ИТОГИ НЕДЕЛИ: поиски главы Минтранса, удар по газовым сверхдоходам Голушко и тяжбы Лицкевича с полпредством

Нового министра транспорта нужно найти до конца декабря

Коллапс с «Омскоблавтотрансом» (подробно ситуация рассматривалась в прошлом выпуске «Итогов недели») привел к отставке министра промышленности и транспорта Александра Докучаева и его первого заместителя Михаила Дубровина На совещании у Буркова чиновник заявил, что предприятие убыточно-плановое и ситуация складывалась давно. Однако затем выяснилось, что Минпром был прекрасно осведомлен о дате блокировки топливных карт, но не удосужился поставить об этом в известность ни главу региона, ни собственно пассажиров, что и стало последней каплей. Более того, вскрылось готовящееся банкротство «Омскоблавтотранса», которое сделало бы невозможным участие в конкурсах на перевозки на будущий год.

Позднее Бурков заявил, что не исключен вариант приглашения иногороднего специалиста на пост министра – из Тюмени или Новосибирска, поскольку транспортная сфера находится «в ситуации пожара».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Врио губернатора уже повторно публично раскритиковал работу одного из подчиненных. Прилюдная порка снова стоила  проштрафившемуся министру поста (хотя в случае с Винокуровым это и была добровольная отставка). Судя по всему, мы имеем дело с новым фирменным стилем, который не был характерен ни для Полежаева, ни для Назарова. С одной стороны, «варягу» проще демонстративно расставаться, к тому же, не со своими, кадрами, с другой - скамейка запасных уже пуста, и даже собственные советники Александра Буркова продолжают работать «на общественных началах». Но с назначением собственных кадров, вероятно, тактика демонстративных отставок себя исчерпает. Краткосрочно такие методы укрепляют имидж губернаторов, но злоупотреблять ими нельзя.

Что касается новых назначений, то, по данным «СуперОмска», на пост замминистра рассматривается Алексей Мартыненко, что было бы только справедливо, ведь именно выдавленные им из города маршрутчики во многом и «угробили» сельские перевозки - ему и наводить порядок в «Омскоблавтотрансе». Но готового варианта на пост министра пока не просматривается, а ведь именно промышленность, а никак не транспорт, является в данной должности главной.

Насчет привлечения специалистов из других городов - встанет та же проблема официальных доходов: они у омских министров таковы, что готовые специалисты аналогичного уровня на них явно не переедут. А варианты «дополнительного стимулирования» будут надзорными и правоохранительными органами в сложившейся ситуации изучаться под лупой.

Резюмируя, можно говорить о том, что нового министра нужно назначить до конца декабря. В регионе буксует сразу несколько крупнейших проектов, завязанных на Минпром, например - сборка ракет «Ангара», массовый апгрейд танков Т-72 на Трансмаше и другие. Все они способны резко увеличить объем ВРП, что для врио губернатора является задачей, сопоставимой с идеальными итогами президентских выборов, но для выхода на «цикл» глава Минпрома должен возглавлять его еще до начала отчетного года. Важность данной должности такова, что приносить ее в жертву политике кадровых экспериментов и сенсаций или социальному аспекту транспортных перевозок - совершенно недопустимо. В идеале сейчас - самый подходящий момент «вырезать» из Минпрома функционал организации перевозок и дать новому министру сосредоточиться на главном: развитии реального сектора омской экономики.

 

Голушко распрощается с газовыми сверхдоходами

ФАС России приняла проект новых тарифов на транспортировку газа для «Омскгазсети». Регулятор существенно урезал аппетиты газовой компании, близкой к структурам депутата Госдумы Андрея Голушко. Если ранее за транспортировку 1000 кубометров газа в зависимости от категории потребителей тариф составлял от 236,77 рубля до 481,6 рубля, то теперь он снизится до уровня от 70,08 до 129,88 рубля.

Таким образом, антимонопольщики фактически подтвердили правоту силовиков, которые с подачи депутата Госдумы Натальи Поклонской начали расследование по поводу симбиоза «Омскгазсети» и «Омскгоргаза», позволявшего с помощью различных ухищрений создать видимость цепочки закупок и транспортировок газа и включить стоимость всех этих услуг в тариф для потребителей.

Попросту говоря, структуры Голушко перекладывали деньги из одного кармана в другой, но по документам как бы совершали рыночные операции. С 2013 года, когда действующий тариф был принят, переплата за мнимую аренду оценивается в миллиард рублей, оплаченных из кошелька рядовых потребителей.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Во-первых, рушится сомнительная, но годами приносившая огромные деньги схема, что ударит по кошельку депутата и всем его омским проектам. Во-вторых, усилится фундамент обвинения по уголовному делу, последствия которого могут оказаться плачевными для Голушко и его компаньона Сергея Калинина. Многозначительные комментарии Андрея Голушко о том, что «настанет время, и он расскажет все, что он думает по этому поводу», так и повисли в воздухе – судя по всему, чаша весов склонилась отнюдь не в пользу депутата ГД.

Возникают и новые вопросы. Предыдущие высокие тарифы действовали с 2013 года, когда и зарплаты, и цены были значительно ниже сегодняшних, что дает повод думать о существовавшем многократном завышении. Каким же образом удалось утвердить такие беспрецедентные цены и не было ли в этом чьей-либо личной заинтересованности? Вопрос далеко не праздный, учитывая, что в тот период два подряд главы РЭК были выходцами из «Омскгоргаза» либо явными лоббистами интересов клуба владельцев ХК «Акция».

Так, омскую РЭК в те времена возглавлял Константин Марченко, который до этого занимал должность замгендиректора по правовым вопросам ОАО «Омскгоргаз». Позднее он выступил фигурантом уголовного дела по поводу манипуляций и завышения тарифов. А другой «птенец гнезда Голушко», Вячеслав Ходус, тоже стал обвиняемым по делу, зеркально напоминающему нынешнее. Обвинение считало, что он включил в тариф «ТГК-11» расходы на транспортировку газа для электростанций по сетям именно «Омскгазсети», хотя фактически они отсутствовали. Заплатили же за «финансовые инновации» вновь рядовые потребители – на сумму 144 млн рублей. Ходусу удалось «соскочить» в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, но сейчас такое упущение вряд ли повторится. Не исключено, что силовики посмотрят на «газовое дело» под новым углом, начав распутывать ведущие вверх нити.

 

Лицкевич пошел на открытый конфликт с Меняйло

Бывший главный федеральный инспектор по Омской области Сергей Лицкевич подал резонансный иск – он требует признать незаконной формулировку своего увольнения по антикоррупционным основаниям. После того как ситуация перешла в публичную плоскость, полпредство прервало обет молчания и подтвердило, что отставка состоялась еще 30 октября, хотя ранее представители ведомства всячески избегали общения с журналистами и каких-либо комментариев.

Сам Лицкевич в суде на предварительном слушании не появился, его интересы представляет юрист Надежда Захарова, категорически отказавшаяся от каких-либо пояснений многочисленным журналистам, собравшимся у зала суда.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Видимо, на уровне полпреда  у Лицкевича был карт-бланш, но по жесткому варианту его убрала Москва в ручном режиме. Теперь иск уволенного ГФИ подставляет бывшего работодателя. Учитывая амбиции последнего, можно предположить, что для Лицкевича, не желающего терять выплаты по выслуге и другие льготы, иск обернется самым неприятным образом.

Очевидно, что Москва резко усилит внимание к назначению на данную должность, которое после отставки Миронова в связи с его затяжным конфликтом с Полежаевым было отдано главе региона, фактически, на откуп. Позиция, занятая Лицкевичем в пользу Полежаева, во многом стоила должности и Виктору Назарову. Как в этой ситуации сориентируется Александр Бурков и будет ли ему предоставлена неформальная возможность «согласовать» комфортного для себя ГФИ, станет известно в течение нескольких недель.

Перейти на полную версию сайта