Общественники, блогеры и независимые эксперты недоумевают по поводу стратегии в отношении транспорта, которой придерживается мэрия Омска. Своеобразным «последнем полем битвы» для общественников и транспортников (как частных, так и муниципальных) может стать рабочая группа при профильном комитете Омского городского Совета, возглавляемая депутатом Владимиром Казаниным.
Представители самых разных общественных сил указывают не некоторую иррациональность управленческих решений департамента транспорта мэрии.
Мэру Омска Оксане Фадиной клубок неразрешимых, кажется, противоречий транспортной политики достался «в наследство» от предыдущей администрации. Однако от выбранного курса дептранс отказываться не намерен.
Практически все спикеры, затрагивающие проблему городского транспорта, отмечают неэффективность городских муниципальных предприятий на фоне их коммерческих «аналогов», а также потребность в постоянных вливаниях из скудного городского бюджета в ПАТП.
Так, омский блогер Игорь Федоров пишет: «Ради чего или кого все это? Сколько еще придется вбухать из нищего бюджета миллиардов для поддержания умирающей, проедающей саму себя, проворовавшейся изнутри, абсолютно неэффективной системы муниципальных перевозок?»
Экс-председатель правления Омского союза перевозчиков, эксперт в области транспорта Андрей Федоров заявлял «Коммерческим вестям»: «Используя простейшие арифметические расчеты, можно прийти к выводу, что сведения, предоставленные департаментом транспорта города Омска в РЭК Омской области, заведомо неверны и ничтожны…»
Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян в своем письме в профильный комитет горсовета фактически ставит под сомнение достоверность логистического исследования, которое стало своеобразным экспертным «оправданием» политики дептранса.
Помимо Геворгяна, в профильном комитете в сложностях транспортной политики пытается разобраться и депутат, председатель общественной организации «Оплот» Олег Афанасьев.
По инициативе Олега Афанасьева были запрошены данные о затратах на внедрение новой маршрутной сети и источниках финансирования данных затрат. Интересовался депутат также и правомерностью отмены итогов прошлых конкурсов, социально-экономическими последствиями отмены частных маршрутов.
Из ответов мэрии следует, что только нужды на преодоление потребности на возмещение так называемой межтарифной разницы до конца 2018 года составят порядка 560 миллионов рублей. Это только те средства, которые понадобятся дептрансу для преодоления последствий, связанных с повышением РЭК Омской области тарифа на перевозки для ПАТП. При этом, по официальным комментариям РЭК Омской области, такое повышение тарифа связано с падением пассажиропотока ПАТП, то есть их неэффективностью.
Олег Афанасьев комментирует: «На фоне тех крох, которые мы выгребаем из пустого бюджета на школы, на ремонт межквартальных проездов, на уборку от наледи и снега, на все то, что люди пишут нам в наказах, эти 560 миллионов рублей – это очень большая проблема, на которой депутатам следует остановить свое и внимание и хорошо подумать, правильную ли политику проводит здесь администрация».
Депутат уточняет, что 560 млн рублей – это только часть затрат, опосредованных политикой мэрии в отношении общественного транспорта.
«Фактически я понимаю ситуацию таким образом, что дептранс «гнет» свою политику. То есть занимается несвойственной исполнителям функцией – принимает решения и за мэра города, и за горсовет. Кто за это будет отвечать в случае, если горсовет не утвердит такие расходы? А если утвердит – кто будет отвечать за провал этой политики, если все эти влитые сотни миллионов снова уйдут в песок? Ситуация, на самом деле странная – бюджет по инициативе дептранса должен понести вдвое больше расходов на организацию пассажирских перевозок, чем в прошлом году. И это при том что частные перевозчики, по сути, возят пассажиров в два раза дешевле, почему в очередной раз назревает передел рынка, кому это выгодно? Проще все эти деньги направить целевым образом на обновление автопарка муниципальных перевозчиков, не меняя при этом структуры рынка, не «проедая» эти средства. Кажется, в этой политике кто-то слишком обнаглел, ну или как минимум превысил свои полномочия…»
Заседание рабочей группы состоится 30 января. Олег Афанасьев предлагает потребовать у администрации города Омска оформленного обоснования – экономического, финансового - проводимой политики в отношении общественного транспорта, причины оттеснения частников, а также данные о том, что будет делать мэрия, если дополнительные расходы на транспорт не будут утверждены горсоветом.
Кроме того, депутат намерен предложить рабочей группе проект акта Омского городского Совета, рекомендующий администрации города согласовывать с муниципальным представительным органом установку и отмену маршрутов общественного транспорта.