Сегодня, 29 ноября, глава департамента транспорта Алексей Мартыненко представил депутатам горсовета новую маршрутную сеть, которую предлагается запустить в Омске с мая 2018 года. Всего она будет включать 127 маршрутов. При этом изменены будут 64 маршрута, а отменены – 28, из которых две трети фактически уже не функционировали. При этом несколько маршрутов наоборот возродятся.
Депутат Юрий Козловский в первую очередь поинтересовался, возможны ли корректировки новой сети, «если что-то пойдет не так».
«Контрактом предусмотрено сопровождение разработчиком в течение года. Если мы увидим недочеты, то внесем коррективы», – успокоил директор дептранса, подчеркнув, что переход на новую систему будет производиться плавно.
Интересовала депутатов и ответственность СПбГУ, который разрабатывал маршрутную схему для Омска, за возможные недоработки, а также последствия для перевозчиков при нарушении прописанных для них условий работы.
«Разработчик несет какую-либо ответственность, предоставляет гарантии?» – спросил депутат Андрей Никитин.
Выяснилось, что в случае недочетов в схеме петербургский университет может понести только репутационные потери, материальной ответственности же не предусмотрено. Но при этом гарантом является то, что представленную схему проанализировал и одобрил омский департамент транспорта.
Предполагается, что работать продолжат как муниципальные, так и частные перевозчики, но по единому расписанию.
«Ситуация: в 11 часов вечера должен ехать коммерческий автобус, а он не приехал – как вы будете это контролировать?» – поинтересовался депутат Юрий Козловский.
Глава дептранса Мартыненко пояснил, что по плану все транспортные средства должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС, что сейчас обязательно только для муниципальных перевозчиков. Это позволит контролировать водителей и выносить им предупреждения, а в случае необходимости – и расторгать договоры с частниками.
Кроме того, прозрачнее работу перевозчиков позволит сделать и безналичная система оплаты проезда, которую планируется внедрять также со следующего года. В первую очередь вводиться будет оплата по картам отечественной платежной системы «Мир», это произойдет уже в январе-феврале 2018 года.
«У перевозчиков, которые имеют огромное количество маршрутных карт, собственных транспортных средств по 6-10 из сотни, а остальные они берут в аренду и платят в месяц по 300-500 рублей. И это уход от налогов. Поэтому и предусматриваем, чтобы они работали в расписании, а мы могли внедрять систему ГЛОНАСС, автоматизированную систему оплаты проезда и видели количество перевезенных пассажиров. В этом году все перевозчики немуниципальной формы собственности заплатили 39 млн рублей по налогам. Есть действительно частные перевозчики добросовестные, которые платят налоги, но их единицы. Но надо, чтобы они были все», – выступил глава дептранса Мартыненко.
В качестве сравнения – за десять месяцев текущего года только одно ОАО «ПАТП-2» выплатило налогов на 37 млн рублей. Всего данное предприятие обслуживает 15 маршрутов, из которых пять дублируются частными перевозчиками. В итоге рентабельными являются только два направления.
«О какой здоровой конкуренции можно говорить, когда перед автобусом выезжает частный перевозчик, который работает не по расписанию, а хаотично», – заявил директор ПП-2 Марат Саликов, поддержав внедрение единого расписания для общественного транспорта.
В свою очередь, депутат Юрий Федотов и вовсе предложил перевести всех перевозчиков, в том числе и частников, на регулируемый тариф, который те будут защищать в РЭК.
Так, по итогам внедрения новой маршрутной сети предполагается, что на 7-9% снизится себестоимость поездки в городе, что положительно скажется на стоимости проезда и позволит сделать рост тарифов. Таким образом, меньшие суммы потребуется и на компенсацию межтарифной разницы пассажирским предприятиям.
«Не надо смешивать понятия внедрения новой сети и наведения порядка. Порядок в виде соблюдения расписания можно наводить и при существующей маршрутной сети, новая схема не решит вопросы своевременной оплаты налогов. Предлагаю создать рабочую группу при комитете с привлечение сотрудников дептранса и перевозчиков. Ведь мы представляем не только муниципальных, но и коммерческих перевозчиков», – предложил депутат Олег Афанасьев.
Предложение нашло поддержку у ряда депутатов, рабочую группу решили создать и включить в нее Дмитрия Петренко, Андрея Никитина, Дмитрия Саханя, Владимира Казанина, Олега Афанасьева и Алексея Ложкина.
При это было добавлено и компромиссное предложение – поучаствовать заинтересованным депутатам в совещании департамента транспорта с перевозчиками.
«Мы хотим услышать позицию той стороны – ваша нам понятна, она обоснованна и разумна. Но мы хотим услышать и мнение крупных объединений частных перевозчиков», – обратился с просьбой пригласить депутатов на совещание Алексей Провозин.
В результате озвученную информацию депутаты приняли к сведению, а также решили направить в администрацию предложения по переходу всех перевозчиков на регулируемый тариф и формировании дорожной карты по внедрению системы безналичной оплаты проезда.