22 ноября омский горсовет наконец избрал нового мэра Омска. В финал вышли министр экономики Оксана Фадина и глава Калачинского района Фридрих Мецлер.
Небольшой демарш устроили члены КПРФ – они потребовали закрытого голосования (того самого, при котором прессе не видно, кто из депутатов проголосовал за какого кандидата). Но было поддержано предложение депутата Дроздова - о поименном голосовании. При этом часть коммунистов проголосовала за предложение единоросса, что и позволило «красным» устроить демарш. Узнав, что их инициатива не будет вынесена на голосование, сразу 9 депутатов (все члены фракции КПРФ) покинули зал заседаний.
Как полагают аналитики «СуперОмска», скорее всего, имел место сбой в ходе переговоров внутриполитического блока областного правительства с обкомом, а еще скорее того, внутриполитическому блоку просто не было делегировано подобных полномочий. При этом врио главы региона как раз пытался на «личностном уровне» решить ситуацию, видимо, не до конца осознавая степень централизации КПРФ в Омске. Обсуждал ли он свою креатуру с Александром Кравцом, доподлинно неизвестно.
В итоге Оксану Фадину поддержали «единогласно» все, кроме коммунистов, которых она априори «заработала» в качестве «дежурной оппозиции», а, учитывая дефицит ресурсов для городского развития, можно не сомневаться в том, что коммунисты еще не раз припомнят всей омской «вертикали власти» то, что первую омскую женщину-мэра они так и не поддержали.
Очевидно, что за каждого депутата в итоге отвечала партия, от которой он прошел, а со всеми, кроме КПРФ, уже было принципиальное понимание. Таким образом, поименное голосование демонстрирует саму «анатомию» избрания Фадиной мэром, которое базировалось не на ее политическом багаже и не на достигнутых реальных результатах в работе, а стало исключительно результатом публичной сделки нескольких элитных и административных центров региона.
Обратной стороной такого вынужденного «кредита доверия» является пониженная легитимность новой градоначальницы, у которой просто не было шансов ни проявить в ходе избрания лидерские качества, ни одержать стартовую публичную политическую победу.
Фактически, мы имеем дело с прохождением губернатора «с мэром под ручку», и мэр – именно тот, с которым варягу Буркову будет работать максимально комфортно. В этих условиях рисковать не то, чтобы «не прохождением», но даже и «не единогласным голосованием», разумеется, организаторы процесса позволить себе не могли.
Мецлер в этой ситуации полностью выполнил роль «вышибалы из игры», судя по всему, ставшего неуправляемым, Винокурова, который как раз мог бы составить некий сюрприз. Но после того, как он «выбил» Винокурова и «доставил» госпожу Фадину до нужной разгонной траектории, какая-либо необходимость в нем отпала. Кроме того, и сам Мецлер, судя по всему, никаких симпатий ни у конкурсной комиссии, ни у одного из депутатов, умудрился так и не заработать, в связи с чем тут, видимо, сработал не только «приказ сверху», но и естественная консолидация вокруг «управляемого консенсуса».
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: В новой политической конфигурации от властей города, в сложившейся в регионе ситуации, мало что зависит, как по причине низкой бюджетной обеспеченности, так и из-за сужения полномочий местного самоуправления. У самой Оксаны Фадиной тоже никакого антикризисного опыта нет, а в бытность ее министром экономики ей объективно не удалось продемонстрировать высоких результатов – и по направлению реализации в муках выстраданной Виктором Назаровым «стратегии развития», которая так и осталась на бумаге, и по работе с инвесторами, которых в Омской области уже мало, что интересует, и по работе с доходами населения, которые в последнее время в регионе падали быстрее, чем где-либо в Сибири. В связи с этим, для Оксаны Николаевны переход с одного места работы, на котором нельзя было продемонстрировать реальных результатов, на другое, аналогичное, в принципе, ничего не меняет.
Есть только одна существенная деталь – декларированное Александром Бурковым принципиальное намерение поддерживать город, значимость которого врио губернатора свежим глазом просто не может не видеть. А значит, под конкретные направления областной поддержки будут по приоритету подбираться и кадры, и направления пиар-активности. Ну и, скорее всего, нужно ожидать присутствия Фадиной в качестве заместителя Буркова не только на заседаниях правительства, но и в куда более расширенном формате – в выездах на места, в поездках и так далее.
Что касается увеличения областного финансирования в Омск, то ранее уже было озвучено перечисление городу части собираемого транспортного налога. Было бы логичным зафиксировать его по отраслевой принадлежности, и в этом случае можно было бы принципиально изменить ситуацию в содержании городских трасс и проездов, уборке от снега, а, следовательно, повысить срок службы дорог, ввести новые объекты их благоустройства.
Двенадцать лет назад Виктор Шрейдер также начинал с обновления парка городского общественного транспорта, который он проводил при поддержке Леонида Полежаева. Эти действия – не только логичны, они еще и очень наглядны. Но, с другой стороны – в настоящих условиях непременно вызовут и возмущение общественности очередным выдавливанием «частника» с рынка. А средства на постоянную поддержку пассажирских перевозок сейчас «Омскоблавтотрансу» нужны явно не меньше, чем мэрии.
Исходя из интересов города, можно было бы выделить множество приоритетных направлений, требующих областного софинансирования. На все денег, безусловно, не хватит. Учитывая же специализацию самой Оксаны Фадиной, можно прогнозировать усиление финансирования бизнес-проектов, стартапов в сфере малого и среднего бизнеса, частно-муниципального партнерства, а с учетом заявлений самого Александра Буркова – наглядных и эффективных экологических проектов, из которых самым логичным стала бы комплексная программа озеленения города, в последние годы тотально «кронируемого под пень».
Можно упомянуть и о растасканном на цитаты интервью отца Фадиной, бывшего начальника административно-технической инспекции Николая Хлебкова. Некоторые СМИ сразу попытались привязать Фадину через Хлебкова к Шрейдеру, в команду которого входил Хлебков (при том, что Шрейдер весьма положительно оценил избрание нового мэра) но сами поняли надуманность таких гипотез. Насколько известно, прямого общения Фадиной со Шрейдером не было, а если оно будет, это Оксане Николаевне только поможет.
Глава профильного минпрома Докучаев заявил, что проблема серьезно усугубилась в августе 2016 года в связи с принятием решения о переводе большинства маршрутов с низким пассажиропотоком с регулируемых, с четко установленной социально-ориентированной провозной платой и, соответственно, дотируемых, на нерегулируемые
Автобусы «Омскоблавтотранса» вернулись на маршруты только после вмешательства временно исполняющего обязанности губернатора Омской области Александра Буркова. С 22 ноября нормальный режим перевозок удалось восстановить после того, как Александр Бурков провел переговоры с руководством «Газпрома». Поставщику топлива направили гарантийное письмо с графиком платежей. В ближайшее время будет погашена треть задолженности, до конца года область выплатит еще 70 млн рублей.
В итоге ситуация стала для руководства минпрома роковой – Докучаев и его первый зам Дубровин были отправлены в отставку (о ней подробно читайте в следующем выпуске «Итогов недели»).
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: В принципе, можно сравнивать это с коллапсом, постигшим городской транспорт некоторое время назад, но областное предприятие даже в теории еще более убыточно, чем были городские ПАТП. Его тарифы еще слабее отражают экономику, а действительно привлекательных для частников маршрутов, где государство имело бы в их лице подстраховку, в процентном отношении на селе на порядок меньше, чем в городе.
Поэтому областные перевозки всегда дотировались намного сильнее, чем городские, – во многом, предприятие так и осталось в эпохе плановой экономики и «планово» же «убыточным» (о чем Александр Бурков был предупрежден на первом же заседании правительства), а потому и вина в сложившемся кризисе теперь уже отставных областных чиновников – формально, даже больше, чем это было в случае с городскими.
Действия Александра Буркова в этой ситуации можно оценивать как очередной этап отработки технологии публичной отставки проштрафившегося министра, уже более эффектной, чем в случае с Винокуровым. При этом высказывания врио главы региона демонстрируют, что он очень надеется, прежде всего, на искренность подчиненных, а даже не на их компетентность.
Что касается мер по привлечению к спасению предприятия средств министерств социального развития и сельского хозяйства – оценить законность подобных действий и целевой характер расходования этих средств могут только специалисты и надзорные органы
Очевидно, чтобы изменить ситуацию с «Омскоблавтотрансом» в частности и с областными перевозками в целом, необходимо повысить уровень жизни сельских жителей и вывести тарифы на перевозки на экономически обоснованный уровень. Все остальное (логистика, методы экономии и новые технологии управления и перевозок) заработает только при выполнении первого условия.
В том числе информационная атака на команду администрации города, по словам Двораковского, якобы велась средствами распространения необъективной информации (однако имена заказчиков экс-мэр озвучивать не стал).
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: В версии интервью, опубликованной ранее в одном из омских изданий, Двораковский уже обвинял экс-губернатора в том, что тот не давал ему работать, заступаясь за «внедренных» к мэру чиновников, «как квочка». Экс-мэр фактически обвинил областные власти в том, что они намеренно «довели» его восприятие в глазах общественности «до ручки», «развязав против него информационную войну». Господин Двораковский до сих пор искренне уверен в том, что против него всю дорогу «велась война».
Ясно, что Вячеслав Викторович так и остался глубоко уверен в собственной непогрешимости и в том, что он-то как раз сделал для развития города все, на что человек вообще способен. Под анонимным автором наветов он явно имеет в виду Юрия Гамбурга, хотя каким образом последний мог запустить против экс-мэра все указанные журналистами мемы, троллинг в интернете и т.п. явные проявления «народной любви», совершенно непонятно. Мэра с таким антирейтингом, как у Двораковского, Омск до сих пор не знал. Также, как Двораковский не узнал, что такое настоящая информационная война, объявленная главой региона. В отличие от последнего всенародно избранного мэра, градоначальники, пережившие жаркие информбаталии, по сей день пользуются у горожан популярностью.
Вообще, по заявлениям истекшей недели видно, что «старые кадры» решили окончательно укрепиться в собственной непогрешимости, раз за разом повторяя одни и те же тезисы, и даже делая одни и те же очевидные всем ошибки. Так, Андрей Голушко в очередной раз «пережал палку», использовав в ходе своего публичного общения чуть ли не экстремистский анекдот, продолживший длинную цепь его фирменных искрометных шуток – от «как поросятам до солнца» до публичного обвинения в глупости лидера «Единой России», экс-президента Дмитрия Медведева.
Видимо, наступил такой момент, когда и Голушко, и Двораковский поняли, что им уже нечего терять и решили вести себя в наиболее простой и естественной для себя манере, используя неослабевающий по инерции интерес СМИ для собственного морального удовлетворения.
Во всяком случае, иным образом объяснить их эскапады просто не представляется возможным.