Критик из столицы Павел Руднев: «Театр уходит от привычных форм контакта со зрителем»

Вчера, 15 января, Омск с визитом посетил театральный критик Павел Руднев. В рамках проекта ассоциации театральных критиков «Театр XXI века» он прочел омичам лекцию «Как меняется наше восприятие (Современный театр и зритель)?

Зал камерной сцены Татьяны Ожиговой, что в драмтеатре, был переполнен. Не хватило даже балкона, пришлось доставлять дополнительные стулья. Среди зрителей были психологи, режиссеры, актеры, журналисты и омичи, интересующиеся театром.

Аудитория с большим интересом слушала лектора, который рассказывал о том, как и почему изменился подход к зрителю у современных режиссеров. В частности, Павел Руднев отметил, что искусство XXI века начинает изучать зрителя и контактировать с ним. Современные режиссеры стараются не манипулировать зрительским сознанием, то есть не направлять мысли зрителя в определенное русло.

«Театр для меня – коллекция восприятий; каждый спектакль собирает разные виды зрительского восприятия», – приводит Руднев слова одного из режиссеров современности.

«Театр показывает бесконечную изменчивость человеческой природы, ее неоднозначность и неопределенность. В этом смысле театр сегодня отказывается от дидактических форм общения со зрительным залом, переходит к игровой коммуникативной модели», – рассказывает лектор.

Поэтому в современном искусстве появилось много жанров, которые также называют театром, хотя, по сути, они не являются театральным действом. Это различные квесты, разговоры по душам с актерами, а также различные постановки, в ход событий которых вовлечен и сам зритель.

Более того, существуют так называемые спектакли, где отсутствуют актеры как таковые, живые люди. Например, в швейцарской постановке «Комната без людей» о жильце той или иной комнаты рассказывает сам хозяин, но по аудиозаписи. В комнате находятся вещи этого человека, причем его самого уже нет в живых.

В связи с этим у одной из слушательниц по окончании лекции возник вопрос – а что же все-таки считать театром, где его границы, ведь существуют какие-то каноны, по которым изначально создавался театр. Театральный критик подавал все театральные формы, о которых говорил, как театр, с чем задававшая вопрос женщина была не согласна.

«Я, конечно, Павел, но не Апостол Павел, – ответил ей Руднев. – То, что я говорил не догма. Я лишь пытался осветить современную обстановку в театральном искусстве. Но, если событие не произошло во мне, то спектакль не состоялся. И, соответственно, наоборот».

Справка

Павел Андреевич Руднев – театральный критик, театральный менеджер, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, кандидат искусствоведения. Член редколлегии журнала «Современная драматургия». Член жюри драматургических премий. В 1998 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Сейчас ведет там заочный курс по театральной критике. Опубликовал более тысячи статей о театре в различных изданиях.

Подробности о предстоящих лекциях в рамках проекта АТК «Театр XXI века» можно посмотреть здесь.

Перейти на полную версию сайта