Президент России Владимир Путин, победивший на выборах 18 марта, после оглашения Центризбиркомом официальных итогов кампании обратился к нации. В своем выступлении глава государства заострил внимание на внутренних проблемах и необходимости совершить серьезный прорыв. Но, как отметил Путин, абсолютно безответственно было бы обещать немедленные изменения: это было бы красивым показным жестом, рассчитанным на краткосрочный сиюминутный эффект, вместо чего «нужны последовательные, глубокие перемены, продуманные шаги, которые будут приносить устойчивый позитивный эффект и сегодня, и в перспективе».
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Есть несколько причин появления такого формата. Прежде всего, это может быть обусловлено окончательными результатами выборов, которые оказались даже лучше, чем прогнозировалось. Напомним, что даже в таких «отстающих» по результатам голосования регионах, как Омская область, отмечен существенный рост числа голосов за действующего президента. Далее: данное обращение является персонифицированным, и, хотя оно не слишком конвертируемо в интернет-формат, его все равно посмотрела аудитория, явно большая, чем у репортажа с ночного празднования победы на площади.
По содержанию обращения – да, явно дан сигнал о том, что, во-первых, будут выполнены все тезисы послания, а не только его военно-техническая часть. А они являются куда более затратными для экономики и всей вертикали власти. Социальный блок послания, который несколько потускнел после эффектной презентации новых военных технологий, на деле куда более масштабен и амбициозен, чем те же, например, «майские указы», изданные по итогам выборов президента в 2012 году. Впрочем, хотя «майские» в целом выполнить почти удалось, но это стоило регионам очень больших усилий. Что уже говорить о еще более дорогостоящих задачах: очевидно, что одни регионы их уже не вытянут, да и возглавляют их все чаще технократы, персонально подобранные либо самим Путиным, либо «воспитанные» на тренингах «методологов» господина Кириенко. Этих назначенцев уже просто нет смысла лишать собственной бюджетной базы, как старых добрых «тяжеловесов из 90-х».
Следовательно, «раскошелиться» на выполнение новых амбициозных задач придется наиболее зажиточным слоям населения (вспомним, что глава государства обещал «подумать» над введением прогрессивного налогообложения) и олигархам. Не случайно даже наиболее «лояльные» из последних в последнее время все чаще оказываются под ударом и начинают искать «виды на жительство» в ЕС, но и там для них после вспышки бешенства британских властей по «делу Скрипаля» – «выжженная земля», ведь мало кто из финансовых эмигрантов сможет доказать законность своих авуаров.
Символично и то, что обращение сделано не только сразу после победы, но и буквально за несколько дней до 18-й годовщины первого избрания Путина главой страны. При этом он демонстрирует неплохую форму, ставит задачи по социальной, экономической, военно-технической модернизации страны – и делает это в прямом и личном обращении к любому гражданину, который хочет выслушать его, включив телевизор либо зайдя на «Ютуб». В этой связи следует ожидать даже не только переориентации в ходе последнего срока Владимира Путина с внешней политики на внутреннюю – едва ли во внешней будут сданы какие-либо значимые рубежи. Но и ресурсы для усиления экспансии здесь тоже уже явно исчерпаны. Не случайно в последние месяцы Россия явно все сильнее выходит из фокуса мировой схватки, в котором все в большей степени находятся торговые войны главных геополитических спарринг-партнеров – США и Китая. И «операция «Преемник» явно будет проводиться на фоне усиления социальной политики и экономических реформ в не меньшей степени, чем в условиях внешнеполитической борьбы.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
В данной связи прежде всего приходит в голову многолетний опыт самой родной господину Буркову Свердловской области, где такой клуб, действительно, долго и успешно работал. По внутреннему наполнению это, конечно, лоббистский «клуб по интересам», но по PR-логикам – методика встраивания «заботы» о населении в «вертикаль власти». Понятно, что одних сенаторов для этого мало. Необходимо создание системы, начиная от районных и городского совета, через Заксобрание и аппарат губернатора, с выходом на Госдуму и Совет Федерации.
Пока такие механизмы более-менее известны лишь в исполнительной власти. Вспомним те же совет глав районов, периодическое участие мэрии в мероприятиях АСДГ и спонтанное участие облправительства – в рудиментах «Сибирского соглашения». В представительной и законодательной власти в регионе ничего подобного не было, благодаря усилиям как первого постсоветского губернатора, которому не выгодна была альтернативная лоббистская схема, так и постоянного спикера областного парламента, который, как представляется, всегда пытался затянуть всю законотворческую «вертикаль» на себя, жертвуя при этом даже достаточно здравыми идеями, – в частности, системой работы с наказами избирателей.
Тактической целью Александра Буркова может являться и «приведение к присяге» действующих сенаторов – Виктор Назаров явно и безальтернативно обязан ему собственным постом в Совфеде, а ничем не обязанная Елена Мизулина, видимо, получила недвусмысленный месседж о том, что она либо встраивается в выстраиваемую Бурковым на всех уровнях систему межэлитных сдержек и противовесов, либо ей не стоит надеяться на дальнейшую поддержку и выдвижение от вновь избранного губернатора.
Заявления Ложкина, с одной стороны, ни на чем особенно не обоснованы. С другой же – в условиях фактического отказа КПРФ и затяжного внутри-фракционного кризиса в самой «Справедливой России», выходцем из которой сам Бурков является, кроме ЛДПР поддержать его инициативу, оказывается, и некому. А ведь, помимо дефицита новых кадров у команды врио, в идее явно заложен большой политический смысл – ведь, если он будет выдвигаться в качестве самовыдвиженца, ему нужно позиционироваться как надпартийному кандидату.
Понятно, что «Единая Россия» и без того инкорпорирована в структуры омской исполнительной власти на всех уровнях, по причине партийной дисциплины поддержит его и «Справедливая Россия», а КПРФ – не будет поддерживать до тех пор, пока идет расторговка о выдвижении ее кандидата в весьма интересном с точки зрения «красного пояса» регионе. На этом фоне согласие Ложкина носит в первую очередь не административный и не кадровый смысл, а имеет совершенно конкретную политическую логику – оно означает, что ЛДПР готова участвовать в надпартийной коалиции против КПРФ.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
С одной стороны, все сроки уже давно выхожены, и совпадение с моментом после выборов внешне выглядит случайным. С другой – только сейчас начали массово появляться непопулярные инициативы на всех уровнях власти. Например, предложение Минтранса о том, что контролеры на транспорте смогут получать доступ, фактически, к персональным данным (паспортам) пассажиров. Схема утилизации отходов – также весьма непопулярное дело, учитывая, что платежи с населения, в среднем, мягко говоря, возрастут (по сути, они будут сопоставимы с платежами в фонд капремонта). Возможно, это было одной из причин, по которой создание новой схемы оттягивалось на период после окончания подсчета голосов (хотя, судя по всему, главной все же была ожесточенная лоббистская борьба за обороты в несколько миллиардов рублей в год).
По существу, не берясь прогнозировать, в пользу какой именно структуры лоббируется новая схема, можно с уверенностью говорить о том, что рекордные поставленные сроки для сбора документов и подачи заявок явно «заточены» под кого-то, кто заранее знает логику событий. Реальных игроков на рынке не так уж много: это «Ростех», судя по всему, консолидирующийся с Альфа-Банком в лоббировании северного городского полигона и соответствующего мусоросортировочного завода. Впрочем, учитывая открывающиеся в Подмосковье возможности, инвестировать в подобное предприятие в Прииртышье сейчас не самое выгодное дело.
Еще одни возможные интересанты это «компаньоны Юрия Гамбурга», лоббирующие полигон в Калачинске, и структуры Путинцева (Таврический полигон). Остальные игроки рынка либо фактически выходят из игры (как Фридманы, потерявшие лоббистские возможности с уходом в отставку Двораковского со своим потенциальным северо-западным полигоном), либо только начинают к ней готовиться (как Юрий Федотов, чья УК «Левобережье» начала готовить собственную техническую базу).
Под кого из этих или иных игроков рынка «заточена» стартовавшая схема, пока не до конца ясно, но то, что «все тайное станет явным» уже через несколько недель – уже более чем очевидно.