Накануне крупнейшая концертная организация региона презентовала акцию – в течение года будут приниматься пожертвования от неравнодушных лиц на покупку нового гобоя для Омского симфонического оркестра. Зритель также может сделать свой вклад, купив картину у омских художников – часть прибыли пойдет на покупку инструмента. Экспозиция полотен на продажу разместится в Концертном зале. Также свои работы подарили филармонии ее постоянные слушатели. Для покупки нового гобоя собирается минимальная для этого сумма – 775 тысяч рублей, хотя чем дороже инструмент, тем выше его качество и долговечность.
«СуперОмск» поинтересовался у руководителя симфонического оркестра, заслуженного деятеля культуры Омской области Дмитрия Васильева – почему пришлось прибегнуть к помощи зрителей? Тем более, что совсем недавно, в прошлом году, Омский академический симфонический оркестр отметил свой 50-летний юбилей, а степень изношенности инструментов юбиляра тем временем достигает критической точки.
Дмитрий Васильев: По большому секрету там нужен не только один гобой. Нам нужны десятки инструментов. Накануне Омским симфоническим оркестром дирижировал Александр Скульский, он приехал из Нижнего Новгорода. Там к 80-летию оркестра губернатор выделил 80 миллионов на музыкальные инструменты, они обновили все. Нам же не выделили ни рубля на музыкальные инструменты. Мы не можем больше сидеть и ждать. Мы должны отвечать перед нашими слушателями. Если гобой устал, если металл устал, если дерево трескается – инструмент не звучит. Мы же не будем каждому в зале объяснять перед началом концерта: «Вы уж извините, тут будет фальшь, тут будет лажа, у нас такой инструмент». Поэтому мы вынуждены начать работать таким образом.
775 тысяч рублей – это много или мало на покупку гобоя?
Дмитрий Васильев: Это реальная сумма, за которую можно купить гобой с необходимыми аксессуарами. Я имею в виду кофр, потому что без него в нашем климате никак нельзя. Конкретно мы приобретаем гобой для концертмейстера, для первой гобоистки нашего оркестра. Это ключевой инструмент. Зритель знает, что в начале концерта оркестр настраивается – так вот он настраивается под ноту «ля» первого гобоя. И у первого гобоя всегда очень много соло. Поэтому от качества этого инструмента в большей степени, чем от других инструментов зависит и качество исполнения.
В этом году тема потребности в новых инструментах поднималась сразу дважды на апрельском форуме по культуре «Единой России», который проходил в Омске при участии премьер-министра Дмитрия Медведева. Потом на встрече деятелей культуры с губернатором Омской области Вы озвучили это проблему главе региона. И ничего не изменилось?
Дмитрий Васильев: Как видите. Область пока не может найти средства на инструменты. Но я надеюсь, что, может, на следующий год что-то изменится. Такими темпами, если раз в год собирать средства на один инструмент, то лет через пять мы будем играть на дровах, и на концерты уже можно будет не ходить – звучание будет ужасным.
Какой процент изношенности музыкальных инструментов конкретно в Омском симфоническом оркестре?
Дмитрий Васильев: 90 процентов. Последний раз мы купили партию инструментов в 2011 году на десять миллионов.