Как ранее писал «СуперОмск», мэрия сегодня отчиталась о погашении муниципальной «Тепловой компанией» задолженности перед «Газпром межрегионгазом Омск». Поставщик топлива после получения 150 млн рублей в декабре отказался от планов блокировать подачу газа в котельные.
Однако состояние «Тепловой компании» пока оставляет желать лучшего – предприятие явно переживает системный кризис. Об этом, в частности, свидетельствует отчет Контрольно-счетной палаты, имеющийся в распоряжении редакции. В частности, в 2014 году не выполнили план 18 котельных, в 2015 – 20 котельных, в 2016 – 19 котельных из общего количества в 26-27 теплоисточников. Соответственно, падали и показатели по выполнению плана продажи теплоэнергии – в 2016 году удалось сбыть только 89 % от предусмотренного объема.
Существенными оставались и потери на передаче тепла – с 16,35 % в 2014 году они увеличились до 22,46 % в 2016 году. В результате, как подчеркивает КСП, предприятие недополучило от сверхнормативных потерь за 2015-2016 годы аж 128 миллионов рублей (совокупный убыток за 2014-2016 гг. составил 274 млн рублей).
Кроме того, компания по нескольким котельным сжигала топлива больше, чем было заложено в тарифе по нормативу, и не полностью получило компенсацию за льготную реализацию тепла потребителям в пос. Степной.
Две из своих котельных «Тепловая компания» арендует – в поселках Ключи и Ростовка, и стоимость аренды за три года выросла почти в два раза, что тоже не лучшим образом сказалось на финансовом здоровье. Аудиторы выяснили – ТК не сделала рыночную оценку размера арендной платы и не потребовала обоснования ставки от арендодателя. В итоге затраты достигли 41,8 млн рублей, а в тарифе было учтено только 10,5 млн рублей.
«В целом от основного вида деятельности (производство, распределение, транспортировка тепловой энергии) за период 2014-2016 годы получен убыток в сумме 338,243 млн рублей», - резюмирует КСП.
Анализ показал, что в 2015 году прочие расходы в 1,8 раза превышали прочие доходы, в 2016 году – в 2,3 раза. При этом средства тратились на благотворительную помощь, организацию праздников и спартакиад, социальные льготы и гарантии сверх положенных норм, представительские расходы. Так, на путевки для сотрудников в 2016 году ушло 1,057 млн руб., материальную помощь – 1,566 млн, премии и оплату дополнительного отпуска – 790 тыс., отчисления в профсоюз – 1,841 млн.
Отметим, на штрафы и пени за несвоевременные расчеты с поставщиками было потрачено в 2016 году 6,5 млн рублей.
Поправить положение могла бы усиленная работа с дебиторской задолженностью, но и тут оказалось не все ладно. Так, пришлось списать 4,446 млн рублей долга, который не просуживался или по которому были пропущены сроки взыскания. За 2016 год поступило 60 % от суммы исковых требований, по направленным к приставам исполнительным листам взыскано только 52,89 %. КСП отмечает, что хоть в целом претензионная работа с юрлицами велась в установленном порядке, но компания не пользовалась инструментом обеспечительных мер против должников.
Вызывают сомнения и объяснения руководства компании, которые списывают проблемы то на теплые зимы, то на закрытие банками кредитных линий. Такое отклонение от ключевых показателей теплоснабжения может объясняться и другими причинами – например, недостаточной проработкой инвестиционной программы. Это бывает, если, например, проводить ремонты не там, где жизненно необходимо, а на других участках, чтобы освоить средства через «проверенных» подрядчиков, работающих из года в год. Возможно, оценку всем этим обстоятельствам будут давать уже не аудиторы, а структуры с более широкими полномочиями.