Муфтий Духовного собрания мусульман Омска и Омской области: «Мечети сейчас на 90 % заполняемы мигрантами, и мы хотели бы видеть местное население в наших храмах»

Как ранее сообщал «СуперОмск», 3 октября в стенах Центральной Соборной мечети города была создана новая религиозная организация - Региональное духовное собрание мусульман города Омска и Омской области (РДСМ). Возглавить новую централизованную структуру с благословения Муфтия ЦРО ДУМ Сибири Зулькарная Шакирзянова и по общему единогласному решению поручили имам-хатыбу Соборной мечети Даулету Балтабаеву. Ему присвоили почетный духовный сан Муфтий Регионального Духовного Собрания мусульман г. Омска и Омской области.

В разговоре с корреспондентом «СуперОмска» Балтабаев подробно рассказал, как омские мусульмане пришли к такому решению, что за проблемы стоят перед ними сегодня, как планируется популяризировать традиционный ислам среди молодежи и противостоять течениям иного толка.

 

«СуперОмск»: Какие главные вопросы стоят на повестке дня в новой организации?

Даулет Балтабаев: Самый актуальный вопрос – объединение разрозненных приходов. У нас есть религиозные организации, которые не имеют четкого вектора работы. Внутри системы, прежде всего, задача распространения, популяризации традиционного ислама, повышения качества проповедования, качества образования.

Самое главное – это духовно оздоровить мусульманскую молодежь. Мы считаем, что на сегодняшний момент она является очень уязвимой, духовно и нравственно слабой. Мы наблюдаем тенденцию, что молодежь дистанцируется от ислама и уходит в иные курсы, которые нам чужды. Это не только экстремизм, но и бездуховность, бескультурье. Будучи этнически мусульманами, молодежь зачастую не осознает свою культуру и духовную идентичность.

 

– Как долго омские мусульмане шли к своему решению?

– Эта идея пришла с учетом последних 20 лет и складывалась из наблюдений за состоянием исламской уммы Омска и Омской области. Были сделаны выводы, что в кратчайшие сроки необходимо проводить перезагрузку мыслей, перезагрузку развития. Необходимо встряхнуть молодежь, не ждать, когда она придет в храм, а наоборот, идти в молодежную сферу, устанавливать контакт и показать, что духовенства не нужно бояться. Показать, что быть мусульманином – это не факультатив, а образ жизни, которым молодой человек должен жить. Что можно быть духовно богатым мусульманином и вместе с тем быть интегрированным в светское общество.

 

– Как именно вы планируете повышать качество проповедования?

– У нас есть молодые специалисты, которые понимают, что необходимо сейчас преподносить ислам на одном языке с молодежью. Чтобы молодежь не чувствовала, что к ним приходят проповедники из прошлого и говорят, что необходимо Богу молиться, поклоняться. Мы хотим доводить, почему это нужно делать, научить мусульман знать того, кому они поклоняются, какие ценности это в себе несет. Безусловно, с использованием современных средств коммуникации, но главным образом в рамках живого диалога, для этого мы готовы идти в молодежную среду.

 

– Насколько актуальная проблема нетрадиционных течений в исламе?

– Ни для кого не секрет, что в Омске и Омской области проповедуется ислам ханафитского толка - богословская школа имама Абу Ханифа (Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи — исламский богослов, основатель одной из четырех суннитских правоведческих школ – ред.). Есть группы молодых людей, которые исповедуют салафитский ислам и его пропагандируют. Они работают с молодежью, стараются выдернуть из лона ислама, из мечети, увести на квартиру, в какое-нибудь снимаемое помещение, чтобы дать якобы более чистое представление об исламе. Потому что якобы имамы в мечети не дают картину правильного ислама. К сожалению, у нас есть мечеть на Гусарова, где собирается салафитская молодежь. И нам задают вопросы – почему есть ислам такой, а есть другой? Мы хотим на своем примере донести, что то, что там проповедуют, не есть настоящее, правильное.

К сожалению, молодежь зачастую не знает о своем традиционном, классическом исламе, который исповедовали наши предки многими веками. Салафитские течения шагнули в ногу со временем, а традиционный ислам остался немножко местечковым, поэтому нужно применять современные средства распространения информации и доказывать, что салафизм – чуждое нам явление и ничего хорошего оно нам не даст.

 

–  Сможет ли новая структура улучшить диалог с властями, например, решить вопрос по строительству мечети на Левом берегу?

– Сейчас этот вопрос не является главным и приоритетным. Построить храм – это одно, а кем он будет заполняться? Нужно сначала увеличить количество людей, которые хотят и будут отправлять свою религиозную практику, будут молиться. Конечно, построить храм – это хорошо, но наши храмы еще не заполнены мусульманской уммой местного происхождения. Мечети сейчас на 90 процентов заполняемы мигрантами. Мы хотели бы видеть местное население в наших храмах, и когда мы будем чувствовать, что мест не хватает, тогда общими усилиями можно поднимать вопрос более четко о необходимости воздвижения храма.

Тем более тот проект, который был презентован, требует довольно внушительные суммы, есть ли они у тех, кто хочет этот храм построить?

 

– С какими регионами, государствами планируете сотрудничать?

– Наше Духовное собрание – это возврат к традиционной истории, здесь нет авторитарного правления, это организация с партнерскими отношениями. Наша структура создана по аналогии с той, которая работает сейчас в Москве – Духовное собрание мусульман России, его возглавляет Альбир-хазрат Крганов. Это один из наших главных партнеров. Намерены обмениваться опытом с Республикой Казахстан, потому что все-таки основную массу мусульман в Омске составляет казахское население. Казахстанский опыт сейчас очень современный, прогрессивный и будет полезен нам на омской земле.

Перейти на полную версию сайта