Криптовалюты

Доллар - 92,50

Евро - 98,91

Тенге - 0,20

Интервью7232

Экс-глава Знаменского района Василий Дюборев: «Между домом для учителей и нарушениями выбираешь дом»

Экс-глава Знаменского района Василий Дюборев: «Между домом для учителей и нарушениями выбираешь дом»

В омских режимных учреждениях перебывали бывшие депутаты, вице-губернаторы, министры, бизнесмены, а если прибавить их родственников, сотрудников ФСИН с семьями, прокуратуру, адвокатуру, следователей и судейский корпус — выйдет, что едва ли не половина населения Омска так или иначе причастна к заведениям за колючей проволокой. 

Пока одни фигуранты масштабных дел садятся в тюрьму, другие высокопоставленные сидельцы уже ее покидают, а третьим только прочат арест и наряд от Александра Бастрыкина, тюрьма остается под прицелом внимания СМИ и общества. 

Приговор суда и тюремный срок в ГУЛАГе, советской системе лагерей принудительного труда, вдохновил писателя Александра Солженицына на создание самого известного литературного произведения о жизни внутри лагерей. На сегодняшний день от советских времен российская уголовно-исполнительная система унаследовала только географию расположения мест принудительного содержания и военный менталитет. И если когда-то попадание в тюремный острог означало злоключения, то теперь иногда это тот самый редкий случай, когда исправительная колония дает обществу полезную личность, при условии, конечно, что сам осужденный этого хочет – есть очевидные социальные лифты, такие как доступ заключенных к современному образованию, обучение востребованным профессиям, военная дисциплина,   высокие стандарты санитарии и гигиены. 

Ставшая на несколько лет домом для экс-чиновников Ильи Дубина, Михаила Тюфягина, Валерия Усатова колония строгого режима № 6 для впервые осужденных стала местом отбывания наказания и Василия Дюборева. 

Для бывших силовиков есть отдельные «зоны», но специальных колоний для чиновников нет, поэтому можно провести параллель между тем, меняют ли тюремные стены тех, кто попал в них по приговору суда. Зачастую, когда в камеру попадает представитель криминалитета, он ищет сочувствия, пишет, как тяжело ему в тюрьме, что он не виноват и его надо немедленно выпустить, играя жертву репрессий и сбивая с толку романтично настроенных журналистов и правозащитников. Герой нашего очередного интервью из-за решетки не потерял ни грамма былого обаяния, харизмы и доброго отношения к людям, которое отражается во взгляде, улыбке, в приветливой интонации. Общаясь с ним, не видишь лагерной бирки, не слышишь грохота дверей дежурной части, не вздрагиваешь, когда тишину в колонии лишь сотрясает звук громкоговорителя. 

Вчера – один из глав сельских районов, сегодня – арестант одной из лучших омских колоний, Василий Дюборев считался одним из самых опытных региональных хозяйственников с весомым управленческим опытом. Стартовав с позиции директора СПХ, он как локомотив ввел Знаменский район на первые места регионального рейтинга, а себя за решетку

- Василий Иванович, первый вопрос – риторический. Легко ли главе муниципального образования угодить за решетку?

- Да, острых моментов очень много. Например, главе районе приносят на подпись документ, который если не будет подписан, не будет построен дом для учителей, а подписанный документ означает, что глава района подписал его с нарушениями. Между домом для учителей и нарушениями выбираешь дом, потому что в глаза учителям потом смотреть просто не сможешь. И таких моментов было немало. Поэтому не рвутся уже так на эту должность. 

- Василий Иванович, почему Вы приняли решение возглавить Знаменский район?

- Главой района я проработал всего 5 лет, но пошел на эту непростую должность только потому, что позвали земляки, а так отработал 23 года директором средней школы, некоторое время совмещал эту должность с работой председателем СПК, но так кардинально менять свою жизнь не хотел. Школа была образцовая на уровне области, с образцовым цветником, своими традициями, коллективом, и работа приносила удовольствие, да и всегда я считал педагогику своим призванием.

В 2000 году на сходе граждан в сельском клубе мне предложили возглавить еще и СПК (Ред. – сельскохозяйственный производственный кооператив), находившийся в упадочном состоянии, всего 111 голов коров с телятами. Сначала я отказался и потом только в 2003 году согласился. Я начал работать над развитием СПК, и деревня из 120 домов, в которой я жил, оживилась, мы проводили в деревне Авяк праздники, проводы зимы, праздники районного масштаба, куда съезжался весь район.

Через некоторое время жители соседней деревни также попросили меня присоединить и их сельскохозяйственный производственный кооператив. Сначала я посоветовался со своим коллективом, согласился, и через 2 года на подведении итогов в 2005 году, когда подводились итоги работы по хозяйствам, наше СПК «Соловьевское» среди 6 районов северной зоны Омской области заняло на 1 место. Мы посеяли 600 гектаров льна, как сельскохозяйственной культуры, которая хорошо растет на севере. Из Тобольска была привезена линия переработки льна и мы получали уже волокно. Кроме этого, ежегодно сеяли более 2000 гектаров зерновых культур, занялись коневодством и свиноводством. Когда об успехах моего хозяйства стало известно всему Знаменскому району, причем и школа моя оставалась на передовых позициях, мне стали жители говорить, что мне пора взять ответственность и за район. Желания стать главой Знаменского района никогда и не было как такового, мне было на тот момент 62 года, моя жена была категорически против.

- А секретом такого, если можно так назвать, «аграрного прорыва» можете поделиться?

- Нет каких-то особых секретов, просто нужно создать необходимые условия для развития села, для разумного хозяйствования и окружить себя порядочными и компетентными людьми. С ностальгией вспоминаю советское время, когда на место каждого руководителя были уже заточены образованные и компетентные кадры. Моим подъемом я и обязан стандартам партийной школы советского времени и тем, что всегда вникал в проблемы людей, просто хорошо запомнил парня, работавшего на тракторе, которому в День военно-морского флота я купил тельняшку в магазине и подарил во время обеда в поле, человек был до слез растроган, хотя это такая мелочь. Сейчас это называется мотивацией, тимбилдингом, но все гораздо проще – если быть неравнодушным к проблемам своего коллектива, когда каждый работник знает, что может прийти за помощью и советом, эти люди будут работать с гораздо большей отдачей. 

- Почему кто-то добивается для своего района какого-то дополнительного финансирования, а кто-то нет?

- У меня всегда все как-то легко и само собой получалось. Просто вспомнил, как последний раз приезжал к Рите Францевне Фоминой, поговорили, попили чаю, и потом я прощаюсь, а она меня спрашивает: «А что, ты просто так приходил?», на что я ответил: «Так у тебя же все равно денег нет». Она рассмеялась, и так я выпросил новый школьный автобус. Когда меня вызывали на совещание к Губернатору, до совещания я обязательно договаривался о встрече с руководителями не менее пяти министерств и у всех обязательно что-то выпрашивал для района. Всегда ездил к министру образования Прозоровой, всегда ехал к министру финансов Фоминой, и у меня всегда был список, что нужно школам, району, поселениям. И я просил, просил, просил. Глава не может сидеть в кабинете же просто. Как мне казалось, руководство области больше будет ценить тех глав районов, которые всему придают какой-то смысл. Вот, например, стелы с названиями районов при выезде. Вы, Светлана, знаете, от чего Знаменский район получил такое название? От иконы Божьей матери «Знамение». И мы поставили не просто стелу, чтобы там сделали по разу селфи и забыли, а по центру сделали икону и пригласили весь район, когда освящали ее. 

- А вообще есть ли дружба среди чиновников?

- Зачастую в политике друзей нет, а есть лишь интересы, аппаратные союзы и альянсы политических групп. Но в мой день рождения в январе ко мне домой пришли от 21 главы района телеграммы и открытки. Ко мне люди всегда как-то тянулись, я когда стал главой района, старше меня был только Владимир Сусленко, глава Исилькульского района, но главы тянулись ко мне. Сложно сказать почему, наверное, потому, что я никогда ни с кем не ругался. Помню хорошо, что когда был еще главой района и мы приехали на Совет глав под председательством Виктора Назарова, я узнал случайно, что освободился экс-глава Черлакского района Василий Яцковский, он, кажется, тоже в этой колонии отбывал наказание. Я тогда всех глав собрал и предложил скинуться по 1000 рублей, отдать главе Нововаршавского района, который от него в 7 километрах и просто по-человечески от нас передать. Мы собрали деньги, он мне звонил потом благодарил, сказал, что думал, что забыт всеми был. Поэтому те, кто умеет дружить, у них и будут рядом в трудную минуту хорошие друзья.

- Василий Иванович, к местным властям жители не всегда относятся с теплотой. Вас называют «народным главой», которого выбрал и всячески поддерживал народ. В чем секрет народной любви? 

- Проблемы конкретного человека и конкретных территорий решаются здесь, на местах, и никто этих вопросов лучше нас не знает. Сам вырос в селе и знаю, что сельские жители тонко чувствуют фальшь, поэтому нужно быть искренним, понятным и близким подавляющему большинству людей. Важно также заслужить доверие молодого поколения, чтобы они видели, что они нужны, востребованы и связывали своебудущее с местом, где они родились и выросли.

Для населения любого региона, района, поселения всегда в приоритете вопросы местного значения, которые должно и может решать местное самоуправление в интересах людей. Необходимые направления – водоснабжение, освещение, благоустройство, образование и другие – всегда будут поддерживаться в поселениях, но ничего не может заменить человеку признание важности его вклада, вклада его семьи в развитие района. Это чествование людей исконно сельских профессий, это и чествование семейных династий, которые играют цементирующую роль в развитии района. И как я считаю, главная причина нелюбви к чиновникам – это так называемые «отписки», жернова всеобщего чиновничьего безразличия, потому что человек обращается за помощью и казенные строки его отталкивают, поэтому я всегда обращал на это внимание. Если вопрос касался не моих полномочий, а был подведомственным области, я иногда даже не просто направлял ответ, а приглашал человека на прием, объяснял, к примеру, что бюджет не самодостаточен, финансовых возможностей едва хватает на защищенные статьи, но вместе с этим говорил, что мною как главой было сделано или будет сделано по этому вопросу. Если говорить о поселении, то к каждому своему приезду решал какую-то проблему, будь то шифер для крыши или новый музыкальный центр для клуба. Когда с душой относишься к работе, то все получается. Если человек не любит людей, то ему нечего делать на руководящей работе. 

- Что Вами было сделано самое первое после вступления в должность главы?

- Вообще ставил цель создать необходимые условия для развития района, для разумного хозяйствования. Но с большим удовольствием занимался строительством школы, которую до этого не могли достроить за 11 лет. Сразу после того, как меня выбрали, я сразу записался на прием к губернатору Полежаеву просить деньги и помню хорошо, что он спросил, где он меня видел, на что я ответил, что за 23 года, пока я был директором школы, 12 раз, через год, ведь каждый год было нельзя, награждали, а за развитие СПК подарили машину. Так на строительство школы Знаменскому району было выделено 300 миллионов рублей. Через год после того, как школа была построена, она была признана лучшей в Сибирском федеральном округе.

- Можете выделить кого-то из чиновников, руководителей, кто был для Вас примером?

- Это Виктор Филиппович Шрейдер и Леонид Константинович Полежаев. То время, когда они стояли у руля Омской области, когда еще не было того противостояния, как я считаю, было расцветом не только омской экономики, культуры, но и общественно-политической стабильности. У каждого их них было свое видение стратегии развития города, области, поддержка населения и они умели привлечь как бюджетные деньги, так и средства инвесторов. Виктор Филиппович Шрейдер заслуженно в свое время был признан лучшим мэром России. Налицо была внятная прозрачная политика и железная воля при ее реализации. И Полежаев был губернатором очень мощным, с ним по некоторым вопросам московские власти советовались. Когда была реформа ЖКХ в нашей стране, именно в Омской области разрабатывались некоторые положения.

- А мечта у Вас была в детстве?

- Да, стать баянистом. Я учился и был этому рад, выступал на смотре-конкурсе деревни.

- Почему так сложно найти желающих возглавить сельские поселения?

- Потому что зарплата в то время, когда я работал, составляла максимум 17 тысяч рублей, да и вся она уходила на штрафы. Ферма не огорожена – штраф, теленок подошел к водоему – штраф, так вся зарплата уходит на штрафы.

- Почему молодежь уезжает из Омска? 

- Потому что нет работы, а жить хочется сегодня. Раньше в Омске было 20 заводов, все из которых сейчас закрыты. Да и Омск раньше был закрытым городом, куда даже нельзя было просто прописаться, потому что здесь дислоцировалась оборонная промышленность.

- Сегодня «модной» стала идея объединения городов и районов в целях оптимизации бюджетных расходов. Может ли Тюмень или Новосибирск «вытянуть» омский бюджет из кризиса? 

- Давайте просто посчитаем стоимость объединения двух городов, и все станет понятно. Как итог, такие решения могут привести к тому, что власть станет дальше от людей, ведь если здесь омский мэр, губернатор, министры на виду, они работают рядом с нами, то при объединении двух городов, проблемы одного из городов, который находится на значительно большем расстоянии, будут неизбежно менее значимы. 

- Как Вы думаете, где человек ближе к Богу, здесь или на свободе?

Это все зависит от человека, не могу говорить за всех. Я могу сказать, что в тюрьме люди чаще обращаются к Богу, как и после каких-то жизненных потрясений. Даже в советское время ни один умный коммунист, каких бы радикально атеистических ценностей не придерживался, никогда не ругал церковь. И кстати, получилось так, что батюшка, окормляющий наш храм – мой земляк из Знаменского района.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все свежие новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!