<b>По данным экологов, в ближайшее время через Транссибирскую магистраль начнутся регулярные перевозки отработанного ядерного топлива. Согласно программе «Росатома», до 2025 года в Красноярский край для захоронения ежемесячно будут прибывать по три эшелона с радиоактивными отходами. Экологи утверждают, что при аварии на железной дороге ситуация может развиваться по чернобыльскому варианту. </b>
<br />
<br />
Как сообщила российская экологическая группа «Экозащита», в ближайшее время через Омск пройдет первый поезд с ядерными отходами Ленинградской АЭС. «Росатом» планирует с этого года начать масштабный вывоз ядерных отходов со всей России в закрытый город Красноярск-26 с целью захоронения в местном ядерном могильнике. По планам «Росатома», до 2025 года в Красноярский край переместят 22 тыс. тонн отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Это означает, что каждые два месяца в Красноярск-26 будут прибывать три эшелона с ядерными отходами, всего около 300 транспортировок.
<br />
<br />
Сопредседатель <a href="http://echo.msk.ru/blog/ecodefense/849564-echo/ &laquo; target=&raquo;_blank" >«Экозащиты» Владимир Сливяк</a> считает, что «такие транспортировки представляют риск для более чем 15 российских городов, среди которых могут оказаться Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Самара, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и так далее».
<br />
<br />
Учитывая общественный резонанс, корпорация «Росатом» держит в тайне дату отправления первой партии ОЯТ, так же, как и точный маршрут следования «радиоактивных» поездов. Владимир Сливяк утверждает, что для транспортировки будут использоваться наиболее крупные железнодорожные ветки, в частности Транссибирская магистраль, которая проходит через Омск. По мнению экологов, только на крупных железнодорожных ветках возможно обеспечить дополнительные меры безопасности при перевозке чрезвычайно тяжелых составов.
<br />
<br />
<i>«ОЯТ – наиболее опасный вид высокорадиоактивных отходов из тех, что производятся на АЭС. Значительная часть ОЯТ, которое будет перемещено под Красноярск, – с реакторов РБМК (так называемого чернобыльского типа). Ядерные транспортировки — это, с одной стороны, повышенный риск для населения и особенно сотрудников железных дорог, которые могут оказаться вблизи составов с высоким уровнем радиации. Предупреждать в таких случаях людей об опасности в России не принято. Как всегда, авось обойдется. (Все 300 раз). Кроме того, существует риск радиоактивного заражения в случае возможных аварий, которые могут произойти из-за плохого качества железных дорог либо вследствие действий злоумышленников», – пишет в своем блоге Владимир Сливяк. </i>
<br />
<br />
Омские экологи также считают, что регулярные железнодорожные ядерные перевозки представляют опасность для всех жителей города.
<br />
<br />
<i>«Перевозить ядерные отходы через всю страну категорически нельзя. Это очень рискованный процесс: любая ошибка, человеческий фактор могут привести к непоправимым последствиям. Та прибыль, которую получит страна от захоронения собственных и иностранных отходов, не оправдывает огромного риска. А главное – никто не будет сообщать населению о том, что опасные грузы будут проходить через область. Такая информация если и будет распространяться, то по секретным информационным каналам. Более того, если случится авария, мы повторим судьбу населения Чернобыля. Власти оповестят население только через какое-то время, когда тысячи людей уже непоправимо пострадают», – поделился мнением председатель некоммерческого партнерства «Экологический комитет» Сергей Костарев. </i>
<br />