Летом 1957 года с полигона Капустин Яр успешно стартовала баллистическая ракета средней дальности. Изделие получило название Р-12. А уже 31 декабря Совет Министров СССР распорядился развернуть серийное производство ракетоносителей на авиационном заводе № 166, ныне ПО «Полет». Так в Омске появилось новое космическое направление.
Как развивалось омское ракетостроение и какие перспективы у него в будущем, размышляет председатель общественного совета при министерстве промышленности Омской области, экс-директор ПО «Полет» Григорий Мураховский.
- Григорий Моисеевич, как Вы относитесь к разговорам о том, что звезда Омска как промышленного города закатилась и пора бы искать новые стратегические пути его развития?
- Омск был и остается крупнейшим промышленным центром России. Еще 20 лет назад у нас был совсем другой станочный парк, мы пользовались арифмометрами, калькуляторами, логарифмическими линейками, чертили на кульманах. А сегодня мы имеем совсем другие, самые современные, производственные технологии. И вот уже не нужно 24 тысячи работников на заводе имени Баранова для производства авиадвигателей. И нет такой нужды в численности на других предприятиях ОПК. Но специалисты должны быть хорошо подготовлены, иметь высшее техническое образование, понимать суть технологических процессов. Да, количество работников в омской промышленности сократилось в несколько раз. Но Омск, еще раз подчеркну, был и остается промышленным городом. Мы производим все: радиоэлектронику, приборы радиолокации, бронетанковую технику, узлы и агрегаты для гражданской и боевой авиации, ракетно-космические комплексы. Такое редкое сочетание!
- Вы всю жизнь посвятили ракетно-космической отрасли. Как на Вас отразилась в свое время перестроечная программа сокращения вооружений?
- Когда стали сокращать ракетные комплексы, закрыли тему «Буран». Мы в Омске делали топливные баки для объединенной двигательной установки. Бездумно закрывались и другие перспективные разработки, многое было просто уничтожено. Страна жила в страшном заблуждении, словно забыв о том, что территорию, на которой сосредоточено 40 процентов полезных ископаемых, надо уметь защищать. И наш город в решении этой задачи всегда играл ведущую роль.
- Сейчас в Роскосмосе опять обсуждается, пока не смело, вопрос о возвращении «Бурана». Что Вам известно об этом?
- Разговоры идут. Ведь программа «Морской старт» остановлена, запуски оказались очень дорогими. А вот если бы мы довели до конца тему «Энергия-Буран», то все было бы нормально. У нас в отрасли был значительный задел, который остался, в том числе и в Омске, который можно было дальше развивать. К сожалению, в данный момент по этой теме многое утрачено.
- Но ведь не случайно же американцы закрыли программу SpaceShuttle и теперь покупают в России двигатели РД-180 для ракет «Атлас». Может быть, все же лучше продолжать развивать традиционную ракетную тему?
- «Ангара» как раз и есть следующий шаг в этом направлении. И это изделие полностью себя оправдает и позволит нашей стране прочно удерживать лидирующие позиции в космосе. Но поиск новых подходов, когда хотя бы основные блоки можно использовать повторно, продолжается. Главное в космонавтике - это стоимость доставки одного килограмма груза на орбиту. С многоразовым использованием техники здесь прямая связь.
- Американская частная компания «Илона Маска SpaceX», несмотря на все неудачи, уже смогла вернуть на Землю основную ступень для повторного использования. Может быть, пришла пора отдать космос «на откуп» частным инвесторам?
- Разговоры про частную компанию, мягко говоря, неправда. Ни одна компания в одиночку не сможет выполнить такую задачу. Должен быть производственный комплекс, работающий на одну цель, увязаны целые отрасли науки. Это испытательные наземные технические и стартовые комплексы. Без государства здесь ничего не сделать. Мое мнение, что за этой компанией стоит именно вся государственная машина США и NASA. А про частный бизнес они говорят только для того, чтобы показать всему миру - «смотрите, насколько у нас развит дух предпринимательства, какая свобода для бизнеса». Да и ничего сверхъественного SpaceX пока не сделали. У нас еще в 80-е годы была готова документация для возвращаемых ступеней. Но все проекты свернули в 90-е годы.
- В Омске остались люди, которые могли бы восстановить утраченное и двигаться дальше?
- Молодежь подрастает талантливая, вся надежда на нее. Все директора наших предприятий сейчас прикладывают огромные усилия для того, чтобы решить кадровую проблему, важнее которой нет. И получается. Особого внимания заслуживает то, что сейчас делает Владимир Березовский, генеральный директор ОНИИП. Он берет группу школьников, начиная с восьмого класса, и сопровождает ее. Летом приглашает на работу, платит зарплату, на них смотрят. Коллектив присматривается к ребятам. А я вам скажу, трудовой коллектив никогда в людях не ошибается. И те, кто проявляет интерес к производству, вливается в процесс, остаются. И с этого момента их начинают вести. За ними следят, как они учатся. Кто-то поступает на бюджет, кому-то оплачиваются специальные места в техникуме, вузе. Потом они приходят на предприятие, ребятам помогают в приобретении жилья, они начинают успешно работать. Зарплата достойная. Так готовится смена, происходит преемственность поколений.
- Директор «Высоких технологий» Дмитрий Шишкин выступает с идеей сделать в Омской области обязательным ЕГЭ по физике. Вы бы поддержали эту идею?
- Безусловно. Наша страна была и будет промышленно развитой. Будущее за теми, кто обладает техническими знаниями. И будущее Омска, кто бы и что сейчас ни говорил, тесно связано с производством. Причем наукоемким. Техника и люди сейчас решают все. И того, что на нас уже 70 лет никто не нападает, удалось добиться только потому, что мы все это время никому не уступаем в техническом противостоянии. И нынешнее руководство страны сейчас это прекрасно понимает и делает все для того, чтобы наше лидерство никем не оспаривалось.
Справка:
«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы, созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Многоразовый корабль был ответом на аналогичный американский проект SpaceShuttle. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Ракетоплан «Буран» в окончательном виде был подготовлен в Омске на ПО «Полет». Затем изделие закрепили на фюзеляже самолета «Руслан», который из аэропорта «Омск – Северный» доставил «Буран» на космодром Байконур.
Досье:
Григорий Мураховский родился 25 ноября 1945 года. В 1963 году поступил в Омский политехнический институт, в 1968 году начал работать на ПО «Полет» инженером-технологом цеха окончательной сборки РН «Космос». В 1972 году назначен старшим инженером-технологом. В 1980 году возглавил цех автоматики, затем работал начальником цеха автоматики двигательного производства, а с 1985 года возглавил двигательное производство РД-170-171. С 1986 года – заместитель генерального директора ПО «Полет» по производству. С 2008, после объединения омского аэрокосмического предприятия с ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», по сентябрь 2013 года - первый заместитель генерального директора ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», генеральный директор ПО «Полет». Награжден орденом трудового Красного знамени, орденом Дружбы, орденом за Заслуги перед Отечеством IV степени.