Минувшая неделя прошла под знаком передачи дел от уже бывшего главы региона Виктора Назарова новому – Александру Буркову. Экс-губернатор дал скоротечный брифинг, на котором заявил, что решение об отставке было личным решением, не пожелав раскрыть причины. Интересно, что почти таким же образом свою отставку объяснил губернатор соседней Новосибирской области Владимир Городецкий.
Омские элиты всячески искали преимущества Александра Буркова, умилялись скорости, с которой выполняются коммунальные и иные поручения «начинающего волшебника», соревновались в скромной лести, но мало кто посредством СМИ пытался анализировать детали биографии и публичные выступления прошлых лет, в которых выходец из перенасыщенной медиаресурсами Свердловской области Бурков говорил о себе достаточно много и открыто, чтобы не являться для омичей чем-то уж совсем неизвестным.
Бурков же взял с места в карьер, стремительно раскручивая свою упоминаемость, успевая побывать и на юбилее духового оркестра Омской филармонии, и на матче «Авангарда», и на субботнике. Попутно он привез трех своих кураторов - за управление и внутреннюю политику будет отвечать советник врио губернатора Андрей Кузнецов, ранее работавший в правительстве Свердловской области; финансы будет курировать Денис Ушаков, Олег Заремба – информационную политику.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Врио губернатора пошел на быстрое сближение с регионом, с первых же выступлений начал говорить об омичах «мы», заявил (возможно, искренне) о схожести сибирского и уральского характера и начал формировать имидж открытого, динамичного и даже жесткого (что на фоне Виктора Назарова было не очень сложно) руководителя. Правда, жесткость оказалась несколько избирательной (впрочем, есть ли для этого основания, станет известно позже), а главным «обвиняемым» оказался министр природных ресурсов и экологии Александр Винокуров, которого врио сделал ответственным за то, что виновные в выбросах этилмеркаптана так и остались неназванными. Хотя, напомним, 29 сентября на круглом столе по экологии заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области Александр Матненко заявлял о выявлении источника выбросов этилмеркаптана в городе, но переложил ответственность за обнародование информации на Росприроднадзор.
Особенно странно заявление о начале служебной проверки против, оказывается, чуть ли не покрывающего виновных Винокурова выглядело, во-первых, на фоне анонсированного Бурковым объявления о том, что он сам назовет конкретных виновников (в итоге же он лишь заявил, что это «предприятия нефтехимии»), а во-вторых, вместо врио на заявленную явно с его согласия большую пресс-конференцию по экологии в итоге пришел только зампред правительства Омской области Владимир Компанейщиков.
Возможно, для Компанейщикова (как и для менее удачливого Винокурова, мелькавшего в шорт-листах возможных претендентов на пост омского градоначальника) это и плюс и даже сигнал о том, что он может быть признан своим в новой команде.. Ведь все остальные заявленные участники пресс-конференции на нее в итоге явились, включая депутата ГД Владимира Гутенева, который ранее сам рассматривался в качестве возможного омского губернатора, но в этот понедельник заявил о своей и ОНФ поддержке курса Александра Буркова на защиту экологии. Следовательно, Компанейщиков был послан Бурковым на амбразуру в последний момент. Но для самого врио губернатора подобная перестраховка, уход от прямых заявлений и начало «поиска стрелочников» явно не самый выгодный (хотя, возможно, и вынужденный) ход.
В целом, на фоне ушедшего в отставку Виктора Назарова (а особенно его никого не убедивших последних рассуждений на публику о том, что он уходит по неким загадочным «личным обстоятельствам») Бурков смотрится как куда более опытный оратор и публичный политик, быстро подстраивающийся под малознакомую аудиторию, с ходу выбирающий достаточно острые темы и грамотно использующий медиапространство – словом, полностью отвечающий цитате из «НЕЗЫГАРя», приведенной в прошлых «ИТОГАХ НЕДЕЛИ».
Пока не ясно только одно – критерий, по которому распределяются «кнуты и пряники» в риторике и кадровой политике врио омского губернатора. Особенно хорошо это понятно в сравнении ситуации Александра Винокурова (см. выше) с ситуацией Максима Чекусова (см. ниже).
Одним из главных вопросов стало обсуждение темы африканской чумы свиней в регионе. Как стало известно из речи чиновника, виноватых в возникновении в регионе эпизоотии найти практически невозможно. Не менее остро стоит вопрос и с выплатами компенсаций пострадавшим от АЧС. Зачастую, по словам Чекусова, выявляется факт существования «мертвых душ» - свиней, которых никто не видел, но они были забиты и должны быть компенсированы из бюджета.
Высказался министр и о производстве зерна. Согласно статистике, в регионе убрано 3,4 млн тонн зерна, в то время как планировалось убрать более 4 млн тонн. При этом показатели фуражного зерна в этом году действительно вышли на добротный уровень – всего 20 % от общего урожая пойдет на корм животным.
На недостижение планируемого показателя, хоть итог и оказался рекордным, повлияло сразу несколько факторов, например, неудовлетворительный по своему качеству прогноз погоды, заявил чиновник. Синоптики обещали идеальную для производителей зерна погоду, однако вышло все ровно наоборот, отчего посевы оказались слишком слабы и часть урожая так и не взошла. Второй «бедой» омских хлеборобов стала их собственная безалаберность. По мнению чиновника, именно недоработка на полях стала причиной большого количества фуражного, то есть в пищу не пригодного, зерна. Последней же проблемой для аграриев стала слишком поздняя новость о том, что по всей стране урожай бьет все рекорды. Не знающие ситуации на рынке производители ринулись продавать продукцию, однако даже близкой к высокой цену они не нашли, отчего начали терпеть убытки.
Также министр уверен, что необходимо искать дополнительные источники заработка. В условиях рискованного земледелия нужно иметь «план Б», особенно, если кроме зернопроизводства предприниматель больше ничего не делает.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: «Подготовка к встрече с врио губернатора» министра сельского хозяйства стала на прошедшей неделе чуть ли не интернет-мемом. При этом, как и в случае с попыткой «шального» продвижения своего «подчиненного по бизнесам» Андрея Ерошевича в мэры (о чем Чекусов явно ни с кем не советовался, но в итоге именно кандидатура Ерошевича осталась единственной после того, как все остальные свои сняли), министр сельского хозяйства вновь оказался «баловнем судьбы».
Невзирая на еще более вопиющую, нежели проблема с этилмеркаптаном, ситуацию с эпизоотией по АЧС, в которой Минсельхоз действовал неуклюже, Максиму Чекусову, в отличие от Александра Винокурова, никакого служебного расследования от врио «прописано» не было. Более того: после «большой пресс-конференции» с «рекордными показателями по сбору зерна» министр заявил, что он «надеется пообщаться с новым губернатором». При этом умолчав о том, что, по большому счету, никакой заслуги Минсельхоза тут нет, ведь, как с удовольствием признал даже Владимир Путин, в этом году в России вообще собран рекордный урожай за всю историю – что особенно печально для Омской области, ведь зерно из региона с АЧС никто закупать не будет.
Затем Александр Бурков даже несколько демонстративно пообщался с ним на публике, выслушал неутешительную статистику по омскому производству гречихи и даже не стал спрашивать о причинах столь низких показателей ее производства, сразу пожелав данную статистику начать улучшать. То есть фактически дав Чекусову поручение на ближайшие год-два работы в команде.
А ведь именно АЧС, наряду с неудачными выборами мэра, этилмеркаптаном и низкой явкой на выборы в ОГС послужили одними из главных информационных и политических катастроф регионального масштаба последнего года, вероятно, и ставших поводами отрешения экс-губернатора от должности.