Референдумный бум в Омске: споры, суды и угроза импичмента

Пока инициаторы первого омского референдума, недовольные тем, что горсовет «зарубил» шесть вопросов из восьми, продолжают отстаивать свои права в суде, члены фракции ЛДПР инициировали проведение еще одного народного голосования и угрожают пойти на крайние меры, если горсовет их не поддержит.

Инициаторы первого референдума в конце декабря подали иск в Куйбышевский районный суд, чтобы оспорить решение горсовета, утвердившего только два вопроса из заявленных восьми. Главная цель, которую преследуют активисты, – добиться проведения голосования по всем поднятым ими вопросам, в том числе ударяющим по имиджу мэра Вячеслава Двораковского, а не только по переименованию улицы Спартаковской в улицу Манякина и отключению электричества на омских улицах в ночные часы.

Итоги первого заседания суда, состоявшегося 9 января, инициаторы референдума назвали своей тактической победой – суд отказал представителям горсовета в привлечении администрации города в качестве третьей стороны. А ведь, по мнению СМИ, именно давление муниципальных властей заставило горсовет признать «неудобные» вопросы, выносимые на референдум, несоответствующими федеральному законодательству.

Следующее заседание, прошедшее 21 января, закончилось вничью. Общественники дополнили свои исковые требования, заявив, что горсовет не только неправильно применил законодательство в отношении выносимых на референдум вопросов, но и нарушил порядок их рассмотрения. Однако начальник юридического отдела горсовета Денис Голушков не согласился с иском и попросил суд предоставить время для подготовки возражений, и в итоге заседание было перенесено на понедельник, 27 января.

По мнению политолога Михаила Машкарина, результат всей этой судебной тяжбы для инициаторов народного голосования, скорее всего, окажется печальным. И даже в случае успеха этот референдум не сможет стать реальной угрозой для городской власти.

«Я уверен на 100%, что референдум в рамках существующего законодательства эта компания людей провести, в принципе, не в состоянии. Явка же должна быть 50%, а у нас даже на обычные выборы такой явки нет. Люди просто туда не пойдут. Да и откуда простым людям, далеким от всех этих вопросов, знать, какая форма управления городом лучше. Те же бабушки-пенсионерки, которые у нас активнее всего ходят голосовать, вообще не имеют понятия, что такое «сити-менеджер». Теоретически можно предположить, что некоторые вопросы задумывались как инструмент давления на мэра, но ведь есть много более веских поводов его уязвить, а тот же крематорий – это мелкий-мелкий объект, который, по сути, не важен ни для Шишова, ни для Двораковского. Я думаю, все это вряд ли связано с мэром. Думаю, это связано с дурью самих инициаторов референдума и их желанием засветиться в прессе», – отметил Михаил Машкарин в беседе с «СуперОмском».

Пока вопрос с первым омским референдумом остается открытым, в городе уже вовсю готовится второй. Омские либерал-демократы планируют вынести на референдум целых 10 вопросов – от выделения Омска в отдельный субъект Федерации до установки памятника Александру Колчаку. ЛДПРовцы настроены решительно, и в случае если горсовет не поддержит их инициативу, они готовы поставить вопрос о роспуске городского парламента и объявлении импичмента мэру.

Как сообщили «СуперОмску» в городском избиркоме, документы от ЛДПР к ним уже поступили и будут рассмотрены комиссией в понедельник, 27 января. Если избирком их одобрит, дальнейшее развитие событий будет зависеть от депутатов горсовета.

Инициаторы первого референдума к идее своих «последователей» отнеслись двояко: в целом порадовались, что «омская гражданственность наконец-то просыпается», но по многим конкретным пунктам с ЛДПРовцами не согласились.

«Это здорово, что наша инициатива породила гражданскую активность других омичей, пусть и политизированных (инициаторы – члены Омского отделения ЛДПР). Но так как мы имеем большой опыт подготовки вопросов референдума – почти год мы готовились, мы отчетливо понимаем, что наши коллеги по гражданским инициативам из ЛДПР выносят вопросы, большинство из которых не являются вопросами местного значения. А именно: появление нового субъекта Федерации –  Омска – это вопрос об изменении Конституции РФ и федеративного договора», – высказался руководитель инициативной группы по проведению первого референдума Дмитрий Передельский в своей группе в социальной сети «ВКонтакте».

Также он отметил, что многие из вопросов, предлагаемых ЛДПРовцами, инициаторы первого референдума тоже рассматривали, но в итоге от них отказались. Так, вопрос об установке памятника Колчаку они сочли уже неактуальным, а вопрос о достройке метро было решено не выносить по той причине, что «большинство омичей, скорее, выскажутся за, но надо понимать, что у Омска нет возможности в одиночку и за свой счет построить его». Также в проект первого референдума не вошел вопрос о строительстве аэропорта в Федоровке, поскольку оно осуществляется на территории другого муниципального образования, и этот вопрос могут решать только жители Любинского района.

Политолог Михаил Машкарин не стал оценивать вопросы, предложенные ЛДПРовцами, решив, что вся эта затея с референдумом – всего лишь удачный пиар-ход, который к тому же на данной стадии не требует никаких материальных затрат.

«Референдум – это же бесплатная реклама. Сейчас с инициативой референдума выступает ЛДПР – и все СМИ будут говорить о ЛДПР. И я думаю, что в ближайшие 1-2 года этих инициатив с проведением референдумов будет еще очень и очень много», – считает Михаил Машкарин.

Перейти на полную версию сайта