ИТОГИ НЕДЕЛИ: Городские чиновники нервируют пассажиров, областные перевозчики «на нерве» перед проверками, а главу региона спасают от «нервирующих» вопросов

Щедрые обещания Буркова

Врио губернатора Омской области Александр Бурков провел первую большую пресс-конференцию, приуроченную к 100 дням со дня назначения. Ранее он ограничивался встречей со СМИ в узком кругу участников. Каких-то больших сенсаций из уст главы региона не прозвучало, но ряд интересных заявлений и обещаний он сделал (подробнее см. материал «Топ-10 обещаний Александра Буркова»).

С точки зрения пиар-технологий, пресс-конференцию можно оценивать в целом на «четверку». С одной стороны, Александр Бурков был максимально открыт и даже искренен. С другой – явно был провален вопрос организации работы журналистов районных газет, да и вообще сферы сельской жизни. А ведь именно сельский электорат будет выступать решающим фактором меньше чем через два месяца. Но мало того: ведь и действительно острых вопросов по функционированию городского хозяйства также не было разобрано – ни транспортной реформы, ни капремонта и т.д.

Явно наблюдался перекос в сторону вопросов от «ветеранов информационных войн» и буквально забивших всех своими вопросами представителей «двенашки», откровенно пытавшихся таким нехитрым способом напомнить о ее существовании. А ведь и по сельчанам, и по важным городским вопросам было более чем достаточно и возможностей, и, учитывая многократные переносы, даже просто времени, чтобы подготовиться. Все это на фоне и так довольно беззлобного отношения к врио омских СМИ выглядело неумной и излишней перестраховкой организаторов на фоне, казалось, порой просто недоумевающего от происходящего Александра Буркова.

По большому счету, все ключевые темы прошли довольно нейтрально, даже сдача гидроузла под ответственность федералов в общероссийских СМИ никакой реакции не вызвала. Преобладали сообщения о текущей работе, личном привыкании к Омску, плавной кадровой политике, позитивных отношениях с федеральным центром (например, по льготной ипотеке). Из злободневного – довольно резкая оценка была дана региональной ситуации по использованию газа, что развивает косвенную критику «Газпрома». Ранее в официальных оценках преобладало мнение, что Омская область чуть ли не лидер по газификации, что, наверное, на фоне Красноярского края и не удивляет – теперь же врио губернатора достаточно жестко проходится по ситуации.

Выделим характерную реплику Буркова по поводу участия в выборах: врио объяснил активную поддержку пенсионеров тем, что они в первых рядах голосующих, чего не скажешь о молодежи. Похоже, выразился он не слишком удачно, но сказал по сути, не виляя. Со своей стороны, поддержал официальный курс на имитацию конкурентности на президентских выборах, которые в этот раз особо никто и не пытается «украшать цветочками». Особых ошибок и эпик-цитат, вроде назаровских «поздравить Единую Россию с победой на выборах президента США», точно не было, а оговориться любой может.

Если говорить о судьбе гидроузла подробнее, то Бурков на сто процентов прав: на средства бюджета Омской области не только достроить гидроузел, но и содержать его в порядке невозможно. Вероятно, для врио губернатора уже раскрылся масштаб абсурда вокруг данного циклопического сооружения, порождения полежаевской гигантомании. Выход из ситуации только один – создание комплексной межправительственной комиссии по рациональному использованию Иртыша, представляющую Россию, Казахстан и Китай, и принятие ею решений по комплексным проектам и распределению ресурсов реки.

Если по итогам работы будет ясно, что Омская область в обозримый период лишится нужного количества воды – нужен целый ряд мер, многие из которых (добыча воды артезианским способом и т.д.) по цене-качеству все равно выгоднее строительства плотины. Если же их потенциала не будет хватать – вот тогда уже перед руководством государства нужно ставить вопросы масштаба сооружения гидроузлов, но далеко не факт – что на месте Красногорского, проект которого крайне не удачен по целому ряду причин.

Остановился Бурков и еще на одном ключевом долгострое – аэропорте «Омск-Фёдоровка», где на 2 тыс. гектаров запланировано построить логистический центр и ведется поиск управляющей компании. В данном отношении все логично, действительно, аэропорт нужно выносить за городскую черту, не факт, что в Федоровку, но в городе самолеты садиться не должны, конечно. В последнее время ряд гражданских аэродромов (например, на Курилах) решением правительства совмещены с военными нуждами. Возможно, сейчас именно тот момент, когда можно поставить вопрос о подобном совмещенном использовании Омск-Северного. Но это потребует очень значительных затрат Минобороны, от которого и так все время ждут за бесценок его имущество. А в складывающихся условиях перспективного снижения оборонных затрат бюджета и обострения внешнеполитической обстановки ожидать от господина Шойгу подобных подарков, как минимум, наивно.

Не прошел стороной и навязший за много лет в зубах вопрос перевода ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 на газ. Здесь, пользуясь случаем, можно привести интервью экс-директора омского филиала «ТГК-11» Виктора Гаака, который подробно изложил ситуацию с точки зрения ныне действующей экономической модели омской энергетики. Радует в изложенной информации ее объективность и хотя бы указания в качестве источника энергии, пусть лишь для второй очереди ТЭЦ-6, не зольного экибастузского, а высокоэнергетического канско-ачинского угля.

Но даже в действующей модели на самом деле в изложении господина Гаака есть ряд противоречий. Так, чрезмерная зависимость от угля, например, в начале этого отопительного сезона в очередной раз чуть не привела энергетику Приморья к коллапсу. Конечно, Омская область находится с точки зрения закупки угля в гораздо более выгодной позиции, но и у нас в той же мере на тарифы действуют мировые цены на уголь, а они за год поднялись с 40 до 65 долларов США за тонну (и это не предел – в 2010 они порой превышали 80 долларов). Газ порой становится относительно выгоднее, чем сейчас, но скачки цен на все энергоносители, в целом, коррелируются.

Далее: действительно, ТЭЦ-5 сейчас «вырабатывает 55% всей электроэнергии» от собственной региональной генерации. Но экономика Прииртышья в любом случае остается энергодефицитной более, чем на 30%. И с обеспечением электроэнергией, как и с переводом на газ, наблюдаются те же технические проблемы (стоит вспомнить хотя бы про подстанцию «Восход» в Кормиловском районе).

Все это в целом можно обобщить следующим образом: безусловно, центральное теплоснабжение от больших ТЭЦ в большинстве случаев является самым технически правильным вариантом. Но ориентироваться только на него и ждать только новую ТЭЦ в качестве единственно возможного дополнительного источника внутрирегиональной электрогенерации – главная ошибка, которую совершают и омские руководители, и энергетики в течение десятилетий. У профессионалов это обычно вызывает только улыбку, но на самом деле успехи не только США и ЕС, но и развивающихся стран в использовании возобновляемых источников электроэнергии, подсказывают, что в Омской области нужно задействовать данный механизм.

Несмотря  на это, самые смелые планы по строительству в Омской области первой ветроэлектростанции предусматривают ее ввод в строй в лучшем случае к 2030 году, а идея использования солнечной энергии вообще, судя по всему, заброшена. Напомним, что еще в 2014 году в Омской области рассматривался вопрос о строительстве в трех южных районах солнечных электростанций мощностью 10-15 МВт каждая. Далее эти проекты были забыты, хотя первый объект должен был быть введен в строй еще в 2017 году, а себестоимость именно этого вида электроэнергии сегодня заметно падает. Все этого может казаться омским специалистам фантастикой, но ведь в находящейся в схожих природных условиях Бурятии в ноябре 2017 года уже запущена Бичурская СЭС стоимостью 1 млрд руб. и мощностью 10 МВт, а в целом по стране подобных проектов – десятки. Ситуация очень напоминает точку зрения глубоко уважаемого экс-директора ПО «Полет» Григория Мураховского о том, что «Космос – не для частных компаний», особенно любопытную не только на фоне последних действий SpaceX, но и многочисленных китайских частных (полугосударственных) космических стартапов, которые правительство КНР всемерно поддерживает.

 

Частных перевозчиков в области возьмут на цугундер

Громкий резонанс получила история 18-летней жительницы деревни 18 Партсъезд Омского района, Ангелины Паньчугиной. Девушка обморозила конечности, так как 24 января, в 35-градусный мороз, вынуждена была идти пешком восемь километров до своей деревни из-за отсутствия автобуса. От произвола частных перевозчиков страдает вся область – зачастую они попросту курсируют только там, где можно собрать деньги, а не там, где предусмотрено по договору. Так, ряд перевозчиков выиграл конкурсы на невыгодные направления в конце декабря прошлого года, но они ездят только до половины пути. Подобных нерадивых маршрутчиков Бурков, обращаясь к правоохранительным органам призвал строго наказывать, подчеркнув, что «халява кончилась».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Сейчас адекватной мерой контроля может быть только одна технология – использование ГЛОНАСС и создание соответствующего ситуационного центра (возможно, совместного с ГИБДД, МЧС и скорой помощью). Аналогичным образом, должны делаться выводы как по скорости выполнения вызова скорой помощью, так и соответствия графикам движения общественного транспорта – и там, и там невыполнение рейса или, в случае со скорой помощью, времени прибытия, должно вести к организационным выводам.

Учитывая прямое обращение по этой теме врио губернатора, стоит ожидать проверок частников. Вообще, правильно, чтобы ответственность не возлагалась на «стрелочников» – как в ситуации с заправкой газового баллона в Седельниково, так и в пассажирских перевозках.

 

Перевозчики выпутываются из новой маршрутной сети

Ожидаемо горячим оказался очередной раунд обсуждений новой маршрутной сети Омска, заботливо разработанной петербургскими специалистами. По заявлению дептранса, внедрение намечено на 17 августа. Всего в новой разметке предусмотрено 127 маршрутов, при этом 14 старых маршрутов планируют ликвидировать, также под ликвидацию попадают 22 недействующих. Нетронутыми останутся 68 работающих маршрутов. В апреле администрация города готовится провести конкурс по определению перевозчиков.

Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян в своем письме в профильный комитет горсовета фактически поставил под сомнение достоверность логистического исследования, которое стало своеобразным экспертным «оправданием» политики дептранса. Обращается внимание на затраты по установке новых остановочных павильонов и «карманов» – на это отведено всего 3 млн рублей, хотя с учетом разработки документации и самих работ только на одну остановку может понадобиться до 2 млн рублей.

Непонятными для перевозчиков остается и вовлечение таких магистралей как Маршала Жукова – и без того забитой транспортом, и Иртышской набережной, которая вряд ли может стать точкой притяжения для пассажиров.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

В целом, аргументы Владимира Геворгяна достаточно актуальны, но не всегда объективны. Что касается использования той же улицы Маршала Жукова – да, это приведет к ее большей загруженности, и стоимость остановок только на ней явно превысит 3 млн, но у трамваев пассажиропоток вряд ли будет сильно отобран – поскольку маршруты трамваев и маршрутных такси там имеют совершенно разные конечные. Наоборот, нужно вести речь о том, чтобы остановки трамваев и автобусов оборудовались для максимально удобных пересадок с одних на другие.

В принципе, новая маршрутная сеть была полностью опубликована еще в начале декабря. Тем не менее, до настоящего момента как такового обсуждения ее не было. Понятно, что департаменту транспорта любой ее объективный анализ и не нужен – напомним, что неоднократно обещанной экспертизы результатов работы специалистов из Северной столицы никто и не подумал обнародовать. Причины такой позиции очевидны – нынешняя «транспортная реформа» по сути никакой реформой и не является.

Стоит вспомнить, что действия Виктора Шрейдера 12 лет назад были продуманы, обеспечены ресурсами, публично обсуждались и анализировались, в них была заложена явная социальная направленность, а не желание всех растолкать с рынка любой ценой. Два простых примера: невзирая на явную низкую окупаемость, последовательно приобретались низкопольные автобусы и троллейбусы, а трамваи десятками переоборудовались под подъемники для инвалидных колясок. В настоящее время департамент трубит о своей социальной роли, но закупаются исключительно автобусы, в которые вообще никакая коляска не поместится. Возникает резонный вопрос: для чего вообще омичам «сохранять любой ценой» такой муниципальный транспорт?

Второй пример – в период массовых сокращений водителей ГАЗелей в 2006 году все задние стекла муниципальных автобусов были буквально завешаны объявлениями о приеме водителей. Естественно, за всеми разговорами о создании департаментом новых рабочих мест (хотя ясно, что они по большей части тоже являются «пылью в глаза»), никто ни этой, ни другой конкретной работы в данном направлении в городе не ведет. Не говоря уже о массе информации о том, что у ряда частников уже давно трудоустройство ведется с соцпакетом и в целом выгоднее, чем на муниципальных маршрутах.

Одним словом, действия дептранса в нынешней ситуации являются абсолютным примером нахрапистой монополизации рынка – очень хотелось бы, чтобы УФАС наконец-то осознал это и начал наконец-то соответствующее разбирательство. А, если он в упор этого не видит – может быть, прокуратуре стоило бы напомнить ему о его прямых обязанностях?

Что касается непосредственно даты 17 августа – она искусственная, но до 1 сентября – время массового наплыва студентов и школьников - от нее остается еще целых две недели на тестирование. Вопрос не в ней, а в том, что предложенная исследователями из Санкт-Петербурга схема так никакой «откатки» и глубокого общественного обсуждения и не получила, а «откатанные» десятилетиями с учетом изменений логистики маршрутчиками схемы движения режутся по живому (не говоря уже об «ответственности власти», в очередной раз досрочно меняющей правила игры и о том, что ни новый мэр, ни губернатор никакого внимания на это не обращают).

В итоге в любом случае удобство общественного транспорта для пассажиров, в среднем, упадет, а возросшее количество пересадок никакими муниципальными картами «оплаты с продолжением» не снимет нервное напряжение пассажиров.

Геворгян принципиально прав в одном – чем менее удобным будет общественный транспорт, тем больше на улицах будет частного – возможно, на первом этапе после ухода большинства маршруток на улицах и станет более просторно, но уже через год-два их захлестнет резко выросшее количество личного автотранспорта. Иногда вообще складывается ощущение, что департамент транспорта последовательно лоббирует в Омске интересы автодилеров.

Перейти на полную версию сайта