Вышедший на самом острие ножа, в преддверии 100-летия Революции, новый фильм прославленного отечественного режиссера Алексея Учителя стал, пожалуй, самой заметной и скандальной темой для обсуждения на протяжении последних полутора лет. «Матильда» еще до своего выхода успела оскорбить верующих россиян, депутата ГД Поклонскую, а теперь еще, естественно ненамеренно, заденет чувства киноманов и налогоплательщиков.
Сразу хочется отметить, что ни о каком оскорблении чувств верующих, на чем настаивала госпожа Поклонская, по мнению автора этой статьи, в фильме не может быть и речи. Имя Николая Второго вполне может быть заменено на имя любого самодержца, пусть даже европейского, а Матильдой Кшесинской может являться любая фаворитка императора или короля.
Затея Учителя проста и понятна – режиссер хотел сделать красивую мелодраму на стыке со сказкой о «принце, влюбленном в нищенку». И в фильме на самом деле нет никакого Николая II, есть только наследник престола Ники и его Маля. И главный герой киноленты вовсе не будущий самодержец, а, скорее, сама эпоха, ее законы и обычаи, атмосфера и лоск того времени.
Оттого внешней стороне картины уделено такое гигантское количество внимания – выглядит «Матильда», безусловно, чудесно. Опустим вопросы об исторической достоверности нарядов, модели мотоциклов или отсутствия у императора хоть сколь вменяемой охраны (это удел историков), а обратим внимание на совершенно потрясающие костюмы, массовые сцены, грим, атмосферу и атрибутику того времени. Сразу видно, на что пошли 1,5 миллиарда рублей бюджета картины – ни на секунду при просмотре не пропадает ощущения погружения в императорский быт того самого времени – везде золото, услужливые кавалеры с бакенбардами и чудесные красавицы.
Вот только красавцу Ники все это не мило – ему нужна лишь Матильда. Ларс Айдингер, сыгравший самодержца, на удивление хорош. К неловкому, стеснительному и крайне милому наследнику престола проникаешься моментальной симпатией, его кузен Андрей – еще более скромен и тих. Вся царская семья, кстати, отыграна хорошо – Александр III в исполнении Сергея Гармаша убедителен, его супругу блистательно исполнила Ингеборга Дапкунайте. А вот сама госпожа Кшесинская явно подкачала – пока Михалина Ольшанска молчит, девушка действительно крайне притягательна и обворожительна, но вот ее голос и манера дубляжа ввергают в странный диссонанс.
Скука вообще сильно характеризует настроение фильма – диалоги, поступки, мотивы героев если не глупы, то уж точно нелогичны и непоследовательны, а не к месту прикрученный символизм и вовсе смущает. Ну к чему, например, так выпячивать тягу Александры Федоровны к сверхъестественному и скандалам, зная, какой выбор все равно сделает в конце Ники. Больше всего вопросов вызывает сюжетная линия графа Воронцова (Данила Козловский) – все злоключения и страдания героя ведут к 30-секундной встрече с Матильдой и гибели не из-за чего.
В целом, главная беда «Матильды» – не острота затронутой истории или же сложность в производстве (а фильм прошел, кажется, все круги ада при создании), а монтаж. Сцены начинаются и заканчиваются внезапно, герои кардинально меняют свою позицию между сценами, не удосужившись сообщить об этом зрителю, отчего возникают откровенные провалы в их мотивации. Стройной истории не получается, а оттого единственное, что получает на сеансе удовольствие – это глаза.
Как ни странно, как много ни было бы шуток в Интернете на данную тему, но Наталья Поклонская была права – фильм не получился хорошим. Но не из-за издевательств над верующими, наоборот, здесь вера является единственным столпом опоры нерешительного Ники, и лишь пред иконой, перед лицом Бога он понимает, ради чего живет и кто ему нужен на самом деле. Очередной фильм с бюджетом в миллиард оказался простенькой историей в декорациях определенной исторической эпохи.
По-диснеевски сделанная красивая сказка, правда, без запоминающегося музыкального сопровождения, оказалась простой новеллой, не захватывающей зрителя, кроме визуала, ничем. Обидно, что вновь деньги «Фонда кино», спонсировавшего производство, ушли не в то русло – насколько был плох «Викинг», настолько должна была быть хороша «Матильда». Можно ли ее смотреть всем подряд? Скорее всего, да. Понравится ли она большинству зрителей? Скорее всего, нет.