20:06, 03 декабря 2013Экспертный клуб3426
В начале ноября в связи с нехваткой денег омские власти исключили из проекта городского бюджета на 2014 год субсидии муниципальным перевозчикам. Эти затраты должны были компенсировать разницу между экономически обоснованным тарифом на проезд (устанавливается РЭК Омской области) и ценой билета для пассажиров. Чтобы обеспечить бесперебойную работу муниципального транспорта, власти заговорили о необходимости резкого повышения стоимости проезда для рядовых омичей. По замыслам чиновников, цена билета должна была сравняться с экономически обоснованным тарифом, который в ближайшее время может достигнуть 23-25 рублей за одну поездку. В транспортной отрасли сложилась без преувеличения кризисная ситуация, угрожающая социальными волнениями.
Не найдя собственных резервов, мэр Омска Вячеслав Двораковский обратился в правительство Омской области с просьбой выделить субсидии ПАТП из регионального бюджета. Факт этого обращения тщательно скрывался от прессы, однако 13 ноября в эфире телепрограммы «Диалог с губернатором» на «12 канале» Виктор Назаров выступил с громким заявлением.
На заготовленный вопрос журналиста о повышении стоимости проезда он ответил, что РЭК не нашла и, вероятно, уже не найдет экономических оснований для повышения тарифа.
«Поэтому я хочу вам всем сказать, ответственно заявить, что повышения тарифов не будет за проезд»,- сказал губернатор, дважды отметив, что стоимость проезда не возрастет.
Этим заявлением губернатор возложил на себя персональную ответственность за решение острой социальной проблемы. При этом у наблюдателей возникли сомнения, что Виктор Назаров представляет себе истинный масштаб «транспортного бедствия» и видит конкретные пути выхода из ситуации.
Тем временем компания «Газпром нефть» открыла продажу в регионе зимнего дизеля. Стоимость топлива, на котором в основном и работает пассажирский транспорт в Омске, возросла на 12% до 34,5 рубля за литр.
Фракция коммунистов в Заксобрании попросила первого вице-губернатора Вячеслава Синюгина объяснить причины резкого роста цен на моторное топливо и рассказать о мерах, предпринимаемых правительством. Синюгин 28 ноября выступил с докладом в Заксобрании и заявил, что за день до этого – 27 ноября, губернатор Назаров направил в «Газпром нефть» (ГПН) письмо с предложением принять меры по стабилизации цен и рассмотреть вопрос применения скидок для потребителей социально значимого характера, «прежде всего предприятий городского муниципального транспорта». Областные чиновники, вероятно, рассматривали скидку на топливо для ПАТП как одну из мер по сдерживанию роста тарифа.
Известно, что монополисты не любят отступать с завоеванных ими ценовых позиций и, видимо, поэтому в ГПН отреагировали на просьбы Виктора Назарова без особого энтузиазма.
«Компания рассмотрит обращение правительства Омской области. «Газпром нефть» и ее дочерние розничные предприятия предпринимают значительные усилия по сдерживанию роста цен на АЗС. Розничная реализация зимнего дизельного топлива ведется с минимальной рентабельностью», – сообщили «СуперОмску» в пресс-службе ГПН.
Таким образом, губернатор взял на себя персональную ответственность за одну из самых острых социальных проблем городского хозяйства и пытается решить ее способами, которые могут привести его к конфликту с покровителями Омской области. С другой стороны, неисполнение губернатором своего публичного обещания по сдерживанию роста цен на проезд повлечет за собой утрату доверия к Виктору Назарову со стороны населения. «СуперОмск» совместно с экспертами попытался найти ответ на вопрос: «Кто подставил Виктора Назарова?».
Версия 1. Промахи пиара
Мэрия Омска сделала все возможное, чтобы к решению транспортной проблемы подключились руководители Омской области. Сделано это было в том числе из желания муниципальных чиновников снять с себя часть ответственности за непопулярное кризисное решение. Вместо того, чтобы устранить фигуру губернатора от заведомо проигрышной темы, пиар-служба Назарова посоветовала ему полностью переложить на себя ответственность за судьбу муниципального транспорта. Популистское заявление на «Диалоге с губернатором» связало Назарова обещанием перед жителями. Плохо подготовленный к эфиру губернатор фактически спутал в своей речи два понятия: тариф РЭК и цену проезда для пассажиров. Его слова о заморозке экономически обоснованного тарифа прозвучали как обещание не поднимать цену на билеты.
Теперь, чтобы выполнить свое обязательство и оставить стоимость проезда на уровне 16 рублей, губернатору придется не только заблокировать повышение экономически обоснованного тарифа (что крайне сложно из-за инфляции и роста цен на ГСМ), но и найти деньги на субсидии (по данным мэра, – минимум 340 млн рублей).
Кроме того, назаровские пропагандисты позволили Вячеславу Синюгину преждевременно объявить о факте переговоров между губернатором и нефтяной компанией. Хотя стоило бы дождаться окончания переговоров и в случае их положительного исхода преподнести результаты как достижение обеих сторон.
Мнение эксперта
Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор
«В предыдущий период губернатору не было необходимости, нарушая иерархию, вмешиваться в муниципальную тему повышения стоимости проезда. Сейчас назрела очень серьезная ситуация. Рост стоимости проезда сильно ударит по карману омичей, которые не способны его потянуть из-за низкого уровня доходов, при этом повышение стоимости проезда экономически напрашивается.
В данной ситуации нужно было принимать именно политическое решение, и губернатору ничего не оставалось, кроме как взять это решение, эту ответственность на себя. Мы наблюдаем в губернаторе рождение политика, то, чего раньше в нем не было. Я не считаю, что заявление на «Диалоге с губернатором» носит некомпетентный характер, я считаю, что это заявление продуманное. Назвать это популизмом можно только в случае, если губернатор ничего не сможет сделать».
Версия 2. Борьба группировок
Обнародовав факт переговоров с ГПН еще до их завершения, Назаров во второй раз после «бензинового рубля» на «Авангард» поставил своего стратегического партнера в неудобное положение. Пойдя на встречу просьбам омского губернатора и продемонстрировав слабость перед административным давлением, «Газпром нефть» рискует понести значительные имиджевые потери в глазах экономической и политической элиты. Отказ со стороны госкомпании поддержать в трудный период социально значимую отрасль приведет, во-первых, к еще большим издержкам, давая повод для обвинений в «антисоциальном характере бизнеса». Во-вторых, компания продемонстрирует пренебрежение «своим человеком».
Самое интересное, что даже получение скидки на дизтопливо не поможет заморозить тариф. Муниципальные ПАТП уже имеют 7%-ю скидку на дизель, а расходы на топливо в общей структуре тарифа составляют около 30%. Чтобы заблокировать повышение тарифа, ГПН должна предоставить перевозчикам очень крупный дисконт, на что компания вряд ли пойдет.
Учитывая, что факт переговоров с ГПН обнародовал выходец из структур «Сбербанка» Вячеслав Синюгин, можно предположить, что именно «грефовская» группировка подталкивает Назарова к конфликту с его покровителями, чтобы усилить свое влияние на первое лицо региона.
Мнение эксперта
Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор
«Обнародование этого письма – правильный шаг Назарова как политика. Нужно показывать, что идет поиск ресурсов, некий диалог, что заявление губернатора о сохранении прежней стоимости проезда не является популизмом. Согласно нашим исследованиям, сейчас у населения четко выраженный запрос не на губернатора- бизнесмена, не на губернатора- хозяйственника, а именно на губернатора – политика, который умеет привлекать инвестиции и договариваться» .
Версия 3. Происки коммунистов
Коммунисты пытаются обострить отношения Назарова и ГПН и при этом показать бессилие губернатора перед своим покровителем. Борьба с ростом тарифов – ключевая агитационная тема коммунистов, которые в очередной раз пытаются аккумулировать недовольное население под своими знаменами. Инициировав доклад Синюгина, фракция КПРФ поднимает сразу две протестные темы: рост цен на ГСМ и рост стоимости проезда. При любом исходе переговоров коммунисты выставляют себя защитниками интересов омичей. В этой ситуации подчиненные Назарова пошли на поводу у коммунистов, поставив губернатора в невыгодное положение.
Мнение эксперта
Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор
«КПРФ в Омской области свои позиции потеряла, поэтому я бы не преувеличивала роль коммунистов в этой ситуации. Они выполняют ручную роль, играют в оппозицию, на самом деле такой оппозицией не являясь. Необходимость обнародования этого письма – это мелкие вещи квазиполитического характера, которые, к сожалению, не влияют на политический расклад в регионе».
Версия 4. Простая неорганизованность
Областному правительству не хватает системной работы. Подчиненные Назарова решают свои насущные проблемы (будь то пиар или отчет перед Заксобранием), прикрываясь его именем и не задумываясь о долговременных последствиях. В итоге губернатор оказывается ответственным за повышение проезда, а его подчиненные не знают, как комплексно разрешить эту проблему. По данным «СуперОмска», кабинет министров до сих пор консультируется с мэрией и затягивает принятие окончательного решения ситуации с тарифом.
Мнение эксперта
Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор
«Я в некоторой степени согласна с этой версией. У нас нет системы управления регионом, в которой каждый винтик стоит на своем месте. Проблема здесь в неэффективной кадровой политике и несработанности команды губернатора. Действительно, они часто решают сиюминутные задачи, не мысля стратегически, на перспективу. Что касается заявления губернатора и письма в ГПН, я склонна считать, что это именно политическое решение, которое было оговорено и спланировано».
Версия 5. Пиар-акция Назарова
Взяв на себя персональную ответственность за решение транспортной проблемы и смело заявляя о требованиях к ГПН снизить стоимость топлива, губернатор уверен в положительном исходе дела. ГПН выделяет крупную скидку и губернатор оказывается спасителем городского транспорта, что совсем не помешает его имиджу накануне нового избирательного цикла. В таком случае, правда, цена пиара губернатора для нефтяной корпорации слишком высока как в финансовом, так и в имиджевом плане.
Мнение эксперта
Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор
«Если ГПН положительно отреагирует на это письмо - это укрепит позиции Назарова. Если даже имидж Назарова дорого обойдется «Газпрому» – это проблема «Газпрома» и плюс Назарову. Значит, в него верят как в политика и готовы вкладывать в него. Тем самым «Газпром» нам подтвердит, что у Назарова очень стабильное положение и перспективное политическое будущее. Нам, как жителям региона, здесь останется только радоваться» .
Резюме эксперта:
Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор
«Сказав, что стоимость проезда не возрастет, губернатор сделал очень сильное заявление и сейчас может его только выполнять. Заниматься лоббированием перед ГПН, перед другими структурами, чтобы экономически решить эту проблему и тем самым довести свое политическое решение до конца.
Это будет сложно, но если губернатор найдет ресурсы и преодолеет все сложности, это действительно укрепит его репутацию и перекроет прежние имидживые потери. Сделав заявление популистским, он нанесет серьезный вред своей репутации. Ему сейчас отступать некуда – если он сейчас отступит, то разочарование населения будет еще более кризисным. Представители омского сообщества готовы дать ему еще полтора – два года, считая, что потенциал у Назарова как политика еще есть. Если на этом узловом решении он сейчас потерпит крах, думаю, этот срок снизится до нуля».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Экспертный клуб»Читать все новости Омска
Стали известны предварительные тарифы на перевозку пассажиров в электричках в Омской области
21 декабря 2024 20:06
1824
Хоценко и Долматов сообщили об открытии школы в Омском районе после капремонта
21 декабря 2024 13:21
2225
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!