В современной омской действительности театр вновь возвращает себе репутацию искусства элитарного, отнюдь не массового. С наступлением в 1992 году демократии и увеличением бюджетов в Год культуры (2014 год – прим. ред.) многие театры и заведения, считающие себя таковыми, вошли в полосу расцвета. Постановки становятся все оригинальнее и сложнее, а смыслы все острее и провокационнее.
Однако бюджет их с годами все же тощает – то инфляция растет, то финансирование снижается, то подскакивают цены на авторские права. Именно поэтому расходы театров начинают интересовать все больше – на что тратятся бюджетные деньги и за какие постановки омичи платят сначала налогами, а затем и личным рублем?
А посему «СуперОмск» задался целью исследовать финансовый климат омских театров в 2017 году и понять, настолько ли искусство требует жертв и можно ли обойтись «малой кровью»?
Общая картина
В принципе, общим положением театров в Омской области муза Мельпомена может быть вполне довольна – денег, конечно, на все необходимое театрам не хватает, однако финансирование их значительно выше, нежели в соседних регионах. Так, безоговорочный лидер в аспекте трат – Омский государственный академический театр драмы. Только за 2017 год, помимо зарплат, театр освоил через торги 22,6 млн рублей.
Далеко позади оказался «Пятый театр» – у него ушло лишь 11,1 млн рублей. Дальше суммы снижаются ненамного медленней – Северный драматический театр имени М.А. Ульянова может похвастаться 7-ю с лишним миллионами освоенных рублей, вслед за ними (6 млн рублей) идут Омский государственный музыкальный театр и Театр куклы «Арлекин».
Далее ситуация выглядит еще плачевнее – в «Галерке» и ТЮЗе трат вышло всего на 3 с лишним миллиона рублей у каждого учреждения.
Страсть к поездкам
А вот теперь можно поговорить и о чем-то более интересном – о путешествиях. Ведь наши театры и сами не прочь на гастроли поездить, да и гостей принимают охотно. Правда, естественно, что все это – за большие деньги.
Омские театры очень любят запасаться топливом впрок. Те немногие культурные учреждения, у которых есть транспорт, покупают топлива на сотни тысяч рублей. Так, Омская драма закупила у «Газпромнефти» топлива на полмиллиона рублей. Чуть больше купил «Арлекин» – данная статья расходов обошлась театру в 620 тысяч.
Помимо этого, «Пятый театр» решил обновить свой автопарк, правда, без покупки топлива. Явно подержанная Toyota Camry «влетела» театру в 500 тысяч рублей. А вот драмтеатр отремонтировал свою машину той же марки «всего» за 144 тысячи рублей.
Однако, как ни странно, основная статья расходов при жажде путешествовать – это билеты на самолет и бронирование номеров в гостиницах. Вот здесь культурные учреждения развернулись на славу – на гастролях в Южно-Сахалинске за одни только номера в гостинице драмтеатр отдал 720 тысяч рублей. А в апреле этого года на размещение гостей театра в гостинице «Сибирь» было оставлено еще 1,6 млн рублей.
Все тот же «Пятый театр» потратил весьма скромные 305 тысяч рублей на авиабилеты на конкурс «Молодые театры России». Правда, это был третий по счету тендер – два других ценой 993 тысячи так и не пришли к своему логическому завершению. Однако главным «путешественником» среди омских театров является «Арлекин». Только в 2017 году на авиабилеты для гастролей учреждения было потрачено 470 тысяч. А на размещение гостей фестиваля «В гостях у Арлекина» выделялось 2,63 млн рублей.
Костюмы и декорации
Новый театральный сезон – новые постановки. А новые постановки – новые траты, поэтому зачастую одни только костюмы и декорации влетают театрам в копеечку. Так, один пульт освещения редко стоит меньше 800 тысяч рублей. Примерно столько же тратит на костюмы и драмтеатр. Одна услуга по организации питания в театре обходится культурному учреждению в 870 тысяч рублей в год. Более 100 тысяч ушло только на создание печатной продукции – буклетов, программ и афиш.
Впрочем, бедные театры вряд ли могут себе позволить такую роскошь – Северный драматический театр имени М.А. Ульянова в этом году смог позволить себе только принтер за 42 тысячи рублей. Музтеатр и вовсе кроме пульта освещения смог купить себе только «театральнУЮ тюль» за 302 тысячи рублей. По идее, данный тендер и вовсе может быть отменен по причине ошибки в документе. Однако ткань компании ISOLDE все же была приобретена.
Гонорары и авторские права
Больше всех режиссерам-постановщикам платит, естественно, Омская драма. Только один Анджей Бубень за свою постановку получил 1,243 млн рублей. Вдвое меньше заплатили переводчице пьес Екатерине Райковой-Мерц, почти 600 тысяч получил в феврале Георгий Цхвиравашвили. Интересно, что экс-режиссер казанского ТЮЗа уже долго и упорно сотрудничает с Омской драмой - за 7 лет он получил в рамках госконтрактов свыше 3,4 млн рублей.
А вот на сами постановки куда как больше тратит «Пятый театр» – одно только представление «Шлюхи – не огонь» обошлось театру в 900 тысяч рублей, помимо гонорара режиссеру (540 тысяч). Столько же стоили спектакли «Пьяные» и «Лекарство от жадности». По 350 тысяч рублей было отдано за лицензию на показ «Лекарство от жадности» и «Мнимого больного».
Коммунальные расходы
В вопросах коммунальных расходов, как ни странно, театры Омской области вполне себе едины. Средняя стоимость подачи электричества и горячей воды за год – 2,6 млн рублей. Меньше всех платит почему-то «Пятый театр» (1,124 млн), а больше всех – Музыкальный театр (5,06 млн).
Итого
К сожалению, оперативно в омском Минкульте данные нашей редакции прокомментировать не смогли, так как для полной отчетности того, сколько денег было направлено гостеатрам, придется поднимать большое количество документов.