В минувшем июле в омском ТОП-театре Нателы Полежаевой начались кадровые реформы. Уволился художественный руководитель Игорь Григурко, а за ним ушла вся труппа. Главным режиссером стал Евгений Мардер, который взялся за обновление репертуара и за набор перспективных кадров со всей страны.
В августе был объявлен кастинг, и труппа сформировалась. Громко прошлая первая премьера коллектива – «Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Макдонаха. Автор постановки – Евгений Мардер, сценограф – известный российский художник Никита Поздняков. Затем – еще две премьеры. И, казалось бы, впереди много планов, но, как стало известно «СуперОмску», им не суждено осуществиться. Евгений Мардер покидает ТОП и старается пристроить актеров, которые традиционно уходят за своим руководителем.
Первый вопрос для зрителя: что будет с репертуаром?
Репертуара обновленного ТОП-театра, который был заявлен в августе, не будет в этом здании никогда! Более того, мне, видимо, стоит извиниться перед зрителями, которые купили билеты на «Монолог о браке», на сайте театра висит двусмысленная запись о премьере 24 числа этого спектакля в постановке Александра Гончарука, это полный бред! Режиссер спектакля уволился, не выпустив его, артисты, занятые в репетициях, также уволились, что и с кем там выпускает Александр Анатольевич, я не знаю, но это не имеет отношения к тому спектаклю, который мы, к сожалению, не смогли закончить, хотя старались изо всех сил.
Евгений, когда Вы уволились? И куда пойдут работать артисты?
Я уволился 18 декабря, артистов я пристраиваю. Четыре человека едут в знаменитый «Театр у Моста» к Сергею Павловичу Федотову, спасибо ему большое! Он просто невероятный человек. Когда он лично познакомился с Полежаевой, он сказал мне: «Беги от нее, ей не нужен театр, она в нем ничего не понимает». И он, к сожалению, прав.
Александр Гончарук остается в ТОП-театре?
ТОП-театр - это такой «остров дураков», и я первый дурак, поверивший Полежаевой, в августе. Но произошло достаточно событий, чтоб отрезвить меня и окончательно убедить, что надо бежать! Просто перечисляю: Полежаева «кинула», другого слова для этого нет, Театр «Ангажемент» из Тюмени и лично Леонида Григорьевича Окунева, Небольшой Драматический Театр из Санкт Петербурга под руководством Льва Борисовича Эренбурга, Архангельский Молодежный театр Виктора Панова. Им не заплатили за показанные спектакли. Общая сумма более 600 т.р. В такой же ситуации художник Никита Поздняков и композитор Виктория Карловски, работавшие со мной над спектаклем «Калека с Острова Инишмаан», и в такой же ситуации со временем окажется Гончарук, он, видимо, забыл, как и почему он первый раз разошелся с Полежаевой в 2012 году. Есть такая фраза из старого вестерна, от одного умного индейца: «Только бледнолицый брат дважды наступает на одни и те же грабли». Я считаю, что нужно оградить Полежаеву от театрального сообщества: артисты, режиссеры, художники, композиторы, как бы вам ни было безвыходно и голодно, ни при каких условиях не соглашайтесь на сотрудничество с ТОП-театром и Полежаевой! Из ТОПа ушли 2 труппы за 5 месяцев, это ли не лучший показатель!?
Какая главная причина Вашего увольнения?
Я рассказал о ней выше - театры, режиссеры и композиторы, которым не заплатили. Помимо всего прочего, последние три месяца я работал без зарплаты, госпожа Полежаева, видимо, забыла, что я получаю зарплаты и после увольнения осталась должна мне более 80 т.р. И я не один такой, моему помощнику, замечательному профессионалу, просто театральному супермену, Елене Лысенко остались должны почти столько же. Лена практически в одиночку организовала и провела гастрольный проект, была завтруппой, помощником режиссера, администратором, и все это, видимо, за спасибо. Это чудовищно. Моим замечательным артистам, с которыми мы сыграли 16 спектаклей в ноябре месяце, ничего не заплатили. Более того, задним числом им понизили ставки по спектаклям, и даже этих денег они не увидели. Да им на работу ездить не на что, чтоб играть по два показа спектакля «Принцесса булочка» в день. Зато вас кормят бесплатно, говорит им Гончарук, видимо, мы, по его мнению, должны быть довольны и этим, рабы сыты, рабы должны работать.
И главная причина - Полежаевой не нужен театр. Она не знает, что это такое, ей нужна касса, и чем она будет наполнена, ей все равно. В таком театре я не собирался и не собираюсь оставаться. У спектакля «Калека с Острова Инишмаан» три приглашения на международные театральные фестивали: в Анкару, в Минск и в Подольск, на которые мы, к сожалению, никогда не поедем. А на сцене ТОП-театра «Волшебник и семь коз» - просто посмотрите на афишу, вам все станет ясно.
Евгений, а какие Ваши дальнейшие планы?
Вернусь к преподаванию, в январе поеду в Екатеринбург, надо сдать две сессии, я получаю сейчас третье образование, в марте есть предложение о постановке в Омске. Мои «кислородные» артисты (резиденты студии «Кислород»), ушедшие из ТОПа, в городе, и с марта начнем работу.