Ехать или не ехать: А вы знаете, что происходит внутри омской маршрутки?

Как начинается рабочее утро среднестатистического омича, не располагающего собственным автомобилем? Начинается оно с пути на эту самую работу – порой удачного, а порой и не очень. Преодолевать приходится не только расстояния, но и время, «конкурентов» и дорожную ситуацию.

Кажется, с появлением маршрутных микроавтобусов в Омске заметно уменьшилось время ожидания на остановках. Но порой ждать свою заветную, ту, которая без пересадок, приходится довольно долго. Хочешь – не хочешь, а мысли о более медленных автобусах, троллейбусах, и даже пересадках хаотично прокрадываются в голову.

Но вот она показалась – из-за угла, перекрестка или горизонта – не важно. Главное, цель найдена, и нужно действовать. Теперь уже возникают задачи: быть на том месте, где остановится маршрутка – и не просто быть, а желательно первым, попасть внутрь, и если сидя уже никак, то хотя бы возле поручня.

И, наверное, можно было бы уже выработать какую-то тактику, и даже завести привычное место, только внутри салона может поджидать все, что угодно. В попытках увеличить вместимость микроавтобуса до предела, владельцы маршруток всячески экспериментируют с расположением сидений, промежутками между ними и даже поручнями - где хорошо было бы их оставить, там их нет.

Пассажиры здесь делятся на два лагеря – те, кто сидя, и те, кто стоя. Причем последние, как правило, всегда мечтают переметнуться на другую сторону. Ведь там, у сидячих, совсем иная жизнь – с удобствами. Так, положение сидя значительно смягчает торможения и старты микроавтобуса, а еще позволяет заниматься одними из самых любимых дел современного человека – сидеть в телефоне или спать. Последнее можно делать под музыку из наушников, и тогда остальное пространство маршрутки вообще перестает существовать.

У стоячих все гораздо сложнее. Чем шире ноги – тем устойчивее поза, но занять ее можно далеко не всегда. Поэтому приходится стоять как придется, а держаться - за поручни под потолком, мягкие спинки кресел, или приткнувшись у входа. Последнюю позицию, надо отметить, водители очень не любят. И настойчивые требования пройти дальше без конца раздражают пассажиров, которые проходить дальше не хотят и не любят.

Надо отметить, в эпоху «Газелей» ожидания и локти тоже были. Считалось, что ездить стоя в такой маршрутке нельзя, но мало кто это правило соблюдал. В час-пик водители без конца отвечали на вопрос «А можно стоя?», а потом просили и без того сгорбленных пассажиров спрятаться и «присесть» в самый ответственный момент, и поездка продолжалась. Правда, полным до отказа салон набивался редко – все-таки низко и тесно.

Теперь стоячие пассажиры стали легальными, и этим активно пользуются обе стороны. Даже если люди в салоне похожи на чак-чак, водителя это не беспокоит.

Пассажир же, пока стоит на улице, уверен, что внутри для него еще найдется местечко. Но он совершенно не уверен, что там найдется местечко для кого-то еще, когда он уже внутри. И каждую остановку маршрутчика в поисках клиентов по забитому до отказа салону прокатывается тихий гул негодования.

Раздражители, которые никуда не делись

Запахи. Ядреные духи, пот, перегар – пожалуй, три основных раздражителя для слизистых оболочек носа. Но в этом плане омичи довольно стойкие солдатики и, как правило, замечаний друг другу не делают. Однако терпеть приходится.

Рюкзаки, не снятые со спины. Вот уж самый настоящий раздражитель, особенно для тех, кто так никогда не делает. Ранцы мешают стоящим людям делать это ровно, выходящим выходить, а сидящим то и дело угрожают воткнуться в лицо. Единственные люди, кому рюкзаки не мешают – это их владельцы. И да, по этому поводу пассажиры периодически возмущаются – в отличие от запаха, эту проблему можно исправить на месте, сняв сумку со спины.

Превышения скорости. Иногда это действительно пугает. Ощущение, будто микроавтобус мчится по взлетной полосе, становится особенно неприятным, когда ты стоишь в сомнительной позе и в сомнительном месте. В голове у особенно впечатлительных уже складываются картинки полета пассажиров по салону, находятся и те, кто громко произносит, что так лететь незачем. Однако большинство предпочитает просто терпеливо пережить этот участок пути.

Привычки водителя. Этот человек может не только управлять транспортом, но при этом без конца говорить по телефону, бормотать под нос, вслух называть всех прочих водителей поблизости «нехорошими» и даже щелкать семечки. И еще – закрывать переднюю дверь и ехать с пустыми передними сиденьями, даже если сзади «селедки в бочке».

Приятные бонусы

Тепло. Большинство «Газелей» в сильные зимние морозы казались таким же насквозь продуваемым железом, как и старые троллейбусы. Поездки на дальние расстояния быстро давали о себе знать замерзающими ногами. В нынешних «Фордах» и прочих микроавтобусах, ехать куда как приятней и теплей.

Больше шансов. Да, неудобно, тесно и большая конкуренция. Но возможности попасть внутрь заветной прямой маршрутки, если ты ее все-таки дождался, заметно выросли. При этом никто не отменял веру, что вот еще чуть-чуть, и кто-то выйдет, и ехать будет удобней.

Льготы. Раньше прокатиться на маршрутке льготники могли только за деньги, заплатив за это наравне со всеми. Теперь же у пенсионеров, многодетных и прочих категорий омичей есть возможность пользоваться маршрутками бесплатно. А все остальные могут здесь же воспользоваться проездным. Хоть и не все машины на маршрутах являются льготными, а некоторые водители предпочитают обманывать таких пассажиров с целью наживы, нововведение явно по душе жителям Омска.

Задняя дверь. Большую часть времени она не используется, но в часы-пик часто выручает пассажиров, сидящих сзади. Выйти из маршрутки получается гораздо проще, быстрей и не так травматично для стоящих в проходе людей.

Чего нам может даже не хватать

Остановок «где-нибудь здесь». С 15 июля 2016 года водители маршрутных такси могут осуществлять посадку и высадку пассажиров только на остановках. Омичи к этому привыкали очень долго. А некоторые, кажется, привыкают до сих пор. Многие надеются на доброту и отзывчивость водителя, или спрашивают, можно ли выйти, пока горит светофор. Однако штраф за высадку пассажира в неположенном месте составляет ни много, ни мало – три тысячи рублей в первый раз, и пять тысяч за повторное нарушение.

Ветра в затылок. В прежних «Газелях» разделение между водителем и пассажиром было куда более условным. Раньше человек, севший спиной к водителю жарким летом, неизменно получал поток ветра в затылок, когда транспорт трогался с места. Закрыть окно пассажиры обычно не просили, однако девушки с распущенными волосами были вынуждены всю дорогу бороться со стихией, или менять место. Примерно то же касалось и пассажиров, севших на место боком к водителю и лицом к выходу.

Теперь между маршрутчиком и пассажиром стена. В остальном же все не слишком изменилось – либо тебе повезло сесть в «зоне обдува» из открытых окон, либо нет.

Музыкального сопровождения. В маршрутках практически не стало громкой музыки. Раньше в салонах маленьких «Газелей» часто можно было услышать громкие звуки какого-нибудь радио или раскаты шансона. Но этот антураж практически ушел в прошлое. Возможно, виной тому удлинившиеся салоны, где пассажиров с дальних мест водителю почти не слышно.

Как бы то ни было, а на работу ехать надо. Поэтому жители Омска, очевидно, стараются искать плюсы. Едешь сидя – отлично, едешь стоя – хорошо, едешь в сомнительной позе – радуйся, что дождался своего маршрута. Главное – попасть внутрь.

Авторский материал

Перейти на полную версию сайта