- Владимир Борисович, 10 сентября прошли выборы в Омский городской Совет. Кажется, что кампания прошла достойно, но почему явка оказалась низкой?
- В этом году на выборах информирование, в том числе со стороны правительственных СМИ, о предстоящем голосовании было максимальным. Проголосовало в итоге 21 с небольшим процента горожан. Можно, конечно, сравнивать показатели явки с выборами в Приморском крае или с выборами мэра Омска 2012 года, но я этого делать не буду. Сама постановка вопроса о явке и ее важности – искусственная. Обратите внимание, что выборы проходили в последний теплый день и при отсутствии какой-либо политической и социальной напряженности в городе.
Некоторые из-за явки критикуют Омск, пытаются продавать образ Омска как черной дыры на карте страны. На мой взгляд, это неправильно. Вспомните девяностые годы, когда люди шли на выборы, потому что была огромная социальная неустроенность, отсутствовала возможность закрывать элементарные проблемы. Да, проблемы есть и сейчас – не все хорошо с экономикой, есть проблемы с размером заработных плат. Но такая явка говорит об отсутствии интереса к политике. Зачем человеку идти на выборы, если о политике он каждый день не думает и не говорит.
- Что показывала социология перед единым днем голосования?
- Электобилити у «Единой России» было на уровне 65 % – это вера человека в то, что «Единая Россия» все равно победит и без его личной поддержки. Они же и не пришли на выборы, чтобы проголосовать за другую партию. Обращаю внимание, что никаких вопросов к законности и легитимности прошедшей кампании не возникло. Незначительные инциденты, которые были выявлены, не повлекли за собой судебных разбирательств. Не возникло вопросов и у центральной избирательной комиссии. Даже если посмотреть результаты досрочного голосования, то они такие же, как и общие результаты. Более того, на каких-то участках даже победила КПРФ.
По итогам выборов могу сказать, что даже на уровне математики и цифр Омск как один из 12 городов-миллионников показал, что здесь спокойная политическая ситуация. Даже попытки раскачивать межэлитные конфликты ни к чему не привели. Более того, мы увидели консолидацию. Несмотря на старые обиды, наши представители так называемых групп влияния понимают, что на первом месте должны быть интересы населения, города и государства, а не свои местечковые предпочтения. Уверен, что так будет и впредь.
- Одним из главных итогов выборов 10 сентября называют то, что Омск вышел из красного пояса…
- Думаю, что мы в него никогда и не входили. Да, кажется, что в прошлом году у КПРФ в городе результат был выше, но опять же игра забывается, а счет остается. Результаты выборов в Законодательное собрание и Госдуму не выделяют Омск на карте страны. Основная проблема в том, что мы, вешая ярлыки, зачастую забываем обсуждать содержание. Вот сейчас появились очередные слухи о расторговке мест в Омском городском Совете. Хочется спросить, как в фильме «Брат», ну вот получил ты пост в горсовете, а дальше что? «Что делать-то будем?» Есть у вас маломальский план на пять лет, как сделать жизнь омичей лучше? Партиями было дано много обещаний, которые, конечно, должны быть выполнены победившей партией. Нужно обсуждать то, как будут решаться конкретные городские проблемы. Нужен конструктивный диалог между избранными депутатами о том, что мы делать будем.
- С этого следует начать избранным депутатам?
- Новый созыв горсовета вместе с исполнительной властью города должен формировать конкретные проекты, направленные на изменение города к лучшему.
- Говорят, что власть в новом созыве горсовета захватила общественная организация «Оплот».
- «Оплот» в выборах не участвовал. Участвовала «Единая Россия», в ряды которой влились представители «Оплота», прошедшие партийное предварительное голосование. Можно сказать, что «Оплот» попал в горсовет в том смысле, что депутатами стали люди, объединенные идеей и общественной деятельностью этой организации.
Если мы посмотрим реальный расклад сил в горсовете, то это достаточно взвешенная конфигурация. Самая правильная стратегия в таких условиях – договариваться о взаимодействии в интересах города и его жителей. Отмечу, что там есть не только «Оплот», но и другие представители групп влияния, если пользоваться такой терминологией. Многие шли в горсовет не только для того, чтобы заниматься политической деятельностью, но и для защиты своих интересов. Не признавать этого – грешить против истины. Но крайне важно, чтобы депутаты понимали, что в приоритете интересы города и его жителей, а не свои и коммерческие предпочтения. Федеральное антикоррупционное законодательство может очень сильно поменять невысказанные помыслы того или иного депутата. Конфликт интересов в действующей редакции закона очень широко прописан. Если у депутата есть такой конфликт, то он обязан заявить об этом. Более того, он тогда не имеет права голосовать. Думаю, что эту практику вместе с прокуратурой мы будем активно использовать. Горсовет не должен превращаться в площадку для решения местечковых интересов.
- Поименное голосование будет?
- Если депутаты примут такое решение, то да. Это повышает ответственность. Такая практика действует в Госдуме и Законодательном собрании. Думаю, что если горсовет пойдет на такой шаг, то это будет хорошо.
- Как вы относитесь к высказываниям «омских мыслителей», которые дают интервью сами себе о том, что все в Омске вплоть до поста мэра распределяют на госдачах под покровом ночи на тайных собраниях?
- Эти мыслители хотят влиять на внутриполитическую ситуацию, но у них не выходит. Позиция губернатора и правительства Омской области такова, что мы не погружаемся в схватку. Как только власть становится одним из акторов борьбы, она перестает быть властью. Напомню, что решение принимают депутаты. Хотя никто не запрещает им вести предварительные консультации. Политика предполагает, что любое решение проходит череду публичных и непубличных согласований. Это поле для достижения консенсуса и компромисса. Кто бы ни был спикером, голосуют все равно депутаты. Это коллегиальная система.
Владимир Компанейщиков и губернатор Виктор Назаров.
- Даже в уходящем созыве были случаи, когда по настоянию спикера горсовет переголосовывал.
- В таком случае есть регламент и профильный комитет. Говорить о том, что спикер определяет, кто и как будет голосовать, это значит огульно считать всех избранных депутатов несамостоятельными. У нас они все люди самодостаточные со своей политической позицией. В диалогах и спорах мы должны находить истину. Это один из способов не принимать дурных решений.
- Горсовет будет местом для дискуссий?
- У нас и Заксобрание – место для дискуссий. Они тоже должны быть конструктивными. Мне кажется, что члены нового созыва горсовета будут заниматься именно конструктивной дискуссией, а не называть друг друга земляными червяками.
- Владимир Корбут не скрывал своего желания стать спикером горсовета. Им написан рапорт об увольнении из ГУ МЧС России по Омской области. Получится ли лицу «Единой России» на прошедших выборах стать лицом нового горсовета?
- Он возглавлял список партии и много сделал для ее победы. Могу сказать как человек из семьи офицера и сам послуживший, что генеральское звание просто так не дают.
- Будет ли Корбут тогда в горсовете впереди, на лихом коне?
- Он не похож на человека, который будет по-чапаевски размахивать шашкой.
- Показалось, что на прошедших выборах «Единая Россия» не до конца использовала отставку непопулярного мэра в агитации, и что это был за странный политтехнологический ход с переходом Юрия Тетянникова в администрацию города?
- Мне кажется, что мои коллеги поступили корректно. Пинать раненого льва – не самое большое достижение. Вячеслав Двораковский явно старался сделать все, что мог, насколько у него хватало сил, способностей, энергии и воли. Хотелось бы, чтобы все его критики сами попробовали что-то сделать, а потом можно было бы сравнить.
К Юрию Александровичу Тетянникову я отношусь как к лидеру партии, избранному подавляющим большинством делегатов на региональной конференции. Понимаем, что каждый человек выстраивает свою жизнь сам, в том числе и с точки зрения места работы. Позиция руководителя партии – общественная, а работать тоже где-то нужно. Тетянников выстраивал баланс между политической деятельностью и желанием реализовать себя как менеджер. Хорошо ли это было для выборов? Не знаю. О своей дальнейшей судьбе Тетянников вел консультации в партии, что тоже говорит о его системности.
- Почему партия не спешила с проведением конференции, на которой будет определен кандидат в спикеры горсовета?
- То, что с этим коллеги не спешили, кажется мне правильным. Выборные эмоции должны улечься, чтобы решения принимались разумом.
- Есть опасения, что заседание 27 сентября не состоится, хотя коммунист Михаил Федотов уже подписал повестку.
- Поживем – увидим. От даты проведения первого заседания ничего не зависит. Важно принимать выверенные решения. Мне кажется, что коммунисты подписали повестку только для того, чтобы в очередной раз на ровном месте создать информационный повод. КПРФ понимает, что при показанном на выборах 10 сентября результате хорошо, если другие фракции будут учитывать мнение коммунистов.
- В «Единой России» было много кураторов прошедшей выборной кампании, но кого можно считать победителем?
- Действительно, в регион Андрей Иванович Голушко был делегирован партией, чтобы оказать организационную и технологическую поддержку. Однако у победы много отцов. Достигнутый «Единой Россией» результат оказался возможен благодаря общей работе кандидатов и технологов. Не надо вычленять чей-то результат. Важно, что участники кампании ЕР понимали свою ответственность перед партией. Партия шла консолидировано, но были попытки разрушить это единство. Я понимаю, кто и зачем это делал.
- Кто консолидировал омских единороссов?
- Кандидаты от «Единой России» смогли договориться друг с другом. Результат был там, где одномандатники работали вместе со списочниками.
Несмотря на зачастую оголтелую кампанию со стороны проигравших партий, им в целом удалось сохранить чувство меры. Да, приемы КПРФ порой попахивали деятельностью ячеек бомбистов начала прошлого века. Где там грань между агитацией и экстремизмом? Это очень серьезный вопрос. Если коммунисты ее не пересекли, то вплотную подошли к ней. Это вызывает опасения, потому что нельзя писать матом на агитации конкурентов. Кому-то это кажется политтехнологически умным и эффективным, но кроме раздражения к власти и любой партии это ничего не вызывает. Выборы не должны превращаться в революционную борьбу. Давайте думать в год 100-летия революции о консолидации общества, а не о создании очередных разломов и расколов. К сожалению, в деятельности нашей главной оппозиционной партии я увидел очень много того, что продолжает эти разломы формировать. Это осознанный выбор непримиримой борьбы.
- Какую оценку можно дать кампании других партий?
- У ЛДПР было немного возможностей для проведения яркой кампании, но достигнутый ими результат вызывает уважение. Алексей Николаевич Ложкин вытащил результат, несмотря на внутренние противоречия в партии. «Справедливая Россия», наверное, могла бы рассчитывать на больший результат, но у них, скорее всего, не хватило технологических компетенций. Большие деньги были потрачены на наружную рекламу, которая, на мой взгляд, оказалась неэффективной. Не тем не менее и их результат вызывает уважение.
Картина Васи Ложкина «Вернем все взад!».
- Прохождение в муниципальный представительный орган пяти партий – это свидетельство демократизации общества в Омске?
- Я не понимаю, что значит - вдруг наступила демократизация, так же, как и либерализация. А до этого у нас что авторитарный режим был? Понятно, что чуть ли не внутриполитическому блоку правительства Омской области приписывают прохождение в горсовет «Коммунистов России». Могут думать как хотят, но большинство медийно ярких представителей «Коммунистов России» не смогли работать когда-то в КПРФ. Это Владимир Жуков и Светлана Андрушко. КПРФ стоит задуматься, почему эти люди от них ушли. Видимо, не все у них в партии демократично. В списке у этой «народной партии» есть много небедных людей. Как я могу предположить, на эту кампанию они реально потратили чуть ли не больше «Единой России». Прохождение «Коммунистов России» произошло в том числе и из-за политических и технологических ошибок омского обкома КПРФ. Нельзя выезжать бесконечно на одной критике. Никакой содержательной повестки, кроме как взять и поделить, они уже давно не предлагают.
Мы много раз предлагали омскому обкому КПРФ сотрудничество по линии культуры и образования. Не хотят. Не было ничего кроме: «А давайте вернем все взад!» В 20 веке советское образование действительно было лучшим, но давайте в 21 веке создавать образование 22 века. Конечно, обкому обидно, что маленькая партия взяла столько голосов, но это целиком их вина.
- Не кажется ли вам, что кампания была бы ярче, если бы подписи собрали «Партия Роста» и «Яблоко?
- Абсолютно согласен. Мы даже пытались без админресурса привлечь внимание к этим партиям. Мы могли их подсветить нашими же СМИ. Эти партии отражают интерес части избирателей. К сожалению, они организационно не потащили эту историю.
Обидно было читать, когда лидер омского «Яблока» Татьяна Нагибина старалась, а потом ее же партийцы чуть ли не затоптали. Ключевая проблема в том, что когда нет единства в команде, то и результат соответствующий. «Партия Роста» пропустила этот год, не занималась партийным строительством. Нельзя за две недели что-то вытащить из небытия. Новую кампанию надо было начинать сразу после завершения предыдущей. Их просто не было в повестке, хотя можно было заключать договоры со СМИ и проводить интересные акции. Правда, Павел Николаевич Кручинский, как плохой танцор, недавно в прессе заявил, что некие представители власти мешали ему участвовать в выборах. Но пусть это останется на его совести.
- Вы провели уже три электоральных цикла. Были ли выборы в Омский городской Совет особенными или же таковыми должны стать президентские - в марте 2018 года?
- Большой разницы для меня в выборах разного уровня не было, поскольку внутриполитический блок выборами не занимается. Это дело партий и кандидатов.
В СМИ уже начинают вбрасывать информацию о том, что по регионам разослали планы на президентскую кампанию. Зачем на ровном месте придумывать то, чего нет?
- Удастся ли в ноябре нам выбрать нового мэра? Не получится ли опять, как весной, когда мы рассмешили всю Россию, когда конкурс не состоялся?
- Никого мы не смешили. Это история была широко известна в узких кругах. Уверен, что в ноябре мы без проблем эту процедуру пройдем. Весной были набиты шишки, и выводы по ним уже сделаны. Нам важно сейчас не зайти в истерику на тему того, чьих будет будущий мэр. Откровенно, это уже достало. Давайте думать не о том, чьих будет мэр, а о его управленческих компетенциях. И это должно быть, иначе мы опять скатимся к разговору о «крепком хозяйственнике», я, например, не знаю такого профиля компетенции. И никто не хочет обсуждать это, потому что идут истерики на тему «это человек того-то». Жаль, что не могут подняться над таким колхозным пониманием формирования позиции по посту мэра. Остается только посочувствовать.
Не надо миллионный город превращать в набор дорог и труб. Город гораздо сложнее и не сводится только к теме ЖКХ. Проблема предыдущих мэров в том, что они мыслили город теми категориями, которыми уже даже поселок мыслить нельзя. Если победит очередная история про крепкого хозяйственника, то мы проиграем в нашей конкурентной борьбе за место под солнцем среди других городов-миллионников. Есть проблемы и в ЖКХ, которые надо решить, но надо думать и дальше.