Нет, наверное, мы не так интересны (смеется).
Внутренним терроризмом называют алкоголь.
Хочу сказать, что у нас в общине, слава Богу, нет людей, у которых есть проблемы с алкоголем. А сам алкоголь у нас не под запретом. Наоборот, каждый Шаббат и еврейский праздник мы начинаем с благословения над бокалом вина. Но всего всегда должно быть в меру. Надо признать, алкоголь может стать губительным, и от этой болезни страдает множество людей.
Часто взрослые люди приходят к иудаизму?
Это очень сложный и долгий процесс и огромная ответственность. Еврей может где-то нарушить правила, например, ездить на автомобиле в субботу. А не еврей, который пришел в иудаизм, этого не может себе позволить. К нему предъявляются более высокие требования.
В синагогу можно прийти обычному человеку, так сказать, в гости?
Наши двери открыты. У вас же никто не спросил документов на национальность, когда вы сюда шли (смеется). Можете прийти к нам, мы вам все расскажем, все покажем.
Хочу воспользоваться возможностью и пожелать всем читателям «СуперОмска» и всем жителям нашей области, чтобы новый 5778 год был хорошим и сладким, годом здоровья и удачи во всех начинаниях, во благо и процветание нашей малой родины, Омского Прииртышья!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории "Интервью"Читать все новости Омска за сегодня
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!