10:35, 14 ноября 2017Аналитика4519
Бывшие министры облправительства отправлены в колонию
Первомайский районный суд огласил приговор по уголовному делу против бывших министров областного правительства – Риты Фоминой, возглавлявшей Минфин, и Олега Илюшина, руководившего Минтрансом. Обвинение запрашивало для них 4 года условно и 7 лет общего режима соответственно.
По данным следствия, Фомина вместе с Илюшиным способствовали выдаче «Мостовику» крупного займа на более чем 200 млн рублей под видом авансирования строительства метро. Обвиняемые поясняли, что деньги перечислялись по ошибке и через два дня вернулись на счет заказчика.
Илюшин отдельно проходил по трем эпизодам – выдаче «Мостовику» авансов на закупку материалов и возведение Красногорского гидроузла и Западного обхода. Компания не отработала авансы в полном объеме, из-за чего бюджет понес ущерб на сотни миллионов рублей. Кроме того, обвинение полагает, что Илюшин намеренно добился расторжения госконтракта с «Сибирской нерудной компанией» в интересах другого поставщика – «Омской топливной компании».
Судья Елена Штокаленко признала подсудимых виновными, Рите Фоминой назначено 2 года колонии общего режима, Олегу Илюшину - 6 лет колонии общего режима.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Приговор является объективно крайне суровым и однозначно удивил всех следивших за процессом. Большинство наблюдателей прогнозировали условный срок Рите Фоминой и не более 4-5 лет реального – Илюшину.
Назвать снижение срока ему с 7 до 6 лет «смягчением», очевидно, нельзя. Все же, учитывая возраст и физическое состояние обоих осужденных, даже с точки зрения официальных комментариев стороны обвинения, приговор оказался чересчур жестким. Но действительно алогично суровым он был воспринят только в отношении Риты Францевны. Все же и объем вменяемого ущерба, и его характер с учетом возвращения денежных средств на реальный срок явно не тянули, в отличие от обвинения Илюшину, где и ущерб был существенно больше, и потери бюджета были (несмотря на отказ официальных представителей региональной власти заявлять его) все-таки очевидными.
Показательным приговор является в части, где речь идет о необходимости «исправления» обвиняемых (видимо, о признании своей вины). И здесь существует очень тонкая грань между признанием вины в предумышленном причинении вреда государству, дачей показаний против самих себя и объективным признанием фактов лично принятых в должности решений.
Будучи профессиональным финансистом, Фомина не могла не понимать характера своих действий, но считать их нецелевыми, а тем более мошенническими, она безусловно не могла ни тогда, не может и сейчас. В этом отношении требовать от нее признания вины в том, что она по большому счету пыталась спасти предприятие, дававшее работу десяткам тысяч граждан России, являвшемуся одним из главных налогоплательщиков региона и строившему олимпийские объекты, тем более, находясь, по большому счету, в пределах бюджетного процесса, как минимум, не вполне логично.
Если же вспомнить опубликованные в ходе слушаний расшифровки записей телефонных переговоров участников процесса, то, во-первых, во всех из них звучала информация о том, что Фомина действовала по прямому распоряжению Юрия Гамбурга, а, во-вторых, представитель одного из банков попросту «кинул» Олега Шишова именно на ту сумму, которую она перевела «Мостовику» в качестве залога. Почему-то в действиях данного представителя банковского сектора суд признаков мошенничества не усмотрел, а вот экс-министр областных финансов должна теперь «покаяться».
Что касается «стерляговского варианта» с пересмотром приговора в ВС, то по Фоминой он представляется вполне возможным, по Илюшину же – в куда меньшей степени.
Как ни странно, приговор Фоминой и Илюшину имеет и другой, совсем не административный воспитательный смысл. Он может быть посылом для восприятия беспристрастности омской Фемиды по совершенно другим делам. Например, создания объективности при оправдании (или очень мягком наказании) Юрию Шушубаеву и при весьма серьезном сроке Станиславу Мацелевичу.
Никого конкретно не обвиняя в нарушении закона, инсайдеры «СуперОмска» в один голос заявляют: исчезновение в начале ноября с сайта полпреда в СФО в перечне ГФИ Сергея Лицкевича связано с утратой к нему доверия высшей государственной власти, и одна из ее причин – возможное использование им своего ресурса не на благо государево, а для сведения счетов с конкурирующей строительной организацией Мацелевича. При всех вопросах к последнему, он все же играл (уж какими методами - вопрос к значительной части российского бизнеса) важную роль на строительном рынке региона и его «вывод за скобки» серьезно сказался на финансовой устойчивости многих крупных омских застройщиков, девелоперов, рантье и ритейлеров. Многие из которых, кстати, среди «соучастников Мацелевича» объективно фигурируют, но никаких последствий за этим для них так и не наступило.
Бюджет развития на основе федеральных субсидий
Врио губернатора Омской области Александр Бурков принял участие в заседании Правительственной комиссии по региональному развитию под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, которая рассматривала вопросы федеральной поддержки регионов на 2018 год. Омской области было решено увеличить нецелевое финансирование. В следующем году регион получит 6,6 млрд рублей в качестве дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и 8,5 млрд рублей дотации на сбалансированность, которая стала максимальной среди российских регионов и рекордной для самой Омской области. Так, в предыдущие годы размер данной дотации для омского региона не превышал 1,7 млрд рублей.
По словам Буркова, это гарантирует сохранение социального бюджета, выполнение тех социальных обязательств перед ветеранами, инвалидами и другими группами, которые входят в фонд социальной помощи. Более того, врио намерен сформировать бюджет развития, который позволит сделать прорывные экономические проекты, в том числе в социальной сфере и спорте.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Во-первых, работают самые неблагоприятные внешние условия – одна из самых серьезных среди всех регионов зависимостей, причем не просто от кредитных ресурсов, а именно от межбюджетных кредитов, об исчерпании возможностей получения которых неоднократно предупреждал Вадим Чеченко. Во-вторых, действительно, видимо, речь идет о стартовом «поддержании штанов», без которого врио сложно будет рассчитать хотя бы минимальные пиар-ходы накануне президентских выборов. Очевидно, что получения от «Газпрома» сопоставимых ресурсов добиться не удалось, а хоть как-то воодушевляться на политические подвиги, все-таки, нужно.
Далее: 2 ноября, накануне заседания комиссии по региональному развитию, телеграм-канал «Давыдов-Индекс» предупреждал, что на мероприятии «будет закреплена победа руководителя комиссии вице-премьера Дмитрия Козака над позицией Антона Силуанова и Минфина:
«Бюджетное выравнивание в бюджете-2018 закрепит ситуацию, при которой слабые регионы получат ещё больше помощи из федерального бюджета, а те регионы, которые могли бы стать драйверами роста этой помощи, получат меньше, чем раньше. А по бюджетной обеспеченности в результате внедрения нового, свежего взгляда на бюджетное развитие позиции регионов изменятся. И последние станут первыми».
В своем выступлении на последовавшем далее заседании «побежденный» министр Силуанов отметил, что «общий объем дотаций на сбалансированность, который мы предлагаем сегодня к распределению, составляет приблизительно 100,4 млрд руб.». Учитывая, что из них омский регион, как заявлено, получит 8,5 млрд руб. (плюс 6,6 млрд руб. в качестве дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности), из общей суммы на повышение заработной платы в рамках майских указов президента будет направлено 2 млрд руб., а остальные – «на развитие региона», можно предположить, что деньги будут направлены либо на один-два «мегапроекта» вроде ввода первой ветки метро, либо – на массу относительно недорогих, но эффектных с медийной точки зрения проектов, в том числе – в сфере государственно-частного партнерства, например, в виде областной доли софинансирования. При этом инвесторы могут явиться как из федерального центра, так и из регионов, в которых врио губернатора имеет давние связи с местным крупным бизнесом.
Омская область отбилась от АЧС
Пока очередной медийной победой среди действий набравшего высокий темп пиар-активности Александра Буркова выглядит «ликвидация ЧС по АЧС», причем в те самые сроки, в которые врио и предписал.
Правда, хотя в Омске «в срок» и отрапортовали об отмене карантина, почти одновременно вирус появился сперва в Челябинской, а теперь и в соседних Тюменской и Курганской областях.
С одной стороны, конечно, имеет место распространение пандемии по всей территории России – от Калининграда до центральной Сибири, с другой – в период пика инкубационного периода этим летом большинство российских очагов фиксировалось именно на территории Омской области, в связи с чем не удивительно, что соседние регионы теперь имеют дело с той же проблемой.
О том, что, в принципе, предупредить до определенного момента проникновение вируса возможно, свидетельствует опыт Новосибирской области, где в конце августа сначала даже было заявлено о появлении очага АЧС, но уже на следующий день данная информация была опровергнута. Еще раз официальное опровержение было размещено Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области уже в конце октября, почти одновременно с отменой карантина в Красноярском крае.
В Омской области карантин был снят 13 ноября, то есть позже, чем в Красноярском крае, и под многочисленные комментарии представителей Минсельхоза о том, что вирус по-прежнему «спит» в холодильниках куркулей-фермеров и под фактические предупреждения, что уже весной и по их же (куркулей) вине нас ждет его возвращение.
На фоне того, что в целом ряде регионов вирус вполне мог распространиться именно по вине (по причине бездействия летом) соответствующих омских органов власти, а в саму область он и пришел раньше, и даже ЧС по нему была отменена позже, в общем-то, все-таки всерьез говорить об эффективности наших управленцев от АПК, у которых во всем виноваты Гидрометцентр и фермеры, видимо, не приходится.
Аналогичными организационными способностями обладает не только министр сельского хозяйства, получивший от врио губернатора задачу разведения в регионе гречихи. По городу расползлись слухи, что из всей региональной команды каким-то образом Александр Бурков намерен поддерживать на предстоящих выборах мэра Омска Оксану Фадину – по слухам, дочь бывшего главы АТИ Николая Хлебкова, дважды поменявшую фамилию и успевшую столько же раз войти в воду работы сперва в структурах семьи Антропенко, затем Андрея Голушко, затем в облправительстве, затем опять Голушко.
В доверительных беседах омские чиновники рассказывают, что именно компаньон Антропенко Андрей Новоселов и их главный оппонент на каком-то этапе карьеры Андрей Голушко, оба, на аппаратном уровне распространяют слухи о том, что Фадина – «их человек» и что после президентских выборов один из них вступит в должность губернатора, используя ее как административный «кирпичик» переходного периода (весьма логичная и распространенная, надо сказать, политическая конструкция).
Еще можно было бы понять, если бы в должности министра экономики в последние годы госпожа Фадина продемонстрировала успехи в подъеме этой самой экономики или в работе с инвесторами, однако факты упрямо говорят об обратном. А именно: по итогам 2016 года доходы населения Омской области упали на 11%, это был максимальный спад по всему СФО, а внутренний валовой продукт региона снизился на 3%, что также является для крупного региона показателем неприемлемым. Казалось бы: какие после этого могут быть кадровые решения? В итоге же мы наблюдаем обсуждение на полном серьезе некоего театра абсурда и общие рассуждения о том, что этот кандидат войдет в тройку лидеров, откуда в последний момент под формальным предлогом устранят единственного его серьезного оппонента.
Омску помогут транспортным налогом
10 ноября в Омском городском Совете состоялись публичные слушания по бюджету города на 2018 год. Доходы городской казны составят 14 млрд 78 млн руб., расходы – 14,85 млрд руб., дефицит – 775 млн руб., или 9,8%, что является предельным значением. При этом 70% бюджета (10,2 млрд руб.) будет направлено на социальную сферу.
Директор департамента финансов Инна Парыгина анонсировала грядущее поступление в городскую казну дополнительных доходов в размере около 600 млн руб., это 50% от сборов по транспортному налогу, которые врио губернатора Александр Бурков, по ее словам, «обещал передать» муниципалитету. Учитывая, что дефицит (см. выше) составляет 775 млн руб., сумма в 600 млн руб. может сократить его более чем на три четверти, а именно на 77,4%.
Любопытно, что данная сумма почти эквивалентна трем процентам от сборов по НДФЛ, которые предлагали передать городу представители КПРФ. Для этого коммунистическая фракция оформила соответствующую поправку, однако главы города «продвигать» ее не стали, выбив тем самым у вопроса политическую составляющую, что для врио губернатора, безусловно, оказалось весьма кстати.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Помимо политико-экономической (а именно, идею передачи городу данных доходов на публичных слушаниях кандидатов на пост мэра может приписать себе один из кандидатов, позиционирующийся как «губернаторская креатура»), можно выделить три фактора, влияющих на процесс с финансово-экономической точки зрения.
Во-первых, это беспрецедентные обещанные на омские дороги накануне президентских выборов федеральные целевые средства, делающие зависимость областного бюджета от транспортного налога на фоне неразберихи с его использованием «по протяженности», а не «по загруженности» региональных трасс не столь убедительной.
Во-вторых, следует еще раз напомнить о выделении федералами в начале ноября Омской области 16,1 миллиардов в качестве дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на сбалансированность, и об обещаниях Александра Буркова направить львиную долю этих средств «на развитие».
Если межбюджетные отношения с городом, имевшим до последнего времени самую низкую душевую бюджетную обеспеченность, будут отныне строиться более справедливо, это также полностью укладывается в курс врио губернатора «на развитие» и заслуживает всяческого одобрения. Однако деньги эти городским чиновникам нужно выделять только связанно и только целевым образом, что сделать сложно.
Наконец, стоит вспомнить компромиссную позицию Александра Буркова по итогам пересмотра и отмены действия пресловутого постановления облправительства 108-п, а ведь действия мэрии в сфере землепользования Валерий Кокорин на неделе уже сравнил с тактикой Батыя. Если путем межбюджетных уступок и компенсаций господин Бурков понудит городские власти отказаться от их наиболее одиозных логик «кошмарения бизнеса», будь то плата за землю или общественный транспорт, данные действия также можно будет считать целевыми в составляющими «развития» региона.
«Артподготовка»* споткнулась в Омске
Телеканал Russia Today со ссылкой на пресс-службу УФСБ Новосибирской области сообщает – в Омске предотвращена одна из «мини-революций», обещанных в некоторых городах организацией «Артподготовка». Согласно информации канала, целый ряд экстремистских акций готовились активистами данной организации в ряде сибирских городов, в том числе в Омске, Новосибирске, Барнауле, Красноярске и Томске.
Более того, известно, что по подозрению в совершении грабежа, разбоя и кражи задержаны лидер омского отделения движения «Артподготовка», сторонник Алексея Навального Руслан Алехин и его 27-летний сообщник. В 2016 году Руслан Алехин пытался стать депутатом Законодательного собрания Омской области от партии «Яблоко», однако сейчас стал подозреваемым в целом ряде преступлений.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:В общем-то, версия о задержаниях националистов из данной организации была достаточно очевидной еще в день публикации на «СуперОмске» кадров задержания, хотя подтвердить ее или опровергнуть до сих пор никто так и не смог.
Учитывая детали биографии готовивших акцию и их связи с господином Навальным, произошедшее выглядит как его истерика по поводу неспособности влиться в мэйнстрим российской политической реальности, в которой даже «Ксюша» обходит его на поворотах. Судя по сведениям о том, что акции были запланированы в крупнейших городах на фоне обретающего празднично-сусальное оформление Дня народного единства, при выходе ситуации из-под контроля и с учетом наличия организационного опыта провокаторы вполне могли направить энергию вооруженных даже простым «спортивно-туристическим» холодным оружием в русло, которое доставило бы массу неприятностей далеко не только «регионалам».
Опять же, судя по скупым сведениям о том, что задерживала «не полиция», видимо, отработали спецслужбы. И в данном случае они действительно оказались на высоте, так как имели дело с реальной угрозой, к которой давно и серьезно готовятся, а не с неожиданной «вирусной», как это было в случае недавних массовых «минирований», попортивших всем нервы, но в итоге оказавшихся не более чем фантомом террора.
* признанное решением Красноярского краевого суда экстремистским и запрещенным на территории России движение
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Аналитика»Читать все новости Омска и Омской области
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!