Криптовалюты

Доллар - 101,61

Евро - 105,25

Тенге - 0,19

Интервью11406

Адвокат Иван Козлов: «Чиновники одна из самых незащищенных категорий граждан»

Адвокат Иван Козлов: «Чиновники одна из самых незащищенных категорий граждан»

Ситуация закручивания юридических гаек и борьбы с коррупцией увеличивает не только гонорары адвокатов, но и их роль в медийной повестке. Те защитники, кого зовут препятствовать расставанию со свободой, активами и репутацией политики и известные бизнесмены, имена которых у всех на слуху, априори получают громкий PR, лавры и внимание журналистов.

Адвокатскую славу создают и политически резонансные дела, и известные доверители, но с другой стороны, чтобы получить громкую славу и знаменитого клиента, не будучи прославленным адвокатом, нужно пройти горнило не интересных широкому кругу лиц судебных процессов, сумев не сорваться в карьерную и имиджевую пропасть и получить репутацию «карманного» адвоката, который толкнул своего доверчивого клиента на рискованный путь соглашательства со следствием.

Скажи мне, кто твой юрист, и я скажу тебе, кто ты, – перефразируя известную пословицу, шутят в узких кругах после каждого резонансно-политического дела, ведь на самом деле адвокат играет ключевую роль в защите подсудимого. С другой стороны, иногда совершившие преступление клиенты хотят при железобетонных доказательствах вины таких результатов, обеспечить которые не смогут даже самые первоклассные юристы, и им в обязательном порядке светит обвинительный приговор, а также «дорога дальняя и казенный дом».

О том, что побудило криминалиста с достаточно большим стажем службы уйти в свободную профессию, причинах низкого числа оправдательных приговоров и скорой реформе юридического рынка в интервью «СуперОмску» рассказал адвокат Омской областной коллегии адвокатов Иван Козлов.

Иван Викторович, какова причина того, что Вы решили уйти в отставку и получить адвокатский статус?

Уход в отставку был только моей инициативой, а причины в этом две – не видел для себя дальнейшего профессионального роста. Работая много лет в одном и том же направлении, любой юрист в какой-то степени теряет свою квалификацию в других областях права. Всегда с удовольствием ходил на работу, но тем не менее это же государственная служба с жесткой дисциплиной и субординацией, а адвокатура дает больше свободы, ведь каждое дело не похоже на другое и никто не может указать адвокату, как строить линию защиты.

В работе с уголовно-правовыми и процессуальными инструментами мне не хватало творчества, не хватало драйва. Адвокатская же деятельность подразумевает необходимость анализировать и создавать правовые позиции защиты на стыке конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового и других отраслей права, а часто и различных юрисдикций, помнить все нюансы правоприменительной практики. Это сложнее и поэтому мне сейчас интересно. Вторая причина в том, что работа адвоката имеет более свободный график и я могу заниматься еще и общественной деятельностью, чему и буду посвящать часть своего времени.

Сколько дел Вы ведете сейчас?

В настоящее время 10 дел.

Вы статусе адвоката с конца октября, но ведь неспроста эти люди обратились именно к Вам…..

Адвокатская профессия не сочетается с субординацией, адвокат в силу своих задач находится к подзащитному ближе, чем люди других профессий. Не побоюсь сравнения, что к адвокату люди приходят как на исповедь к своему духовнику. Сами мои подзащитные говорили о том, что знают, что я человек слова, по их словам, определяющим был вопрос доверия.

Какое дело для Вас стало первым как для защитника?

Выступаю защитником в уголовном деле главы Желанновского сельского поселения Одесского района Леонида Соловьева, который подозревается в присвоении денежных средств, а именно в незаконном начислении премии. Уголовное дело было возбуждено в октябре по материалам прокуратуры Одесского района.

К сожалению, наши правоохранительные органы иногда забывают о конституционном принципе презумпции невиновности – буквально в день возбуждения уголовного дела в октябре 2017 года на официальных сайтах появились пресс-релизы о возбуждении в отношении Леонида Соловьева уголовного дела с фактической констатацией о совершении им преступления, хотя виновным человека признает только суд.

Поскольку это дело по инициативе правоохранительных органов уже получило широкую огласку в средствах массовой информации, позволю себе дать несколько комментариев со стороны защиты.  По данному уголовному делу уже выработана четкая и аргументированная позиция, и я убежден, что если дело дойдет до суда, то она будет звучать более весомо и правдоподобно. Убежден в том, что Соловьев имел право на получение премий по итогам работы, это прямо предусмотрено рядом нормативно-правовых актов, премирование осуществлялось из образовавшейся экономии денежных средств в пределах годового фонда оплаты труда. Подобная практика премирования чиновников по итогам работы за год существует в большинстве государственных и муниципальных органов, и она признается правоохранительными и судебными органами законной.

Смотрите, вот у меня на столе лежит подборка вступивших в законную силу оправдательных приговоров, которые суды выносили как раз по таким уголовным делам. Часто мы слышим о безразличии местной власти к простому деревенскому жителю, но к моему подзащитному это не имеет никакого отношения. Чиновник чиновнику рознь, он на самом деле из народа и для народа. Он умеет все, сам выходит чистить дорогу, помогает одиноким, выбивает для них какую-то помощь, оперативно решает проблемы муниципального образования. Жители все за него, он для них народный герой, и немаловажно, что когда после возбуждения уголовного дела, прокуратура обратилась к Совету депутатов с целью отстранения моего подзащитного от должности, Совет депутатов поддержал главу.

Безусловно, будем и дальше собирать доказательства в пользу невиновности подозреваемого и контраргументы к доказательной базе обвинения. Работа по уголовным делам приучила вникать в каждый нюанс, обращать внимание на каждую мелочь, даже если это и не имеет отношение к юриспруденции. Если же по факту эти полученные в качестве премии 40 тысяч рублей были потрачены на нужды села – 6 тысяч на мальков для школьного пруда, также там  была обустроена зона отдыха. Идея была проста – сделать более комфортную среду для местных жителей, чтобы они могли туда прийти, порыбачить.

Также мой подзащитный потратил несколько тысяч этой премии на покупку велосипеда для женщины, которая возит обеды для экскаваторщиков, которые ликвидируют последствия паводка в деревне Брезицк. Люди там работали, и нужно было организовать питание, если это все делать через бюрократические процедуры, то сколько бы прошло времени. И не могу понять, как можно было найти преступный умысел, если денежные средства тратились на село, на важные нужды сельчан, ведь это не мебель в кабинет, это не какие-то развлечения, просто таким образом он решил помочь людям, ведь паводок для деревенского уклада – это катастрофа. Также эти деньги были потрачены на скамейки, детские площадки, благоустройство территории. Все это зафиксировано и будет предоставлено следствию. Надеюсь, что прокуратура области возьмет это дело на контроль и не допустит необоснованного привлечения Соловьева к уголовной ответственности.

Какими категориями дел Вы будете заниматься?

Есть определенное клише, что адвокаты стремятся к делам, которые называют громкими, хотят славы и скандальной известности. Для меня намного важнее более высокий уровень профессионального, если так говорить, полета, чтобы было непросто и в то же время профессионально очень интересно. Конечно же, прежде всего, это уголовные дела.

Делом чести считаю защиту прав несовершеннолетних и защиту прав потерпевших. Не все знают о том, что только адвокат может быть представителем потерпевшего в уголовном процессе, а сами потерпевшие зачастую очень нуждаются в квалифицированной юридической помощи и зачастую пострадавшие от каких-либо преступных посягательств не могут добиться возбуждения уголовного дела.

На стадии возбуждения уголовного дела далеко не все потерпевшие имеют мужество и знания добиться права на доступ к правосудию. Два дела о защите прав потерпевших у меня уже есть. Кроме того, интересны дела о защите интересов предпринимателей от вмешательства в их деятельность правоохранительных, фискальных и государственных органов.

Есть норма в уголовно-процессуальном кодексе об особенностях  досудебного производства по делам в отношении предпринимателей, принятая в целях исключения возможности использования уголовного преследования для давления на бизнес, согласно которой не должно применяться заключение под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении ряда преступлений в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, тем не менее предприниматели сидят в следственных изоляторах  длительные сроки.

Насколько правовая система Омского региона отличается от того, что происходит в других регионах? У нас мягче или жестче отношение к чиновникам?

В Омске жестче отношение. Чиновники - одна из самых незащищенных категорий граждан, потому что  чиновник по законодательству обязан в ряде случаев применять закон по своему усмотрению, ведь невозможно в законе прописать абсолютно все ситуации. По факту чиновники в Омске просто запуганы уголовными делами и боятся принимать даже те решения, которые они обязаны принимать. Во многих инстанциях они прямо говорят предпринимателям, что не будут это делать и сами просят подать  на них в суд.

В результате страдает малый и крупный бизнес, создающий рабочие места, ведь вопросы, которые должны решаться чиновниками оперативно и быстро, просто встают. Даже вот если посмотреть приговор экс-министру финансов Рите Фоминой, то приговор, по моему мнению, очень суров, если посмотреть судебную практику, то крайне редко наказание по таким делам связано с реальным лишением свободы.

Планируете ли Вы работать в других регионах? Будете ли Вы представлять и интересы подзащитных в ЕСПЧ (Ред. – Европейский суд по правам человека)?

Один из плюсов адвокатской деятельности в том, что адвокат может работать в любом регионе России. Были уже предложения работать по нескольким уголовным делам на Урале, в которые, возможно, вступлю, но из Омска уезжать не собираюсь, я патриот своего города, родился и вырос здесь. Что касается ЕСПЧ, то мне это интересно, тем более я хорошо знаю французский язык, на котором ведется судопроизводство.

Было ли уже какое-то уголовное дело, о котором Вы сожалеете, что не Вы его ведете…

Наверное, жалею, что не успел вступить в дело об избиении несовершеннолетнего в интернате. Региональное управление СКР уже возбудило уголовное дело по данному факту, поэтому я уверен, что права и законные интересы пострадавшего ребенка будут полностью восстановлены, а виновные понесут заслуженное наказание.

Какова ситуация с юридической помощью в нашем регионе? И в том числе с бесплатной юридической помощью?

На рынке юридических услуг есть ряд организаций, оказывающих качественные услуги, но много недобросовестных юристов и юридических контор-однодневок, которые ничего не делают и обещают гарантированное решение любой проблемы за мизерные деньги. Кроме того, нужно знать не только закон, но и практику его применения. В нашем городе чуть больше 600 адвокатов, это крайне мало для города-миллионника.

Осенью Министерством юстиции была разработана концепция оказания юридической помощи, предполагается, что в следующем году она вступит в силу, и со временем, к 2022 году, все юридические услуги смогут оказывать только лица в статусе адвоката. Бесплатные услуги малоимущим гражданам также оказывают и продолжают оказывать адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, им затраты компенсируются из бюджета, и это предусмотрено федеральным законом. Список адвокатов, оказывающих юридические услуги малоимущим и социально-незащищенным категориям граждан, есть на сайте адвокатской палаты Омской области.

Как Вы считаете, почему такой большой процент обвинительных приговоров?

По статистике 60 % уголовных дел рассматривается судами в особом порядке, при согласии обвиняемого с обвинением. Судебное следствие по таким делам не производится, суды не вникают в суть доказательной базы, не вызывают свидетелей, и приговор впоследствии не подлежит обжалованию по мотивам доказанности. Это практикуется по преступлениям небольшой и средней тяжести, обвиняемому нередко «навязывают» этот порядок, так как он удобен всем участникам уголовного судопроизводства, но, к сожалению, не гарантирует установления истины по делу и в конечном итоге - справедливости.

Уже скучаете по работе в следственном комитете?

Небольшое сожаление есть, но больше по коллективу, ведь столько лет отдал службе.

Планируете заняться политикой?

Не отвергаю эту мысль как перспективу на будущее, но пока политической карьеры для себя не вижу, хотя еще в период работы в следственном комитете были предложения перейти на госслужбу в органы исполнительной власти. Хотя сама идея работать в команде сильных профессионалов мне импонирует, и политика интересна прежде всего тем, что можно принести пользу большему числу людей.

Например, мэра Москвы Собянина до сих пор вспоминают добрыми словами в Тюмени, где он был главой региона, а благодаря руководителю Калужской области Анатолию Артамонову появился термин «калужское экономическое чудо», когда за короткое время Калужский регион занял лидирующие позиции в рейтингах развития страны и привлек как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Какие нас ждут важные изменения в законодательстве?

Самые принципиальные изменения, это то, что с 1 июня 2018 года расширяется круг дел, подсудных суду присяжных  и суды присяжных будут представлены на районном уровне. Адвокаты и прокуроры в полной мере почувствуют состязательность уголовного процесса. В конечном счете, судопроизводство должно стать более справедливым и объективным. Скорее всего, возрастет и количество оправдательных приговоров.

Также с 2018 года поэтапно начнет реализовываться так называемая концепция адвокатской монополии, что позволит распространить профессиональные стандарты, присущие адвокатуре, на огромную часть юридического рынка и убрать с юридического рынка недобросовестных участников.

По последней инициативе Верховного суда будет введена такая категория преступления, как уголовный проступок, то есть за незначительные преступления будет назначаться наказание в виде штрафа. Это делается потому, что зачастую, расследуя преступление небольшой тяжести, государство тратит на проведение экспертиз, зарплату следователю и иные расходы средств значительно больше, чем потом выходит назначенный штраф. Например, расследование самого небольшого преступление, штраф за которое будет 5 тысяч, может обойтись государству в 50 тысяч.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все омские новости

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!