31 октября заканчивается срок подачи документов на выборы мэры Омска. В последние дни, как и ожидалось, свои намерения обозначили основные кандидаты. Заявилась министр экономики Оксана Фадина, а также глава Калачинского района Фридрих Мецлер, которые составят конкуренцию и.о. мэра Сергею Фролову – тот не захотел тянуть до последнего и выдвинулся раньше. Еще один весомый претендент, которого прочили в мэры, глава омского Сбербанка Игорь Меркулов от участия решил воздержаться. А почти под занавес о своей готовности официально заявил теперь уже бывший министр природных ресурсов Александр Винокуров.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Выдвижение Сергея Фролова произошло в непросчитанный момент, выглядело несколько судорожным и явно не было подкреплено поддержкой со стороны врио губернатора, который решил сначала «дождаться завершения приема всех заявок». Впрочем, утверждать, что Фролов действовал исключительно самостоятельно тоже нельзя. Вероятно, роль фаворита мэрской гонки была написана не для него, но упрямо идущий к цели чиновник как минимум спутал карты главному режиссеру этого действа, а как максимум может дойти до финала, представ перед депутатами в качестве одного из двух претендентов.
И кто бы ни был вторым, Фролов может оказаться для народных избранников более предпочтительной фигурой. Если ставка делается не на него, то омичи могут стать свидетелями исключения его из борьбы за место градоначальника. Например, отказать в регистрации, сославшись на неправильно оформленные документы. Вряд ли опытный чиновник плохо подготовил бумаги, поэтому вариант не надежный. Тогда могут начаться переговоры, больше похожие на давление, чтобы Фролов сам забрал документы. А взамен, например, гарантированно получил место первого заместителя. То есть снова оказался на прежнем месте работы.
Какой из вариантов будет выбран главрежем, мы увидим в самое ближайшее время, а вот кто таковым является – вопрос дискуссионный. Если вспомнить материалы «СуперОмска», как Сергей Фролов случайно оказался рядом со зданием холдинговой компании «Акция» во время обысков по делу о завышенных тарифах «Омскгоргаза», то возможно предположить, что его решение бороться за кресло мэра все-таки с кем-то согласовано. И судя по всему, не с врио губернатора.
Вероятный оппонент Фролова министр экономики Оксана Фадина, согласно данным «СуперОмска», тоже тесно связана с владельцами упомянутого холдинга. Наше издание уже предполагало, кто может ее двигать на должность в городской администрации. Причем двигать почти открыто. И если наши выводы верны, то уральскому назначенцу не оставили альтернативы. В шахматной партии такое положение называют «вилка», когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого. Теперь стоит ждать, кто попадет под размен. Больше одной фигуры увести из-под боя невозможно.
Департамент транспорта Омска огласил планы по реорганизации маршрутной сети, разработанные петербургскими учеными. В ноябре планируется собрать общественный совет при мэре для презентации задумок, а также представить новую схему депутатам горсовета. Непосредственно к реализации приступят спустя полгода.
Так, рассматривается вопрос создания единой провозной платы на маршрутах, где будут работать перевозчики муниципальной и немуниципальной форм собственности в едином расписании. Все перевозчики должны предоставлять возможность перевозки льготных пассажиров с использованием автоматизированной системы оплаты проезда. При этом повышать стоимость проезда именно в муниципальном транспорте пока не планируется. Этому будет способствовать и снижение себестоимости провозной платы на 7-9 % за счет оптимизации маршрутной сети.
Одним их ключевых моментов является предложение задействовать ранее не используемые для общественного транспорта магистрали – улицы Маршала Жукова, Панфилова, Иртышскую набережную, разгрузив тем самым многострадальные проспект Маркса и улицу Гагарина, которым достался увеличенный в несколько раз транспортный поток при ремонте улицы Ленина и Юбилейного моста.
По Жукова, где сейчас проходят только трамваи № 4, № 8 и № 9, предлагается пустить маршруты № 323, № 331, № 359, № 393. По улице Панфилова, где сейчас ходит только трамвай № 2, предлагается направить маршруты № 323, № 393 и № 411. По Иртышской набережной планируется запустить маршрут № 418.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: С одной стороны, перевод движения общественного транспорта на единое расписание анонсировался авторами новой маршрутной схемы еще летом. С другой – конечно, в ней заложено явное противоречие с предусмотренным действующим законом порядком движения по нерегулируемым маршрутам. По нему предприниматели имеют право не только конкурировать с муниципальным транспортом по графику движения, но даже выставлять собственную цену оплаты проезда. И без явного нарушения, в том числе антимонопольных норм, заставить предпринимателей работать под полным контролем городского департамента, безусловно, невозможно.
Еще один аспект ситуации – городские чиновники намерены заставить частный бизнес работать по той же цене проезда и обеспечивать те же льготы, что и муниципальный транспорт, но парадоксальным способом не согласны делиться с ним компенсациями из областного бюджета. Это выглядит довольно абсурдно, так как фактически предполагает, что частные предприниматели будут дотировать городские общественные перевозки из собственного кармана. Продолжая эту же логику, можно предположить, что и проездные билеты предприниматели тоже будут обязаны в полном объеме обслуживать, и тоже «за свой счет», не получая от города никакой компенсации. Ведь она идет в целом на все бюджеты ПАТП, и выделить какую-либо сумму от продажи проездных на иные организации при действующем порядке, не нарушив законодательства, попросту невозможно.
В общем и целом, оценивая итоги разработки новой маршрутной схемы без ее наличия в открытом доступе и по заявлениям самих чиновников дептранса, можно сделать следующие выводы. Судя по всему, свежий взгляд питерских разработчиков позволил подметить отдельные возможности улучшения транспортной логистики. В частности, это предложения загрузки общественным транспортом дорог-дублеров, хотя едва ли им обрадуются уже омские автолюбители. В то же время, например, на период закрытия Юбилейного моста никаких существенных разработок новых схем объезда и т.п. департамент транспорта так и не представил, разъяснительной работы с автолюбителями не провел. Значит, можно ожидать, что и в целом вполне здоровые идеи по изменению маршрутной сети и выводу ее на те же дублеры, будут им внедрены столь же бездарно и «по-живому».
Что же касается остальных вопросов – то мы уже не раз писали о том, что новая маршрутная сеть разрабатывается в отрыве от комплексной стратегии развития городского транспорта. Она не сопровождается развитием электротранспорта и общим снижением издержек на муниципальный транспорт – в частности, его переводом на газ. Сами городские ПАТП лишаются одного за другим принципиальных объектов собственной материальной базы – закрываются и сливаются ПАТП с ремонтной базой, закрыта разворотная площадка на ул. Партизанской, всерьез обсуждается вопрос о приватизации потенциально сильнейшей базы электротранспорта на Левобережье, отмирают трамвайные маршруты, которые уже даже не соответствуют официальной маршрутной сети, и т.д. и т.п.
При этом департамент транспорта даже не пытается перейти к работе в качестве арбитра, занимающегося комплексным развитием транспортной логистики. Вместо этого ведомство все время «сползает» в хозяйственные функции, путая интересы собственных ПАТП и лоббируемых частников с собственно развитием транспортной инфраструктуры города всех уровней и видов собственности.
В этих условиях разрабатываемая схема выглядит именно тем, чем она и является – т.е. не стратегией развития всех видов транспорта в городе, а прикрытием попыток дептранса монополизировать транспортные потоки, выдавив с выгодных направлений частный бизнес, вместо того чтобы искать направления, по которым город может с ним на равных и без нарушения законодательства конкурировать.
Врио губернатора Александр Бурков перешел к прямому диалогу с «Газпромнефтью». Начал глава региона с критики, подняв наболевший вопрос процессинга, который, по его словам, демотивирует менеджмент крупных холдингов к развитию и увеличению прибыли. Уже на следующий день была организована встреча с топ-менеджментом компании в лице заместителей гендиректора «Газпром нефти» Александра Дыбаля, Елены Илюхиной и Анатолия Чернера. Обсуждались вопросы налоговых отчислений, и риторика Буркова была куда более благожелательной – врио отметил увеличение поступлений за последний год на 20 процентов.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Безусловно, пока Александр Бурков не добьется в публичном дискурсе использования с Газпромом единой терминологии, говорить о том, наполовину стакан налоговых отчислений компании в областной бюджет «полный» или «пустой», бессмысленно.
С одной стороны, представители Газпрома формально правы, указывая на то, что они увеличили отчисления в областной бюджет на 20 %, при том что многие другие нефтяники вообще не декларируют прибыли. С другой – сама критика схемы процессинга в том и состоит, что при ней «подменяется термин», а финансовый смысл прибыльности различных фаз производства лишается физического смысла. Цикл переработки специально «подбит» под интересы регистрации единых групп налогоплательщиков – а смысл требований Омской области в том и заключается, чтобы одна из этих групп была зарегистрирована на территории региона.
Сейчас ОНПЗ декларирует оборот по омской регистрации в объеме не более 60 млрд в год, с него-то и уплачивается налог на прибыль, благородно «увеличенный на целых 20 %». В то же время хорошо известно, что реальный оборот завода – не менее 500 млрд руб. в год, а налоги с разницы двух этих показателей идут на содержание, по выражению экс-губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, этого «музея под открытым небом». За прошедшие с момента перерегистрации десять лет ежегодно бюджет Омской области недополучал в действующих ценах, оценочно, около 25 млрд руб. в год. В целом, речь идет о сумме от 200 до 300 миллиардов, ушедших на развитие пресловутого «музея», в декорации которого, вслед за омскими же деньгами, отправилась «обслуживать» их и огромная часть активной омской молодежи.
Газпром делает все, чтобы «откупиться малой кровью» – вспомним ту же натужную демонстративную поддержку «Авангарда» (правда, за тот самый «рубль на Авангард» в стоимости ГСМ, оплачиваемый омскими автомобилистами) и реконструкцию улиц Валиханова, Ленина и Любинского проспекта. Но, сопоставляя все ушедшие на эти цели средства (а это около 10 миллиардов рублей в целом, что по омским меркам, конечно, на порядок больше «благотворительных бюджетов» всех остальных компаний, вместе взятых) с «выведенными» 200-300 миллиардами, становится понятно, зачем Алексей Миллер поставил на регион не имеющего никакого административного опыта, но полностью управляемого выходца из своей дочерней структуры. Более того: в принципе, «проект «Назаров» окупился для компании и с коммерческой точки зрения. Вспомним подаренный ей заправочный терминал, делавший до этого аэропорт «Омск-Центральный» прибыльным, созданные по интересующей Газпром схеме ГРС и многое, многое другое.
И, наоборот, достаточно вспомнить, как все пытавшиеся пойти против интересов Газпрома омские политики, в итоге, вынуждены были смириться или проиграть. Начиная с пытавшегося возражать против перерегистрации компании Леонида Полежаева и заканчивая Игорем Зугой. Одной из главных аппаратных причин поражения последнего на выборах мэра стало то, что он необдуманно поставил одним из главных пунктов своей программы серьезное повышение налога на землю под нефтезаводом. Этого Газпром ему, разумеется, не простил.
Сможет ли Александр Бурков развязать этот «налоговый Гордиев узел» и добиться от госкорпорации поведения именно в интересах государства, а не одного из регионов, пусть и являющегося «родиной президента и друзей президента» – покажет оставшееся до декабрьских бюджетных слушаний время.