ИТОГИ НЕДЕЛИ: смена власти в образовании, незамерзающий Иртыш и хозяйственный вице-мэр

Спеховой подыскали замену в облправительстве

Мэр Омска Оксана Фадина назначила новым директором департамента образования Инну Елецкую, ранее занимавшую пост заместителя министра образования Омской области. Глава города поставила перед новым директором задачу по подготовке в кратчайшие сроки стратегии и пошагового плана по выводу из кризиса сферы образования.

Прежний руководитель департамента образования Екатерина Спехова, как ранее сообщал «СуперОмск», была отправлена в отставку в пятницу, 19 января. Мэр Омска Оксана Фадина подписала ее заявление об уходе по собственному желанию. При этом Спеховой был объявлен выговор за низкую эффективность в качестве руководителя и скрытый ранее конфликт интересов – родственница руководителя ведомства возглавляла детский сад.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Увольнение Спеховой представляло собой консенсус интересов самых разных сил, хотя изначально речь шла лишь о заинтересованности в данной отставке областного Минобра. Можно говорить, что отставка состоялась даже ранее запланированного времени, учитывая внесение на горсовет вопроса о кадровой ротации школьных директоров. Очевидно, что данный вопрос должен был продолжить подтачивать позиции Спеховой, но в итоге он несколько лишился изначального смысла.

Не случайно сообщено о кадровом решении было в пятницу поздно вечером – это можно расценивать как классический пример попытки увести внимание СМИ от проблемы, любые выходные уводят инфоповод «под снег».

Что касается назначения Елецкой - мы являемся свидетелями того, как город «берут на поруки», введения прямого ручного управления ставленников областных чиновников. Учитывая ситуацию самой госпожи мэра, ей это, видимо, кажется нормальным. Каков будет результат для города - очень сложно прогнозировать, но в ряде регионов подобное «нашествие» областных чиновников, не понимающих специфику местного самоуправления, ни к чему доброму не привело.

Есть и еще один важный аспект - близость президентских выборов, где с большой долей вероятности потребуется мобилизация бюджетников, в первую очередь - в образовании. Но возникает ощущение, что даже этот резонный до риторичности вопрос никому при  назначении в голову не шел. По целому ряду признаков Омская область замыкает рейтинг российских регионов по предстоящему голосованию за Владимира Путина. Однако никаких мероприятий по улучшению социально-политической обстановки не просто не предпринимается, даже такое ощущение, что инерционный сценарий врио губернатора дали реализовать специально. Следовательно, после марта, как говорится, возможны варианты.

В целом имеются следующие системные проблемы в городском образовании

1. Очень плохая ситуация с требуемым федералами переходом к обучению в одну смену. Фактически, без развития частного образования (на которое у омичей банально нет денег) или хотя бы семейного (на которое некоторые недалекие областные чиновники маниакально не хотят выделять денег) - проблема физически не решаема. Простой подсчет говорит о том, что даже в условиях принятых ныне компенсаций за десять лет родители на семейном образовании получают компенсацию в 1,5 раза меньшую, нежели стоит создание нового учебного места. Но никого эта десятилетняя перспектива в областном правительстве, похоже, не интересует. А, поскольку в городском департаменте вводится ручное управление, и тут очень скоро воцарится «годичный расчет».

2. Дикая ситуация сложилась с распределением мест в детских садах. Притчей во языцех стала одна омская бизнес-леди, которая получила областной грант на развитие бизнеса, специализируясь на торговле (обмене) местами в детских садах. Проблему обозначил даже врио губернатора, обратившись, шутя, по ее поводу к представителям непарламентских партий. А если без шуток, в Омске тысячи матерей могли бы работать и платить налоги, если бы чиновники рационально распределяли  места в детских садах. Про школы - см. выше.

3. Во всех без исключения омских школах царит дикая, иррациональная система поборов с родителей - причем зачастую, не ради выживания учреждений, а ради обогащения персонала и «ради самой себя». Но главное - нет никакой системы легализации затрат, фактически, давно ставшего для омичей, платным, среднего образования. Ну, а то, что наиболее платежеспособные родители, сами решающие проблемы «своих» учебных учреждений, еще и наказываются рублем при перераспределении выделенных врио губернатора субсидий - уже «вишенка на торте».

4. За конъюнктурой не стоило бы забывать и о сути городского уровня образования. Его проблема, помимо сведения «обучающихся» к отбыванию «образовательной повинности» - в отсутствии цели развития региональной системы образования, как таковой. За исключением пары предприятий, в Омской области никто не «контрактует» и вообще не отслеживает талантливых детей. Даже универские математические курсы для одаренных детей до сих пор держатся исключительно благодаря самим преподавателям матфака, которые тоже ведь далеко не вечные. Про профориентацию вообще можно даже не упоминать. И все это - на фоне того, что человеческий капитал - единственный ресурс развития региона. Резонный вопрос - когда уже министерство образования займется свойственной ему функций, то бишь - развитием системы образования региона, начиная от дошкольного и заканчивая высшим? Вопрос, похоже, чисто риторический. На этом фоне говорить о срочных задачах назначенца на остывающее место г-жи Спеховой - смеху подобно.

В заключение можно вспомнить о планах мэрии провести после смены власти в департаменте ревизию перечня образовательных учреждений для проведения ремонта - для оценки объективности данных о потребности ремонтных работ. Частично будет пересмотрен и список на ремонт окон — на него выделено 100 млн рублей целевой субсидии из регионального бюджета. Во-первых, опять все вопросы и ожидания к новому директору департамента сведены до уровня завхоза. Очевидно, что без создания прозрачной системы поддержания учреждений в порядке и безопасности ничего начинать делать нереально, да и талантов Яна Коменского от назначенца никто не ждет, но ведь хоть в какой-то момент и на каком-то уровне кто-то должен в конце концов остановить в регионе деградацию системы образования. Во-вторых, учитывая, что все кадры делегируются из областных структур, не приходится говорить о том, что госпожа Фадина их будет реально контролировать, следовательно, и все затребованные ею «концепции выхода из кризиса», что в сфере образования, что в любой другой, можно априори считать документами ради документов. Честнее, быстрее и проще было бы на уровне губернатора вводить общественные советы, где с полной прозрачностью и адекватностью решались бы подобные вопросы.

 

Фадина назначила «правую руку» по городскому хозяйству

В понедельник, 22 января, омская градоначальница Оксана Фадина представила в мэрии своего первого заместителя и директора департамента городского хозяйства. Должность, которая стала вакантной после перехода в областное правительство Сергея Фролова, получил Евгений Фомин, ранее он исполнял обязанности директора ДГХ. Чиновник работает в департаменте городского хозяйства администрации города Омска больше 3 лет, два из которых занимал должность первого заместителя директора. Ранее Фомин 6 лет трудился в отделе жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Кировского округа Омска.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска:

Очевидно, на этот пост была масса кандидатур, особенно из руководства муниципальных предприятий и разного рода ресурсных организаций. Что касается Фомина - господин Фролов пытается изобразить наличие «собственной команды», хотя по сути ее у него нет, а с другой стороны - продвижение его протеже так или иначе способствует росту его аппаратного веса. На фоне других параллельных назначений областных кадров (сама Фомина, Елецкая, Масан и т.д.) складывается тенденция фактического ручного управления городом со стороны областных властей. Характерно, что данный процесс идет темпами, опережающими наполнение самих областных властей кадрами, привезенными в регион Александром Бурковым. По сути, это он встраивается в омскую межклановую вертикаль, а не выстраивает собственную. Но если это будет способствовать развороту областных ресурсов на благо города - данному процессу можно только порадоваться.

Нельзя не упомянуть и озвученные на заседаниях горсовета планы мэрии по обновлению автопарка дорожной техники стоимостью 1,3 млрд рублей. Судя по выстраиванию вертикали «область-город», подобный запрос явно не мог быть предварительно не согласован. Ресурс имеющейся техники давно выработан, а ее закупка «колоннами» при Викторе Назарове велась исключительно для нужд сельских ДРСУ. Закупки же Вячеславом Двораковским, даже когда на них имелись средства, всегда срывались по необъяснимым обстоятельствам (осведомленные люди предполагают, что из-за сговора поставщиков). Судя по приведенным цифрам, техника для города будет приобретаться в рассрочку, в течение двух-трех лет - и только тогда удастся наконец-то уйти от подтасовок с цифрами вывезенного снега, мусора и т.д.

В целом, помимо обновления дорожного парка, наиболее актуальны в городском хозяйстве и требуют оперативного решения следующие проблемы:

Нужно срочно решать вопрос «брошенных» управляющими компаниями домов. Огромной проблемой является состояние аварийного и ветхого жилья. Не ведется работа по повышению энергоэффективности зданий, укреплению жилья первых массовых серий с неполным каркасом (первых «хрущевок»), очень высок уровень износа коммуникаций, и, как следствие - потерь ресурсов, которые записываются поставщиками в ОДН и т.п. статьи расходов. Нет единой системы оценки работы УК, нет даже их официального «рейтинга», не говоря уже о точечной работе по ним. Не ведется комплексной работы по снижению уровня грунтовых вод в городе, из-за роста которого образуются массовые провалы проезжей части, следующим этапом - будут разрушаться фундаменты зданий, что неминуемо приведет к массовым жертвам.

Много накопилось и более локальных проблем - например, массовые стихийные парковки во дворах, до которых у чиновников точно никогда не дойдут руки - а тем временем целые поколения омичей вырастают, не видя нормального «зеленого» благоустройства и вдыхая всю ночь угарный газ от подогревающихся под окнами автомобилей. Одним словом, проще было бы назвать проблему, по которой у департамента уже развязаны руки, но даже такой в голову не приходит.

 

Бурков нырнул в очередную экологическую загадку

Ситуация с незамерзающим даже в 30-градусные морозы Иртышом дошла до высоких кабинетов и обсуждалась на аппаратном совещании в правительстве Омской области. Александр Бурков поручил создать межведомственную комиссию во главе с мэром Омска Оксаной Фадиной, которая займется поиском причины происходящего. Ранее надзорные органы выявили в полынье в районе Ленинградского моста превышение солей аммония в четыре раза. В омском Минприроды считают, что сброс воды в Иртыш может происходить через бесхозные ливневые стоки и коллекторы. По другой версии, причиной сбросов могут быть источники теплоснабжения.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска:

Незамерзающие промоины на Иртыше в черте Омска существуют не первый год (в отличие от ситуации на севере области, где в этом году переправа долгое время не может открыться ввиду сильного течения). Очевидно, что имеет место ситуация со сточными водами - и даже если бы это были простые стоки ливневой канализации, без очистки в любом случае они содержат множество загрязнителей, включая пескосоляную смесь, разъедающую все живое. Однако, видимо, речь идет о сбросах какого-то предприятия, и какого - как раз резонный вопрос и к надзорным органам, и к областному правительству.

К последнему, кстати, вдвойне - ведь, если принято решение о возобновлении строительства Красногорского гидроузла, в повестку дня нужно возвращать и вопрос строительства нового канализационного коллектора, без которого гидроузел просто не сможет эксплуатироваться, а это еще несколько миллиардов рублей расходов и без того тощего областного бюджета. Но нет худа без добра - если данный вопрос будет решаться, у городских властей появится уникальный шанс решить проблему ливневой канализации, без которой уже очень скоро Омск начнет буквально проваливаться под землю.

 

Шестеренки сенаторской рокировки начали вращаться

На заседании президиума регионального политического совета (РПС) «Единой России» 25 января решалась судьба вакантного мандата, освободившегося после сложения полномочий Валерия Бойко. Теперь уже бывший депутат стал первым заместителем председателя правительства Омской области. Как и ожидалось, теплое место уготовили экс-губернатору Виктору Назарову, очевидно – с последующей перспективой перехода в Совет Федерации. Нынешний сенатор от ЗС Сергей Попов, как сообщают инсайдеры, может войти в совет директоров одной из дочерних структур «Роскосмоса». Возможно, сенатор станет членом совета директоров Центра им. Хруничева, куда входит омское производственное объединение «Полет».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска:

Возникает непростой вопрос – кому достанется вновь освободившийся мандат после запланированного перехода Назарова в верхнюю палату парламента. Очевидно, что вернуть себе место попытается тот же клан, который «разменял» господина Бойко с его повышением. Формально в интересах данного клана - простая ротация и введение в ЗС кого-то, следующего по спискам, без проведения довыборов. Но новый пост Бойко уже сам по себе - достаточно веский ресурс. В связи с этим, скорее всего, может попробовать свои силы, проведя лично лояльного себе депутата, врио губернатора - после решения ситуации с мэром и накануне кампании по собственному избранию это был бы наиболее простой и наглядный способ отработать механизм региональной выборной кампании.

Перейти на полную версию сайта