В Центральном райсуде сегодня, 30 января, состоялось очередное заседание по уголовному делу бывшего первого замдиректора департамента имущественных отношений и бывшего главы минимущества Вадима Меренкова. Следствие полагает, что он не принял мер к повышению стоимости арендной платы «Омскводоканала», вследствие чего состояние сетей ухудшилось, а бюджет понес ущерб на 884 млн рублей.
Свидетель, бывший директор депимущества, а ныне зампред областного ДОСААФ Сергей Хорошилов, отвечал на вопросы сторон около трех часов. Он пояснил, что в описываемый период занимал должность замдиректора департамента, курировал вопросы аренды нежилых помещений, отдел рекламы, финансово-информационное управление.
По словам Хорошилова, идея пересмотреть порядок арендной платы для «Омскводоканала» возникла у директора депфинансов Инны Парыгиной и мэра Вячеслава Двораковского в связи с проверкой Контрольно-счетной палаты, которая указала, что в стоимости не учитывалась ежегодная инфляция. После этого Хорошилову поручили подготовить проект решения ОГС со следующими изменениями: если раньше «Омскводоканал» проводил работы по реконструкции сетей на 200 млн рублей, то с 2012 года компания должна была платить 400 млн «живых денег». Коммунальщики не согласились с решением горсовета, долго судились и выиграли процесс. Хорошилов пояснил, что департамент не мог самостоятельно увеличить плату, поскольку стоимость имущества превышала 4,5 млн рублей, и по закону нужно было решение горсовета.
- Это был самый сложный вопрос, когда, стоя на трибуне, нужно было аргументировать цифры. Один из объективных факторов – результаты проверки КСП, где с учетом объективных факторов должно было быть 400 млн, - пояснил Хорошилов.
Свидетель на вопрос сторон сообщил, что параметры инвестиционного соглашения с «Омскводоканалом», где был приведен перечень обязательных работ и определялось, на какую сумму, разрабатывал департамент экономической политики.
- Арендатор был вправе не согласиться с вами и расторгнуть договор аренды? Например, говорит – не тяну я эту аренду, не устраивает, - уточнил адвокат Андрей Мотовилов.
- Арендатор вправе расторгнуть договор, обратиться за защитой своих прав. Таких случаев множество было. Когда арендаторы уходили, помещение нужно было содержать и прибыль не поступала, - сообщил свидетель, отметив, что в описываемое время обсуждать вопрос повышения платы со стороны «Омскводоканала» приезжали некие «высокие лица.
Затем судья, прокурор Антон Рябуха и адвокат начали выяснять, кто же именно отвечал в депимуществе за договор аренды с «Омскводоканалом». В заседании Хорошилов заявил, что не может назвать определенного сотрудника, а на следствии, судя по зачитанным показаниям, назвал Меренкова.
– Здесь ошибочно говорится, что Меренков курировал управление муниципальной собственности. Возможно, я ошибся или следователь не так понял. Управление курировалось заместителем по муниципальной собственности, в данном случае <Виктором> Соболевым, - сообщил свидетель
– Получается, вы ложные показания дали? В одних вы говорите, что Меренков, в других - Соболев. Почему вы такие показания дали? Здесь ваша фраза стоит «с моих слов записано верно, мною прочитано». Почему вы подписываете такие документы? – поинтересовался судья.
– Возможно, в какой-то период времени Меренков контролировал. Но на постоянной основе Соболев. Возможно, я оговорился, - попытался оправдаться Хорошилов.
– То есть противоречия объяснить не можете? Вы указали в качестве единственного лица Меренкова.
– Потому что мне показали ксерокопию, документ об изменении в соглашении, там была подпись Меренкова. Я говорю – да, это его подпись.
– Не связано ли ваше указание Меренкова в показаниях с тем, что его защита указала вас как лицо, контактирующее с «Омскводоканалом»?
– Мне следователь сказал, что защитник так написал. Я ответил, что Вадим Александрович не мог так сказать, потому что структурно по-другому все действовало.
Далее гособвинитель поинтересовался, не согласовывал ли он свои показания перед процессом заранее с кем-либо.
– Нет не встречался и не обсуждал. Так-то мы все, бывшие работники, обсуждаем, как идет дело, в общей информативности. А чтобы какие-то позиции вырабатывались - я не встречался ни с адвокатом, ни с родственниками.
– А можете назвать фамилии?
– Булынко, Парадеева Светлана Николаевна. Поморгайло, кстати - в субботу хотел с ним встретиться, не встретился.
Вадим Меренков уточнил, показывали ли свидетелю «пресловутый» протокол, где он якобы дает показания против Хорошилова.
– Следователь сказал, что поступило ходатайство от защиты Меренкова, в котором указано, что вы подписывали документы и курировали вопрос по «Омскводоканалу». Я ответил, что это не так, и этот допрос на этом и был поставлен. Само ходатайство я не читал, - пояснил Хорошилов.
На следующем заседании планируется допросить представителя потерпевшей стороны – замдиректора департамента правового обеспечения и муниципальной службы мэрии Олега Баланова и исследовать доказательства защиты.
Отметим, упомянутая в допросе Светлана Парадеева (ранее - начальник финансово-информационного управления депимущества) и сама сейчас находится под судом – силовики считают, что она была замешана в аферах со взиманием взяток с арендаторов муниципального имущества. Поэтому ее интерес к ходу процесса над бывшим коллегой вполне объясним.