Омск стал одним из городов-первопроходцев в системе непрямых выборов мэра. Их организаторы неоднократно заикались, что Омск может стать примером в проведении такой процедуры. И по сей день может – но не совсем примером для подражания.
Мэра в Омске выбрали со второй попытки. В общей сложности этот процесс продолжался с февраля по ноябрь 2017 года с некоторыми перерывами.
«СуперОмск» вспоминает хронологию событий, которые взяли начало еще в марте 2015-го, когда были отменены прямые выборы в регионе, и сейчас идут к своему логическому завершению.
Итак, что нужно сделать, чтобы выбрать мэра в Омске?
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур был определен в феврале 2017-го. Приняли его в последний момент, когда не осталось времени для обсуждений и внесения изменений. При этом подготовлен документ был администраций и горсоветом еще в сентябре.
Конкурсная комиссия должна состоять наполовину из представителей губернатора и наполовину из представителей горсовета. Первая версия комиссии выборщиков появилась в конце февраля и включила 12 человек – шестерых от губернатора (на тот момент Виктор Назарова) и шестерых от горсовета (на тот момент пятого созыва).
Вторая версия комиссии появилась после прошедших в сентябре выборов в горсовет – сменился состав парламента, сменились и представители фракций. Более того, добавилась и пятая фракция, которая тоже пожелала поучаствовать в работе комиссии. Выборщиков от горсовета стало семь – пришлось добавить седьмого представителя и губернатору. Итого – 14 членов комиссии.
Но на этом не всё. В последний день подачи заявлений на второй конкурс кандидатом решил стать один из членов комиссии и выборщиков осталось 13. Определить нового представителя ОГС и уравнять силы попросту не успели – сделать это можно было на заседании горсовета в день выборов мэра, то есть уже после завершения работы комиссии.
Неизменно в конкурсной комиссии было только одно – ее председатель Сергей Тодоров.
Итоговое голосование горсовета за будущего мэра Омска может быть тайным, открытым, поименным. Но депутаты после долгих споров так и не определились в предпочтениях, отложив решение на день, когда будет проходить голосование.
Утверждено лишь одно – чтобы стать мэром, необходимо набрать минимум 21 голос, что составляет большинство от установленного количества депутатов. Определен был и способ голосования комиссии за кандидатов при их отборе после собеседований – тайно и за закрытыми дверями.
13 марта комиссия определила сроки и этапы проведения конкурса, который, как впоследствии выяснится, окажется не единственным. На подачу документов отводилось три недели (до 4 апреля), затем следовала проверка документов кандидатов и их регистрация (6 апреля), после этого – собеседования (14 апреля).
Из-за незавершенного первого был назначен и второй конкурс по выбору мэра. Он стартовал 2 октября, сбор заявок шел до 31 октября включительно, их регистрация проходила 3 ноября, собеседования – 17 ноября.
По правилам регистрацию проходят претенденты, предоставившие полный пакет документов. Но оказалось, что на подтверждение психического и физического здоровья и отсутствия судимости кандидатам требуется больше времени, чем предусмотрено регламентом. Поэтому желающим сесть в кресло мэра дали второй шанс собрать недостающие справки, а впоследствии из-за этого и вовсе увеличили первый этап конкурса с подачей заявок. Но, несмотря на это, полный пакет документов принести сразу вновь удосужились не все.
При этом ожидалось, что во второй раз кандидатов будет меньше, но они будут сильнее – но не тут-то было. По сравнению с первым конкурсом число претендентов увеличилось более чем в два раза – с 23 до 55 заявившихся, с 17 до 37 зарегистрированных кандидатов.
В финал конкурса выходят кандидаты, набравшие наибольшее число голосов выборщиков. То есть формально кандидатов минимум два, но в обоих случаях проведения конкурса комиссия двумя и ограничилась.
В первом случае ими стали министр труда Владимир Куприянов и молодой предприниматель Андрей Ерошевич. Во втором – глава Калачинского района Фридрих Мецлер и министр экономики Оксана Фадина.
Как показывает практика омских выборов мэра – кандидаты имеют свойство стремительно улетучиваться от одного этапа к другому. Если на первый конкурс было зарегистрировано для участия 17 человек, то к моменту собеседований их осталось уже 16 (выбыл Станислав Гребенщиков). На втором конкурсе аналогично – из 37 зарегистрированных до этапа собеседований их осталось 36 (выбыл Сергей Фролов), а до голосования добрались и вовсе 35 (снялся Игорь Антропенко).
Более того, на первом конкурсе весной к финальному голосованию горсовета кандидатов и вовсе не осталось – Владимир Куприянов и Андрей Ерошевич один за другим взяли самоотвод. Первый – якобы из-за состояния здоровья, которое при этом ему не помешало работать дальше на посту министра труда. Второй – без объяснения причин, оставшись в растерянности без оппонента-тяжеловеса.
19 апреля горсовет признал выборы несостоявшимися из-за отсутствия кандидатов, из которых надо было выбирать мэра.
После провала выборов в течение 20 дней, что нужно было сделать по регламенту, комиссия должна была назначить сроки проведения нового конкурса. Но этого не произошло. Спустя этот период комиссия только решила отсрочить назначение повторных выборов еще на месяц.
Даты конкурса были определены только в середине июня и назначен он был на осень 2017 года. Таким образом, полностью исключались шансы выбрать градоначальника пятому созыву ОГС.
Полномочия Вячеслава Двораковского истекали 11 июля. Обсуждалось, что он может продолжить руководить городом и после этого – до избрания нового мэра. Но 19 июля Двораковский подал в отставку, которую принял горсовет. С этого момента исполнять обязанности мэра стал его первый заместитель Сергей Фролов. Он и мог стать мэром, также участвуя во втором конкурсе, но стал вице-губернатором.
Насколько был успешен второй круг – станет известно вскоре. В худшем случае вышеописанные действия придется повторить в ближайшем будущем, в лучшем случае – через 5 лет.
Возможно, к тому моменту уже будут прописаны все тонкости проведения конкурса канидатов в мэры, исключатся шероховатости регламента и появится определенность, нужна ли кандидатам программа. Возможно. Но не факт (см. пункт 1).