Повезла ли Ксения Собчак омское сгущенное молоко Трампу?

Во время недавнего визита в Омск Ксения Собчак оценила на вкус омскую сгущенку и предложила продавать ее в Америку. Сейчас она отправилась в США для участия в традиционном молитвенном завтраке с американским Президентом. Прихватила ли она в качестве сувенира сине-голубую баночку - неизвестно. А тем временем если вспомнить историю, то это как раз американский продукт. 

Американский рецепт

В 1849 году американец Гейл Борден заметил, что молоко становится гуще и вкуснее, если при кипячении в него добавить сахар. Промышленник получил патент на сгущенное с сахаром молоко и открыл первый завод по его производству. Когда встал вопрос, в какую тару лучше разливать продукт, американец вспомнил, что еще сорок лет назад француз Николя Аппер обнаружил, что прокипяченный в плотно закрытой банке сок сохраняется намного дольше. Но стеклянные банки часто лопались при нагревании, и он заменил их на металлические. Две технологии объединились, и получился продукт, успешно доживший до наших дней. 

Во время Гражданской войны в США сгущенка пользовалась ажиотажным спросом, что позволило Бордену открыть еще несколько заводов.

В нашей стране сгущенка появилось в 1881 году. Кипятить и консервировать молоко начали в Оренбурге, но тогда народной любви продукт не приобрел. Как и в Америке, «помогла» война: во время Великой Отечественной сгущенку директивно стали производить для армии, флота и госпиталей. Один из первых заводов было решено построить в Омской области. Так в поселке Красный Яр появился Любинский молочно-консервный комбинат (ЛМКК), рассчитанный на производство 28 млн условных банок сгущенного молока в год.

 

Омская история

Плановые показатели ЛМКК неукоснительно выполнялись и даже перевыполнялись с самого первого года работы. Всю войну продукция отгружалась в действующую армию, геологам, поставлялась на оборонные предприятия. Сразу после Дня Победы, в мае 1945 года, ЛМКК за перевыполнение производственной программы был награжден Всесоюзной премией. А за годы войны сгущенка стала настолько популярной, что в послевоенный период у продукта наступил поистине золотой век. Предприятия по выпуску сгущенного молока начали открываться по всей стране. А для массового производства потребовалось внедрение Государственного общесоюзного стандарта (ГОСТ). За основу взяли показатели именно омского сгущенного молока и присвоили ему номер 2903-78.

Технология изготовления была совершенной, и на ЛМКК она не изменилась до сих пор. Продукция производится из натурального коровьего молока, поставляемого из районов Омской области. Сегодня предприятие ежедневно принимает почти 300 тонн высококачественного молока, 200 тонн идет на консервы и 100 тонн – на цельномолочную продукцию.

Ежегодно потребителям отгружается свыше 110 миллионов условных банок сгущенки. 

 

Сине-голубой дизайн

В СССР ко всему подходили основательно. Когда было принято решение о строительстве заводов по производству сгущенного молока, подумали и об отличительном внешнем виде продукта. И художник - график Ираида Фомина создала этикетку для советской сгущенки. Было подготовлено несколько вариантов в разных стилях, но в итоге был утвержден именно сине-голубой дизайн. Этикетка предназначалась для жестяных консервных банок вместимостью 325 мл с массой продукта 400 г. До сих пор этот эскиз используется в качестве бренда даже для сгущенки, которую разливают в другую тару. 

Кстати, сгущенное молоко – это не просто лакомство. Это стратегически важный для России продукт и сейчас, который входит в список двухсот товаров, закладываемых в государственный материальный резерв (Росрезерв) на специальных складах, оборудованных по всей стране. Материальный резерв необходим для того, чтобы в случае возможных чрезвычайных ситуаций люди в течение 20 суток, пока не наладится снабжение, питались и молочным продуктом.

 

Вкусовые предпочтения

Потребители основной продукции ЛМКК традиционные. Это все страны бывшего СССР и Монголия, где омскую сгущенку давно знают и любят, где уже сформированы вкусовые предпочтения. Но тем не менее по законам рынка идет поиск и новых рынков сбыта. А с этим уже сложнее. Экспансия в Европу – бесперспективна, там всегда предпочитали концентрированное молоко. Кроме того, под видом новых и полезных продуктов маркетологи постоянно «придумывают» новую молочную продукцию. С помощью рекламы для новинок специально формируются и потребительские предпочтения. 

К продукции ЛМКК сейчас внимательно присматриваются китайцы. До недавних пор в Поднебесной вообще не существовало культуры переработки и потребления молока. Веками считалось, что этот продукт употребляют только кочевники, то есть варвары. Но времена меняются. И сегодня китайцы постепенно начинают привыкать к молоку и всему, что с ним связано. А это значит, что открывается просто необъятный рынок. И ЛМКК пытается не упустить такую возможность. Всех китайских гостей обязательно приглашают в Любинский район с обязательной экскурсией на предприятие. 

Есть основание полагать, что если Ксения Собчак все-таки не прихватила с собой баночку сгущенки на встречу с Трампом, то рано или поздно, в Белом доме Президента США с таким подарком появятся китайские гости. Однако не факт, что на сине-голубой баночке надписи будут не в виде китайских иероглифов. 

Перейти на полную версию сайта